Зима выдалась снежная.
Январь пролетел в заботах, супруга с сыном лежали в больнице, по будням работа в депо, остальное время занимали бытовые заботы, дома больной отец и маленькая дочь.
Наша жизнь в Хилке не отличалась сытостью, и охота сильно выручала.
Природа Хилотского района – это охотничий рай.
Увалы, хребты и сопки, покрытые тайгой, которые начинались за огородами в конце улицы, были видны, как на ладони, из окон нашего дома. К началу февраля вся семья была в сборе и жизнь вошла в обычное русло.
Однажды утром супруга открыла холодильник и недвусмысленно указала мне на его первозданную пустоту. Ее вопрос, почему я не иду на охоту, прозвучал для меня как упрек и как благословение.
Так начинается фарт! Утро следующего дня началось для меня в лесу. За плечами пустой рюкзак, в руках «ТОЗовка». К 9.00 я был на близлежащем хребте. Все складывалось в мою пользу: и вчерашний снег, и небольшой встречный ветер.
Продвигаясь по глубокому снегу и соблюдая осторожность, я весь превратился в слух и зрение. В такие минуты теряешь чувство времени, забываешь про усталость, охота поглощает все. Кормовой след косули заставил меня замереть. След был парной! Следов было несколько.
Кормовые наброды шли в разные стороны, петляли, пересекались. Не пытаясь определить количество следов, начал преследование по самому крупному из них. Густой подлесок сильно ограничивал видимость и осложнял скрадывание.
Останавливаясь на каждом шагу, стараясь двигаться еле заметными движениями и распутывая следы, я старался определить направление хода косули. Удары сердца отдаются в висках, напряжение сковывает дыхание, я чувствовал, косули очень близко.
Стали замерзать ноги. В какой-то момент предчувствие заставляет меня посмотреть вправо. Медленно поворачиваю голову и понимаю свою ошибку, в двадцати шагах из-за куста багульника на меня смотрела косуля!
Пытаясь исправить положение, медленно поворачиваюсь. Одним прыжком косуля исчезает за молодыми сосенками. Ругая себя, срываюсь на перерез в сторону прогала. Поздно! Останавливаюсь, стараюсь успокоиться и взять себя в руки.
Местность мне хорошо знакома, предугадывая направление, по которому пройдет косуля, быстро иду в сторону глубокого распадка. Выйдя на край склона, замечаю двух косуль, которые на махах пересекают распадок. Выбегаю на чистое место и ловлю в прицел заднюю.
Руки дрожат так, что о прицельном выстреле не может быть речи. Сажусь в глубокий снег, локти подпираю коленями, теперь совсем другое дело! Узкий и глубокий распадок, поросший редкими кустами и молодыми сосенками, как на ладони, косули, замедляя бег, поднимаются по противоположному склону.
В который раз жалею, что нет карабина. Малодушие и азарт подталкивают на выстрел по бегущим. Отбрасываю поспешность, понимая, что возможен только один выстрел. Расстояние увеличивается, сто, сто двадцать, сто тридцать. В голове одна мысль: «Остановитесь, остановитесь!».
Они остановились, на пределе, не добежав до густого ельника несколько метров. Мгновенно оценив дистанцию, ставлю прицел 150. Успокаиваюсь, мушка находит точку под лопаткой. Вдох, выдох... После выстрела-щелчка косули бросаются в разные стороны и скрываются из виду. Встаю, отряхиваюсь. Уверен, что попал, стреляная не пошла в гору.
Ничто не нарушает наступившей тишины. Перезарядив «ТОЗовку», начинаю спускаться в распадок. Снег внизу выше колена, с трудом поднимаюсь к месту остановки косуль. Преодолев этот путь, останавливаюсь отдышаться, оглядываюсь назад, прислушиваюсь. Вот след, остановка, прыжок, след продолжается за кустом багульника метрах в четырех.
Ни крови, ни шерсти не видно. Обхожу куст. Вот! Клочки шерсти и капелька крови. След идет по дуге, в сторону и вниз, значит, ранение тяжелое. Через десять метров след переходит на шаг. Готовый к выстрелу, медленно продвигаюсь сквозь молодой подрост и багульник. Шаг, еще шаг. Разом спадает напряжение, чувство радости и удовлетворения наполняет душу.
В нескольких шагах, зарывшись головой в снег, лежит мой трофей. Уже не таясь, подхожу. Глубокий снег наполовину скрывает грациозное животное. С первого взгляда видно, что косуля крупная. Приподнимаю из снега голову, умерли, не родившись, угрызения совести. Гуран!
Решаю отдохнуть, сажусь на валежину. Достаю из рюкзака НЗ, кубик рафинада и небольшой ломтик хлеба. Взглянул на часы, 10.20, можно не спешить. Мысли текут, как горный ручей. Еще и еще раз вспоминаю подробности своей охоты.
Разглядываю добычу, прикидываю примерный вес. Килограмм пятьдесят, не меньше. На шее шерсть белая, в виде галстука. Здоров! Таких гуранов здесь называют хребтовыми. Одно слово, фарт! Вкус сахара напоминает о домашних. Хочется и до них донести радость от удачной охоты, а не просто мясо.
Решаю принести домой шкуру. Радуюсь удачной мысли, представляю, какое впечатление это произведет на них, как дети будут гладить мягкую шерсть и разглядывать копыта. Представил радостное лицо отца, старого охотника, его огонек в глазах и гордость за сына-промышленника, деловитую суетливость любимой супруги...
К действию возвращает прокравшийся под одежду мороз. Расчищаю от снега небольшую площадку и приступаю к разделке. Вот и входное отверстие, пуля пробила сердце и остановилась под шкурой с другой стороны. Про себя отмечаю, что это один из лучших моих выстрелов.
Покончив с этим делом, укладываю добычу. Рюкзак набит до отказа, сверху шкура и ружье. Вес более чем солидный, попытался одеть с земли, как обычно, не получилось. Устанавливаю рюкзак на высокий пень, продеваю в лямки руки и переношу вес на спину. Тяжел! Ну, с Богом!
Обратный путь лежал через небольшой хребет. Увязая в глубоком снегу, обходя завалы и продираясь сквозь заросли ольхи и багульника, я стал выбиваться из сил, еще не дойдя до основного подъема. Вперед, только вперед!
В глазах темнеет, не хватает дыхания, на четвереньках, барахтаюсь в снегу, цепляюсь за кусты и деревья, но лезу вверх. Предательски трещит лямка рюкзака, только этого не хватало! Немного удлиняю ее, чтобы переместить вес на другую. Отдыхаю стоя, садиться нельзя, расслабишься не встанешь.
На память приходят фотографии из западных журналов. Красивые, холеные европеоиды в шляпах с перьями, улыбающиеся и самодовольные. В красивых охотничьих костюмах, специальных ботинках.
В руках дорогие штуцера и карабины с оптическими прицелами, калибра 9 мм. За спиной рюкзак со специальным стулом. В рюкзаке, украшенный еловыми ветками, европейский гуранчик, размером с дворняжку. И все это на фоне зеленых лужаек лесопарков. На лицах выражение победителей. Сюда бы их сейчас, рюкзачок в горку поднести!
Вершина уже видна в прогалах деревьев. Ноги дрожат, пот разъедает глаза, ноша стремится опрокинуть на спину. Давно не обращаю внимания на набивающийся под одежду снег, еще немного, несколько метров.
На вершине останавливаюсь, согнувшись вперед, упираю руки в колени. Рюкзак лежит на спине, до боли нарезанные лямками плечи отдыхают. Морозный воздух обжигает легкие, дома обязательно в баню! Теперь будет легче, длинный и пологий склон хребта идет до самого дома. Остаток пути, несколько километров, проделал как зомби, чисто механически передвигая ноги.
Наконец-то показались крыши близлежащих домов. Спускаюсь к жилью по старой, заросшей, конной дороге, которая плавно переходит в улицу. Вот и последний переулок, в конце его мой дом. Топится баня, ждут! Собаки, Жиган и Белка, подняли лай, далеко почуяв меня.
Возле калитки стоял отец, на лице улыбка, глаза горят. Засуетился, пропуская меня в дом. Старый охотник, в душе он радовался, наверное, больше всех. Прохожу на кухню, снять рюкзак помогают все. Всеобщее оживление, радость, шум, вопросы. Коты усердно вышаркивают шерсть об мои ноги.
Предлагаю отцу попробовать поднять рюкзак. Не смог даже стронуть, он не обиделся, но мне стало стыдно. Выкладываем мясо на целлофан, сортируем. Посыпались кулинарные рецепты, с помощью которых предлагалось уничтожить мясо гурана.
Суп, котлеты, позы, пельмени! Хватит на все, но сначала жаренина, быстро и много. Все удивлялись размерам шкуры, разглядывали маленькую дырочку и помятую пульку, которая ее сделала.
День закончился в радостной суете, потом баня и грандиозный ужин. За разговорами засиделись допоздна, но усталость берет свое.
Стали укладываться спать и, наверное, каждый думал о своем. Дочка – о красивых куклах. Сын – о своих будущих охотах. Отец – о прошлом. Жена – о завтрашнем меню. А я подумал, что самый тяжелый рюкзак – пустой!
Комментарии (28)
КСН
Спасибо Алексею Залевскому за оду "ТОЗовке". Рассказ лишний раз подтверждает достоинства "оружия браконьера" в надёжных руках. Набрал в интернете "тозовка" и перечитал ТТХ этой винтовки.
Когда-то, будучи школьником ныне уже не существующего государства, я принимал участие в строительстве 50-метрового капитального школьного тира для стрельбы из мелкашки.
Затем регулярно стрелял в этом тире под руководством школьного военрука. Самые приятные воспоминания.
Александр Арапов
Вполне изящная, начиная с названия, история, на сколько изящным может быть почти документальное охотничье повествование.
Vladimir Gorlevskiy
Всё как в жизни!
Только я стараюсь максимально большое расстояние транспортировать косулю волоком. Зацепил шнур петлей за нижнюю челюсть и тащишь за собой как саночки - в разы легче.
2 ответа
Petr Shmakov
Волоком хорошо транспортировать по жесткому неглубокому снегу или по насту. А если снег по колено и даже по пояс плюс горная местность как в рассказе, то без рюкзака будет сложнее.
Vladimir Gorlevskiy
Согласен.
Но у нас последние лет 20 охота на косулю закрывается задолго до глубоких снегов.
Алексей Стефанович
Это что же такая за фантастическая "ТОЗовка", из которой можно за 150 метров малой пулькой положить матерого гурана:-)))!??? И каков же охотник, что дотащил через горы по глубокому снегу до дома аж этого самого гурана!? Ну ладно, внутренности, ноги по "локоть", голову долой! Килограммов 15 будет. Остается 35! Можно тащить, если охотник такой, как герой Джека Лондона из повести "Лютый зверь"!!!:-)))!!?!
2 ответа
Леонид Галась
Вообще тащить, особенно в одно лицо, неудобно. Лучше разделать и в рюкзак. На жердине вдвоем тоже несподручно, многократно проверено на собственном опыте. А где "Лютому зверю" таскать приходилось, он больше по морскому зверю был задействован. Д.Лондона нужно читать в юношеском возрасте, пока серьезно охотой не увлекся и опыта не набрался, ляпсусов много и выдумки с избытком.
Vladimir Gorlevskiy
Мой отец после фронта до 60-х годов отстреливал косуль из ТОЗ-8 (с толстым стволом) десятками - кормил и семью и соседей-бюджетников. Правда, стрелял он очень хорошо - на спор в донышко банки от сгущенки в лет попадал.
Да, патрончики использовались спортивно-целевые, "со звездочкой" (вроде так назывались). Некоторые делали и надрезы на пуле.
Про переноску согласен: мой вес меньше 60 кг и рюкзак с косулей далеко не унести, даже поднять на спину проблемно. А вот волоком, "на веревочке" , запросто и без напряга - не менее сотни перетаскал.
Переноска "на жердине" вообще бред (ну если только по асфальту или сделать селфи :-))).
КСН
Технические характеристики
Вес, г 3120
Калибр, мм 5,6
Прицельная дальность стрельбы, м 250
Дистанция сохранения убойной силы пули, м 800
Максимальная дальность полета пули, м 1200-1600
Число нарезов, шт. 4
Шаг нарезки, мм 350
Длина ствола, мм 600 и 640
Применение
Во время Великой Отечественной войны винтовками ТОЗ-8 охотно пользовались советские партизаны. Также на вооружении партизанских формирований встречались и многозарядные винтовки ТОЗ-9.
При оккупации территории СССР немцы захватили некоторое число винтовок, который использовали для учебных стрельб и вооружения полицейских подразделений под обозначениями Kleinkalibergewehr 205(r) и 206(r) (бывшие ТОЗ-8 и 9 соответственно).
На сегодняшний день малокалиберные винтовки или, как их часто называют, карабины ТОЗ-8/8М часто используются для охоты на дичь. Наибольшее распространение оружие получило за Уралом и в Забайкальском крае.
3 ответа
Леонид Галась
Была в детстве наверно ТОЗ-8, спортивная с толстым стволом, милиция отобрала. Била относительно точно. Кроме регулируемого целика до 250 м, ничего не подтверждает приведенные характеристики. В упор 10 см доски не пробивала, а уж на сколько просядет пуля на 250 м дистанции, тоже в метрах измерять придется, да и начальная скорость чуть более 300 м/с, практически дозвуковая.
Алексей Стефанович
Я эту игрушку, ТОЗ-8 хорошо знаю. Приходилось нам с ней охотиться. Вся ее прицельная дальность -30 м! Кроме белки из нее ничего реально не убьешь. Что промысловики и делали. Ну ворон еще с близкого расстояния можно пострелять. А эта пулька в патроне кольцевого воспламенения весит как картечина диаметром 5,6 мм. А все эти так называемые характеристики для отвода глаз. И на войне любое оружие, из которого в принципе можно убить врага, было хорошо.
Иван Максимов
А еще из нее лосей били (попадая в шейный позвонок)
КСН
Косулю, по слухам, мелкашкой реально взять до 50 метров. Из чего же, всё-таки, стрелял автор?
5 ответов
Леонид Галась
Всякое на охоте бывает. Лося быка трехлетку дробью №1 чисто взяли и ворону метров за 150-200 чудик укокошил, стрельнув картечью, одна картечина чудом с птицей встретилась. В Уломском о/х пулей метров за 200 по отдыхающим на плесе один охотник пальнул, селезню уже вылиневшему по шее попал. Из пневматики человеку смертельные ранения причиняют, но это уже из официальных СМИ
Алексей Стефанович
Теоретически можно. Только вероятность такого события равна р = 0,001!
А лося, соответственно, р = 0,00025!!! Достоверно мне такие случаи не известны. Никто из моих знакомых и друзей ни косуль, ни тем более лосей из мелкашки не стрелял:-)))!!! А что касается аномальной добычи дичи не соразмерным снарядом, то мне достоверно известно, как мой знакомый застрелил лося дробью №1. Стрелял дуплетом метров с 20. Правда это был не бычок трехлеток, а теленок весом около 100 кг. В другом случае мой друг застрелил кабанчика килограммов на 60 тоже дробью №1 двумя выстрелами из МЦ21-12 почти в упор. Так получилось. А что касается автора статьи, то он, судя по всему, начитался рассказов Джека Лондона, но уже в зрелом возрасте, и сочинил свой охотничий рассказ. Между прочим, рассказ читается с чем автора стоит поздравить. Вон сколько комментариев:-)))!!!???
Иван Максимов
Ну, значение p=0.000025, высосано из пальца (скорее всего), или приведите формулу расчета? Что же касается отстрела лосей из мелкашки, рассказывал мне об этом промысловик которого давно уже нет в живых, причем делал он ( с его слов) неоднократно. По жизни во вранье он никогда не уличался. Ну а курьезных выстрелов, принесших РЕЗУЛЬТАТ, я могу привести целую кучу, вот только надо ли?
Алексей Стефанович
Прежде чем писать вот это "самое", я советовал бы Вам привести свою формулу расчета. И "значение р=0,000025" действительно высосано из пальца. Это Ваше значение:-(((??? И всякого рода "рассказок" я тоже могу привести кучу. Только из этого ничего не следует. Я привел лишь те факты, которым либо сам был свидетелем, либо имею документальные доказательства и многочисленные свидетельства своих друзей.
Иван Максимов
Не я приводил значения вероятностей!
Леонид Галась
Вот и пошли рассказы охотничьи. Добавлю и я свою "ложку", только прежде замечу, что целевые 5,6 слабее "валовки", но точнее. Сеголетка лося уложили полиэтиленовым контейнером из карабина "Лось" 9 мм слегка утяжеленным кончиком свинцовой пули от стандартного патрона 5,6 бокового огня. Было это в Лосином Острове, при попытке обездвиживания. Промазали мимо мягких тканей задка, угодили по брюшине, контейнер в почку попал. Там же браконьеры из мелкашки лося молодого отстреляли, правда сколько раз и куда стреляли сказать затрудняюсь. Просто их видели с винтовочкой, как они лося от поселка (Мытищинской водокачки) отгоняли и позднее шкуру нашли.
Конечно стрелять из мелкашки влет, да еще точно в донышко банки, это "круто", но еще сложнее этак банку "запустить", чтобы донышком к стрелку летела, но самая "крутизна" придумать такое!
1 ответ
Vladimir Gorlevskiy
Банку кидал я, спор проиграл Алексей Черкасов, после этой поездки он подарил отцу книгу со своим автографом. "Придумывать" мне нужды нет, как и дела нет до "фом неверующих".
А в подтверждение умения стрелять, попрошу Михаила выложить фото вырезки из фронтовой газеты 1943г.
Александр Арапов
С точки зрения физиков, наверное, шанс добыть за 150 м косулю действительно мал, также весьма тяжело повторить всё, что исполнил автор после. Но...
Посмотрим на всё как лирики. Рассказ просто светится охотничьим счастьем, что фартом зовётся. Если бы не упоминание февраля, то всё можно принять за рождественскую сказку. Всё до этого было не очень хорошо- больницы, заботы и прочее, свойственное для чёрной жизненной полосы, а потом все собрались вместе. Жена, не кто иной, запустила этот чудесный процесс фартовой охоты. По иному и не могло быть. Все ожидали успеха и всё получилось.
Получился и рассказ.
Всех с наступающим Новым Годом! Здоровья, успешных обычных охот и таких вот- сказочных!
1 ответ
А К
С точки зрения физики, на мой взгляд, шанс либо есть, либо его нет. И если он есть с точки зрения физики, то всякие вероятности уже - с точки зрения анатомии (животных), математики и исходя из навыков конкретного стрелка.:)
А если его нет (шанса), то и рассматривать вероятности нет никакого смысла по моему мнению.
Поэтому, верно Александр! Пред Новым годом, на рассказ лучше смотреть с другой стороны.
Александр Арапов
Владимиру Горлевскому.
Алексей Черкасов-писатель, который написал "Хмель", "Конь рыжий"? Вам можно позавидовать!
4 ответа
Vladimir Gorlevskiy
Да, он (ещё и "Черный тополь" и повести и рассказы). Человек не простой судьбы, детдомовец, как и мой отец. Очень рано ушел из жизни...
PS. А 150 метров для мелкашки "стоковым" патроном всё-таки слишком много.
Александр Арапов
Спасибо за ответ. В молодости общение с такими людьми очень дорого!
Леонид Галась
Иногда заочное общение много полезнее и дороже, чем личный контакт, который может принести разочарование в личности твоего кумира.
Александр Арапов
По-разному бывает. Как уж кому повезло.
M A
Забавный фельетон. Автор мастерски рисует сатирические образы "охотника", пытающегося ублажить жену, "desperate wife", отсылающую "своего" на время, тихого пенсионера, вытесненного современными "лавочниками" с места главы семьи.
Пропесочены "охотники", пришедшие в охоту не по страсти с детства, по любви к природе, а пытающиеся понравиться жене, принести мясо. Такие и спортом занимаются, чтобы понравиться. Правильно, пора!
Досталось и браконьерским и неэтичным, неспортивным видам охоты. С мелкашкой на дичь крупнее рябчика. Охота на копытных по глубокому снегу, в бедственном положении. Стрельба на недопустимом расстоянии. Стрельба по неопределенной (самец-самка) цели. Стрельба по неподвижной дичи. Правильно!
Побольше такой сатиры на недотеп, не интересующихся природой, биологией объектов охоты, а ищущих только мяса и снисхождения жены!
Может быть, этот фельетон заставит многих хотя бы читать книги, расти мужчинами и настоящими культурными охотниками. Спасибо автору!