Всякие ограничения и запреты не внушали оптимизма.
Но со временем тревожные сообщения о жертвах пандемии стали снижаться, и в Москве 3 июля уже насчитали 531 зараженного за сутки, и впереди замаячила надежда, что мы наконец вышли на плато пандемии.
Отменили пропуска, разрешили вылеты за рубеж на отдых и посещать общественные места развлечений.
Народ вздохнул и ринулся догонять упущенное. Я все ворчал, рано, надо бы еще повременить. Но куда там! Уморились!
Вот и Петров день — канун открытия летней охоты по перу, самый долгожданный праздник для охотников. Мои товарищи по коллективу № 9 Домодедовского районного общества засобирались 8 августа на открытие охоты. Среди них оказался и я, поверивший, что с пандемией все покончено.
Открытие охоты по перу — это событие нечто большее. Для одних — это приятное времяпрепровождение со стрельбой, да еще в хорошей компании и с веселым застольем на природе.
А для других охота — это, прежде всего, отдохновение души и тела, возможность хотя бы на короткое время уйти с друзьями туда, где назойливая реклама не помешает любоваться звездами, слушать шум задумчивого леса, шепот прибрежного камыша, увидеть рассвет и как «заря с зарею сходятся».
Пройтись по лугу или полю, еще подернутым легким туманом, не сводя глаз с «выписывающего» челноком лопоухого помощника или затаиться в камышах, ожидая налета чирка или крякухи. Для таких охотников добыча диких зверей и птиц, хотя и весьма желательна, но это не является главным.
Для них охота — зов предков, увлечение именно охотой, связанной с ожиданием, поиском, преследованием дичи, и, как наивысшая награда всего этого действа, меткий выстрел и обладание заветным трофеем.
Как тут не согласиться с П.М. Мачевариановым: «Охота вообще есть сильное влечение, страсть к занятию любимым предметом и — энергическое, настойчивое стремление к доведению до всевозможного совершенства как действий, так и различных принадлежностей этого предмета. Успех же в достижении желаемого молодит душу и тешит сердце охотников; бодрит и веселит стариков, и молодежь доводит до восторга».
Не верю в утверждения некоторых охотников, что для них охота — «настреляться от души», и для убедительности своих слов приведу запавшую мне в сердце и ставшей моим кредо замечательную мысль ныне покойного писателя Вадима Чернышева: «Выстрел — всего лишь мгновение в том, что называется охотой.
Если бы от нее осталась одна стрельба, я уверен, все настоящие охотники распрощались с ней навсегда». Я люблю пострелять и для этого довольно часто посещаю стрелково-стендовые комплексы, а также участвую в соревнованиях. Как это бодрит!
Сегодня редко на открытии охоты, на любимом болоте или озере ты окажешься один. Как-то в одном из заливов озера Верестово обустраивал укрытие, вроде никого рядом не было. А утром по сбитому мною чирку из соседних кустов грохнул дуплет. К упавшей птице устремляется охотник и забирает ее. На возражение, что птица начала падать после моего выстрела, он спокойно ответил, что чирок бит им. Я не стал спорить и ушел на другую сторону залива.
За утро на меня несколько раз налетали кряковые. И вот удача! Четыре птицы стали моими трофеями. На соседа утки тоже налетали, и я на каждый его выстрел косил глаза. Перепуганные птицы, шарахаясь, в страхе улетали от него. Солнце стало хорошо припекать, и я снялся с места. Прохожу мимо своего «обидчика», он вышел из кустов и протянул мне чирка.
Я, конечно, от птицы отказался и в знак того, что не обижаюсь на него, подарил ему крякуху. После этого случая мы не раз встречались на охоте, и он подвозил меня до дома. Так и подружились.
Я еще раз предлагаю собратьям по страсти задуматься, а что если из охоты выхолостить любовь и страсть, во что она превратится? Прекрасно понимаю, мои рассуждения для некоторых охотников звучат не совсем убедительно.
А для того чтобы показать, охота — страсть благородная и возвышающая душу человека, надо иметь огромнейший дар слова. Я постоянно размышляю над этими простыми и понятными на первый взгляд словами, кто есть мы, охотники, и что значит для нас охота.
Ответы на эти вопросы находил в высказываниях настоящих и правильных охотников как прошлых лет, так и сегодняшних. Ни один поэт, писатель или художник, хоть однажды побывавший на охоте, не мог удержаться от чарующих ощущений и выразить их в своем творчестве.
Как точно об охоте и охотниках сказал популярный писатель-природолюб Олег Васильевич Волков: «Я имею в виду всех, кто, как и я, не только любит сызмальства охоту, приучен видеть в ней овеянное поэзией и насыщенное благородными традициями занятие, не роняющее достоинства и нравственного облика тех, кто ему бескорыстно и честно предан, но кто озабочен и тем, чтобы славная на Руси охотничья потеха не оскудевала и люди, носящие звание охотника, выказывали обликом своим и поведением воспоминания об Аксаковых и Тургеневых…» Ну, я отвлекся.
В общей сложности мои товарищи отстреляли за утреннюю зорьку с десяток уток. У нас традиция. Как у героев кинофильма с «Легким паром». Они перед Новым годом ходили в баню, а в нашем коллективе, благодаря председателю Николаю Петровичу Науменко, сложилась своя традиция — открытие охоты заканчивать приготовлением охотничьего обеда и выкушиванием его по-братски, вместе.
В лесу на красивой полянке заранее сооружен стол. Кулинары разделывают дичь и готовят вкусный «шулюм». На столе все смешалось — «мое, твое — все наше». Играет музыка. Это наш новый член коллектива Коган Илья Владимирович привез музыкальный центр и радовал нас своими песнями.
Я, конечно, не удовлетворился одним выходом на охоту. Меня тянуло в мои любимые места в Тверской области. Я все выспрашивал у своего товарища Александра Бортникова, как на озере Верестово? Из его ответов следовало, что воды в озере много, как весной. Берега затоплены, и утки ходят открытой водой. Охота так себе.
Я задумал после Покрова (14 октября) съездить поохотиться на озере, в надежде, что к этому времени пойдет «северная». А тут стали опять поступать тревожные сообщения о вспышке заболеваний коронавирусом. Наверное, отдыхающие «подвезли».
И вот 15 октября я в любимой деревеньке Стогово. Правда, в ней осталось всего «полтора» дома. От местных охотников и рыбаков узнал, что охота так себе, а вот рыбалка хороша. По совету бывшего егеря Дубакинского охотхозяйства решил походить по речушке в районе Заручья. Воды в ней немного, берега открыты и можно поохотиться на вылетающих туда по утрам на гальку уток и тетеревов.
Я рано утром подъехал в названный район и отправился налегке по ручью, внимательно оглядывая местность впереди. Мне путь перегородила небольшая березовая рощица, языком спускающаяся к ручью. Медленно пробираюсь между деревьями в ожидании увидеть на берегу уток или тетеревов. И как всегда!
Неожиданно слева с грохотом взлетает тетерев, за ним другой. Торопливый выстрел, один, второй… С радостью замечаю падение птицы и устремляюсь к ней. Поднимаю тетерева за крылья и с жадным удовлетворением разглядываю его черно-синие перья, завитушки косиц хвоста и выпуклые алые брови. С трепетом молвлю слова благодарности нашему Господу Богу.
Немного передохнув, я побрел назад к машине, так как почувствовал, что далековато отошел от нее. Шел себе расслабленной походкой, наслаждаясь свежестью утра и свалившейся на меня удачи, не особенно присматриваясь к ручью. И вот сюрприз!
Из маленького островка камыша с шумом и кряканьем срываются с пяток кряковых. Торопливый выстрел один, другой, и все мимо! Эх, старость… От отчаяния вдогонку посылаю третий без всякой надежды на удачу. О! Охотничье счастье! Из стайки вываливается птица. Я, не веря, поспешаю к месту падения. На мелкой гальке лежит кряква. Эх, говорю сам себе, а почему не селезень?
Какой-то внутренний голос с ехидцей возражает: «Если уж есть белый хлеб, то с маслом и еще намазанным сверху красной икрой? Будь доволен и этим». Действительно. А много ли мне надо, чтобы почувствовать себя причастным к великому племени охотников и увлечению охотой?
Ни пуха ни пера, охотники!
Комментарии (10)
КСН
Несколько раз перечитывал несуразное предложение: "Открытие охоты по перу — это событие нечто большее".
Не мог так В.Гуров "промахнуться"!
2 ответа
Александр Арапов
Бывает, наверное.
Зато есть над чем подумать. Можно попытаться поставить тире перед "нечто".
Меня же настораживают какие-то постоянные трения с соседями по охоте. Что там в Подмосковье совсем некуда разойтись, чтобы не мешать друг-другу? Если так, нужно уже как-то мириться с этим... Всех придурков не исправишь.
Леонид Галась
Так автор охотится в Тверской обл. под г.Бежецком у истоков р. Молога.
Алексей Стефанович
Автор молодец! Наконец-то он вернулся в свое любимое место на озеро Верестово в Тверской области. И добыл прекрасные трофеи, с чем его, несомненно, можно поздравить.
4 ответа
Леонид Галась
Автор возможно и молодец, а вот какие "МОЛОДЦЫ" из ЦС ВОО, что продали "Максатиху" в частные руки.
Алексей Стефанович
Насколько мне известно, тогдашнее руководство ЦС ВОО продало Дубакинское охотхозяйство компании "Лукойл" под колоссальным финансово-административным нажимом как Лукойла, так и администрации Бежецкого района ТО. Они просто не смогли его удержать. В результате, за последние 15 лет это охотхозяйство сильно деградировало.
Леонид Галась
Председатель ЦС ВОО Павлов, до это возглавлявший Совет ВОО ПВО, которому принадлежала Максатиха теперешнее Дубакинское обижен не был. Вообще угодья Бежецкого района Тверские власти, вопреки решению судов, отнимали у местного ООиР, передавали нужным людям в больших объемах. Было несколько показательных статей в РОГ на эту тему, в т.ч. и от А.Стефановича.
Какое давление районных властей, всё решалось выше и поверьте не в ущерб руководству ВОО.
Алексей Стефанович
Ну конечно, Бежецкая администрация действовала при полной поддержке Тверской администрации и не только. Как только у Дубакинского о/х закончилось действие долгосрочной лицензии, администрация ТО отказалась ее продливать и выставила Дубакинское о/х на аукцион. Перед аукционом мне довелось говорить с Павловым, и он сказал, что их даже не допустили к участию в аукционе, несмотря на обращение в суд. Аукцион впоследствии прошел в формате "Лукойл", который и купил Дубакинское о/х. Был ли при этом обижен Павлов или нет, мне достоверно не известно.
Александр Воробьев
все меняется...
Леонид Галась
Это очень старый материл, наверно более чем 10-летней давности.
Бежецкие "зарисовки"
Картинка к материалу: «»
На сайте "Охотники.ру" 6 декабря с.г. появилась статья "Студент и депутат - лесная быль" (автор Ал-др Стефанович). Будет время прочтите. Если вы в курсе имен владельцев о/х "Любителей птиц", то прекрасно поймете, что появиться в печатном виде на страницах РОГ у данного материала шансов не было. Уже прошло прилично времени, когда по "недосмотру" редакции, в РОГ прошла нижеприведенная статья. Мало что изменилось за эти годы, разве что цены подросли, да Бежецкое РООиР прикрыли. Понятно, что тягаться районным охотникам с Лукойлом, чиновниками и прочими приближёнными к власти мерзавцами не под силу. К сожалению одним из инициаторов гонения на местных охотников, оказался знакомый мне по занятиям спортом Данилов Ю.Ю..
ПРОЕЗЖАЯ БЕЖЕЦК
Река Молога и прилегающие к ней угодья постоянно притягивают охотников и рыболовов. И хотя мой путь к месту охоты лежит значительно ниже по течению, в район Весьегонска, там где Молога теряется» в водах Рыбинского водохранилища, первая встреча с рекой происходит всегда в городе Бежецке.
Отсутствие некоторого боеприпаса заставила повернуть в центре города к магазину «Охотник» районного общества. Торговой точки, которую я посещал однажды и очень давно, на месте не оказалось, в помещении охотничьего магазина продавались автозапчасти. Зато общество охотников было на месте, как не зайти поговорить, да вдобавок узнать, где теперь торгуют охотничьими товарами.
Традиционные вопросы, как охота, есть ли дичь и конечно актуальные для сегодняшнего дня, что с угодьями охотобщества, и какова стоимость путевок и охоты на лицензионные виды. Обычный визит «вежливости» рассчитанный на 5-10 минут, нежданно растянулся на пару часов и превратился по существу в импровизированное интервью с председателем РООиР Николаем Иосифовичем Филипповичем и местными охотниками.
Одно дело читать в газетах, о беспределах творящихся в отечественном охотничьем хозяйстве, воспринимая все как будто что-то далекое, тебя конкретно вроде и не касающееся, совсем другое «вживую» услышать, почувствовать ту горечь и боль, которую принесли и продолжают нести простому русскому охотнику «реформаторы от охоты».
В 2002 году, тогдашний зам. Губернатора Тверской области Данилов Ю.Ю. начал «войну» с Бежецким обществом охотников. По его указанию была приостановлена, а потом и аннулирована лицензия у Бежецкого РООиР. В середине того же года Данилов предложил «компромисс», передайте в мое распоряжение часть угодий и сможете дальше спокойно работать. Общество охотников на это не пошло, обратилось в Арбитражный суд и выиграло дело. Казалось бы, на этом все и должно было закончиться, да и 2003 год, прошедший спокойно указывал на это.
Далее я не буду употреблять длинные и многим отчасти непонятные новые названия должностей, пользуясь старыми привычными, по сути отражающими деятельность охотничьих чиновников.
В 2004 году Данилов возглавил областное охотуправление и уже с вновь назначенным межрайонным охотоведом Смирновым А.Д. на изъятых у РООиР части угодий организовывает общество «Восход», при этом «не забыв» вторично приостановить действие долгосрочной лицензии Бежецкого охотничьего общества. Несмотря на то, что суд и в этот раз не поддержал действия охотуправления, Данилов 28.07.06 г. аннулирует лицензию РООиР на право пользования объектами животного мира, оставляя на год охотников без угодий.
Состоявшиеся суды признали действия чиновников незаконными, но за время судебных тяжб половину угодий Бежецкого РООиР «благополучно» успели передать другим хозяевам, а 15.09.05 лицензия у общества уже в третий раз отобрана и, несмотря на судебное решение, возвращение ее под различными предлогами затягивается.
«Неудобным» соседом оказалось «печально знаменитое» Дубакинское о/х, пользуясь авторитетом своих хозяев, произвело самозахват сопредельных угодий. «Добровольное общество любителей птиц», по названию должно заниматься чем угодно, но не охотой. Отписаны ему 42 тыс. га районных угодий, охота там проводиться под различными предлогами круглый год, для местных охотников угодья закрыты, ведь фактическим владельцем является Кабанов К.В. - председатель антикоррупционного комитета!?
Видимо областная служба (употребляю новое название) Россельхознадзора, поставило себе задачу ликвидации несговорчивых районных обществ охотников, держа на «голодном пайке» или совсем не выдавая разрешения на лицензионный отстрел или прикрывая популярные виды охот.
А бежецких охотников пытаются переманить под «крыло» общества «Восход», обещая бесплатные охотничьи билеты, при этом «скромно» умалчивая, что один день охоты без обслуживания обойдется местным 250 руб., а приезжим 500 руб., несопоставимо дорого с ценой сезонки РООиР - 120 руб.
Это более чем краткое изложение бед районного общества, оставленного один на один с областной бюрократией.
Покинув Бежецк, размышляя над сказанным, с удивлением вспомнил, что ни разу не был упомянут Росохотрыболовсоюз, членом которого является Бежецкое РООиР, организация достаточно влиятельная и авторитетная, способная поддержать борьбу районных обществ за свои права и угодья. Хотя возможно и самому союзу сейчас приходиться отбиваться от желающих его «приватизировать».
Нужного боеприпаса в новом, просто «шикарным» для небольшого города Бежецка, охотничьем магазине не оказалось, оставалась надежда, что в следующим районном центре «Красный Холм» повезет больше. Но бывший магазин при обществе охотников уже был давно ликвидирован, а другого в городе не открыли. Рискуя, потерять столько же времени, как и в Бежецке, задал работникам общества те же вопросы. Положение в районе не было столь напряженным, но запомнились цифры, 40 лицензий на копытных в прежние времена и 2-3 лицензии теперь, хотя поголовье зверя практически на прежнем уровне.
Уже прибыв на место охоты и рыбалки, удалось встретиться со знакомым руководителем среднего звена областной Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору, который, будучи человеком честным, с сожалением поведал, как распределяются лицензии. Чиновники и подконтрольные им, чаще всего частные хозяйства забирают «львиную долю», не остаются без лицензий и публика «с пальцами веером», оставшиеся крохи поступают в районные общества охотников. Да и деятельность (возвращаюсь к старым названиям) областного, межрайонного и районного охотоведов на прямую связана с обслуживанием и обеспечением охотой высокопоставленных лиц.
Чиновничья корпоративность не позволяет прийти к руководству, знающим принципиальным охотоведам. Чаще всего на руководящие должности назначаются «нужные» люди, порой под определенные обязательства.
Изменяются положения о передаче угодий общего пользования, когда рассматривается только обещанный бизнес план, и полностью игнорируется человеческий фактор. Чем заняться молодому человеку на селе, раньше доступная охота и рыбалка кого-то спасала от бутылки «горькой», да и часто на посевной и жатве объявлялся «сухой» закон. Сейчас молодому парню доступны водка и наркотики, только в угодья, где охотились и ловили рыбу их отцы и деды, путь закрыт.
Пока не видно желания у ответственного руководства навести порядок в охотничьей отрасли. В этом году мне пришлось побывать в весьма забавной и смешной ситуации, на международной книжной ярмарке на ВВЦ, принять некоторое участие в презентации книги (второй) «Люди и звери» (далее по тексту). Автор - Саурин А.И., государственный и общественный деятель, госсоветник РФ Кандидат экономических наук, профессор, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Державина.... В настоящее время А. И. Саурин является заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (на момент написания статьи уже бывший) Тираж 3000 экз. Оказывается, чтобы стать академиком, достаточно написать пару книг мизерного тиража и... занимать ответственный (нужный) пост, сразу становясь «высоким профессионалом», и неважно что «главный охотовед страны», экономист. Главы книги, посвященные охоте, любопытны лишь фамилиями очень известных лиц принимающих участие в забавах и тем как по-барски они обставлялись. В остальном это записки стрелка по животным, охотника-дилетанта, занимающего должность руководителя всей «Российской охотничьей отрасли», на самом деле озабоченного лишь организацией охоты для высших чиновников страны. И пока будет существовать «бережное» отношение к номенклатуре и практика «перемещения по горизонтали», в упадке будет не только охотничье хозяйство.