Об охоте на гуся осенью

Изображение Об охоте на гуся осенью
Изображение Об охоте на гуся осенью

Осенняя охота на гуся значительно продолжительней весенней, и, как следствие, продуктивней, но ездить приходится далеко. Мне доводилось бывать осенью в Астрахани. Признаюсь честно – ничего сверхестественного там не заметил.

Места для перелетной птицы райские, но многолетний охотничий прессинг сделал свое черное дело – птица стала намного осторожней, поменяла маршруты перелетов.

В общем, рекордных результатов по добыче гуся уже нет, или они несопоставимы с таковыми лет 7–10 назад.

А может, попадал я не в самые уловистые дни.

Весной у нас охота никакая.

Другое дело – осенью.

Гусь, бывает, летит – неба не видно!» – такую фразу я услышал от одного своего нового знакомого, побывав весной в Оренбургских степях. Утки тогда взяли прилично, а гуся было немного. Добыли всего пяток. С тех пор прошло три года, и вот, наконец, удалось в эти же степи попасть осенью.

После непродолжительных сборов и переговоров с охотхозяйством прилетаем в Орск. Нас четверо охотников: Антон, Вадим, Сергей и я. Еще трое сопровождающих – Ваня, Саша и Алеша.

Все они пока учатся в школе, но там как раз каникулы и появилась возможность побывать на охоте. Охота – она плохому не научит. Наоборот, воспитает чувство коллективизма и в то же время – самостоятельности. Закалит на степном солнце и холодном ветру. Даст первые навыки аккуратного обращения с оружием.

Да и вообще, провести несколько дней вместе с любимым папой удается не так уж часто, а тут – ОХОТА!

Из аэропорта Орска наш путь лежит все время на восток. Три часа езды по асфальтированной дороге, и мы в «гусином царстве». С этого момента подробней.

Осенью гусь летит с севера на юг. Путь не близкий. Птице нужно периодически отдыхать, иногда до двух-трех недель. Идеальным птичьим «домом отдыха» являются степи Оренбургской области и Казахстана.

Есть большие и малые водоемы. Есть и кормовая база на бескрайних полях, где после уборки пшеницы для гусей всегда немножко остается. Днем и ночью птица отдыхает на воде, а утром и вечером жирует на полях.

ТЬМА!

Вот и долгожданная утренняя зорька. Выезжаем на кормовое поле и располагаемся в небольших кучах соломы параллельно берегу озера Жетыколь, откуда с первыми лучами солнца гусь потянет на поля. И вот он потянул...

Сначала на горизонте появилось серое «живое облачко». Постепенно оно стало напоминать тягучий пчелиный рой. Потом послышалось далекое, до боли знакомое гусиное гоготание. Рой незаметно превратился в несколько гусиных стай, точнее клиньев. Границ между этими клиньями не существовало.

Все они были связаны в одну большую, состоящую из нескольких тысяч птиц, стаю. Гоготание усиливалось, птицы приближались. Почему-то возникло сравнение с нашествием татар на Русь, и я наконец-то понял выражение «тьма».

Но, как говорится, «видит око, да зуб неймет!» Птица идет на высоте не менее 300 метров. За этой стаей пошла другая, потом еще и еще... Зрелище завораживающее!

Потрясенные увиденным, мы, честно говоря, не особенно-то и хотели стрелять. После бессонной ночи попасть сразу на такое «шоу» было уже достаточной компенсацией всех тягот сервиса на воздушном транспорте (да и наземном тоже!).

Дети же после легкого завтрака растянулись на своих полках в теплом «купейном» вагончике. Конечно, не «пять звезд», но тепло, чисто, даже теплая вода в умывальнике. Чего еще нужно? Туалет хоть и на улице, но с «сидухой» и обогревом от калорифера. Как говорится, «пустячок, а приятно». Вечером баньку обещали протопить. По-белому.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Утренняя зорька, как выяснилось на базе «Степное», состоит из двух стадий – вылет и отлет. Первую стадию я только что описал. Насытившись зерном на полях, птица возвращается на воду. Ей нужно попить, иначе зерно начинает «гореть» в желудке. Но гусь не дурак.

Отлет начинается часов в 11, за это время охотники успевают позавтракать и вновь вернуться на поля. Егеря в бинокли рассматривают излюбленные места кормежек лапчатых и стараются посадить охотников в заранее выкопанные в земле ямки или в копны соломы так, чтобы, возвращаясь на воду, гуси пролетели над ними. И как можно ниже.

Теоретически все просто. На самом деле, как всегда, есть нюанс. И не один. Гусь может перед отлетом сначала перелететь метров на 300–500, и соответственно, возвращаться не так, как хотелось бы его «оппоненту».

Может просто чего-то испугаться и полететь вправо-влево. Может банально облететь охотника, если тот не слишком добросовестно и правильно замаскировался. Опять же – погода. Сухая и безветренная позволяет птице быстро набирать недосягаемую для наших берданок высоту.

Тут, как в автомобильной пробке, где равны все автомобили, равны все марки ружей. В общем, погода стояла замечательная, и наши «беретты» и «бенелли» отдыхали точно так же, как и более скромные «ижевки» и «тозовки» наших соседей. Отдельные выстрелы все же раздавались. Многое, конечно, зависит от везения, но чаще все же – от опыта и умения.

ПТИЦА ПОМНИТ ВСЕ

Вечерняя зорька начинается часов в пять. Гусь с воды вновь летит кормиться на поля. Посовещавшись, решили действовать по старой, проверенной методике. Ставим на поле в непосредственной близости от утренней кормовой площадки свой «фирменный» канадский скрадок и три дюжины корпусных гусиных чучел. Ждем. Вот пошли гуси.

Первая стая – не менее двух сотен гусей. Прямо на нас. Начинаем «га-кать» в манки. Метрах в 300 от нас стая резко меняет курс. То же самое происходит и со второй стаей, и с третьей. Я, лежа в соломе довольно далеко от скрадка, закопался в ней с головой, и меня гуси видеть не могут.

Передаю по рации свои догадки по поводу боязни лапчатыми скрадка. Мои товарищи на это отвечают, правда, с некоторым сомнением, что и такая форма укрытия и такой материал гуся не пугают. Многократно проверено. Но тогда в чем же дело?

Когда уже почти в полной темноте уазик приехал за нами, то егерь однозначно подтвердил мои опасения насчет скрадка. Все очень просто. Птицы здесь кормятся не первый день и хорошо помнят все на привычном маршруте.

В их сознании записано, что новые объекты несут опасность. Охота на гуся открыта давно и время от времени по птицам стреляют. А им почему-то это не нравится.

– Какой скрадок! Солому-то если перевернуть, и то уже замечают. Она чуть светлее, и гусь такое место старается (от греха подальше!) облететь сторонкой. Надо хорониться в старых сидьбах или в соломенных укрытиях. Тогда, может, и собьете одного-двух.

А вообще в такую погоду он всегда высоко летит. Вот если ветерок посильнее да снег с дождичком! Вот тогда самая охота!

– Что же ты нас раньше не предупредил!?

– Постеснялся! Вы вон как экипированы! Да и многие не любят, когда их учат.

– Блин! Выкрутился!

– Да ладно! Чего переживаете! Вон, погода ломается. Утром точно добудете!

Нельзя так говорить на охоте. Отсюда и выражение, если хочешь пожелать доброй охоты, то пожелай напротив, ни пуха ни пера.

ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ

В общем, егерь нам все испортил на следующий день. А погода сломалась только через сутки, хотя мы всю ночь вместо сна молили бога о снеге с дождем. Правда, молились в основном в баньке под шелест березовых и можжевеловых веничков.

Вечером же за ужином ребята из Тольятти (кстати, приехали с вечерки с парой жирненьких гуменников) рассказали о своей методике охоты.

Они перед заходом солнца находят кормящуюся стаю и, заметив место, охотятся от него подальше. Рано утром, а лучше поздно вечером, ставят на этом месте профиля и сооружают естественные скрадки (в земле или соломе). Утром гусь обязательно вернется на свое кормовое поле. Тут уж не зевай!

Посовещавшись, так и решили сделать. Но у нас оставался всего один вечер. Утром вновь съездили на «вылет» и «отлет».

Красиво всходило солнце, летели огромные и не очень огромные стаи гусей и казарок. Может, и не так быстро, как высоко. Мы успокаивали себя тем, что дышим свежим воздухом и питаемся вкусной и здоровой пищей.

Кстати, о пище. Тут мнения разошлись. Но все единодушно согласились, что за эти деньги можно бы и получше кормить.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Сытый человек, а тем более охотник, всегда менее «кровожаден». Неудача на охоте, компенсированная хорошей кухней, уже из трагедии превращается в маленькую неприятность. Сколько раз слышал от друзей: «Поохотились мы так себе, но харчи!» И после перечисления разных вкусностей следует вывод, что «путь к сердцу как мужчины, так и охотника, – через желудок.

В этом плане самые приятные воспоминания об Астрахани. Там даже спрашивали, что приготовить на ужин. Не требуется ресторанного меню, достаточно двух-трех фирменных блюд, желательно национальных. Жареного астраханского линя и карасей с озера Айке я никогда не забуду.

Вечером, по рекомендации егерей, сели в брезентовые скрадки, установленные недели две назад. К ним-то гуси привыкли! Должны налететь!

В скрадках сидели попарно с мальчишками. Гусь все-таки их (мальчишек, но больше скрадков) опасался и на выстрел не подлетал. Я зарылся в соломе метрах в трехстах и ждал гусиков, но... дальше можно писать, как начался слабый осенний дождь, усилился ветер и сгустились сумерки. Настроение охотников соответствовало погоде.

ПОСЛЕДНЯЯ ЗОРЬКА

Оставалась надежда на последнюю утреннюю зорьку. И вот она наступила. Погода наладилась. Я сидел в приямке-скрадке и ждал своего гуся. На востоке занималась сказочно красивая кроваво-красная заря. Тянул легкий «хиус». Гусь пошел.

Прямо надо мной пролетела стая штук в сто. Высоковато. Налетела вторая, расстояние тоже предельное, не менее 70 метров. Патроны – магнум, дробь – «нулевка». Пропускаю птиц и стреляю «в угон» под перо. Один гусь спотыкается, заваливается на бок и падает. Слышен глухой удар по сухой пашне.

Соседи тоже стреляют, но некогда смотреть по сторонам. Надо быстренько перезарядить ружье. Активный лет длится минут сорок. Вот опять на меня, гогоча, движется стая. Штук двести, не меньше. Можно бить. Четыре выстрела. Еще одна птица падает на землю.

Вот и все. Мои товарищи тоже взяли пару. Немного, но и опыт чего-то стоит. На прощание бросаем монетки в озеро, хотя... много красивых мест на нашей необъятной земле и хочется везде побывать.

А сюда, если и вернемся через год, то на своем транспорте и, скорее всего, с автокэмпером или трейлером. Подключимся к электроэнергии на базе и будем ездить по всем охотугодьям на своем автомобиле. Космический навигатор хороший прикупим и вперед! Тогда уж точно не к кому будет претензии предъявлять. Только к себе.

РЕЗЮМЕ

  • отправляясь в новое для себя место охоты, постарайтесь по возможности точнее все узнать об особенностях охоты в данном регионе;
  • не настраивайтесь на легкий и выдающийся результат, ибо разочарование может здорово испортить общее впечатление от путешествия;
  • если отправляетесь «за тридевять земель», то лучше планировать поездку не на пару дней, а хотя бы дня    на четыре. В противном случае, вы только приноровитесь к особенностям охоты в этом регионе, а уже пора уезжать;
  • анализируйте все плюсы и минусы экспедиции, дабы в следующий раз не наступать на те же грабли.