Два вечера на тяге

Изображение Два вечера на тяге
Изображение Два вечера на тяге

Открытия охоты на вальдшнепа мы ожидали с особым волнением. Оказалось, что и цены в этом году, как говорится, «божеские», кроме того, для пенсионеров они снижены на 50%, а участникам войн, чернобыльцам и приравненным к этой категории, путевки бесплатны. Вот и повод порадоваться, что ты уже пенсионер и чернобылец.

Мы с моим коллегой по работе и постоянным спутником на охоте Анатолием Викторовичем, а попросту Толей, решили на открытие не ехать, а открыть сезон на вечер позже.

Вечер первый

Мы хотели добраться до места, где в в прошлую весну пролетов вальдшнепа было необычно много.

Пришли, разошлись по своим местам.

Смотрю, любуюсь и слушаю.

Хотя слушать вообще-то пока нечего, птицы не поют, тихо в лесу. Прошло всего несколько минут (время 20.20) и где-то далеко на северо-западе прозвучал торопливый дуплет. А сознание отметило: полетели, это уже по вальдшнепу.

Минут через пять Толя так спокойно говорит мне: «Летит». Кручу головой, но как ни стараюсь, не вижу. Первый прошел невидимым. Про себя отметил – первого надо пропускать без выстрела. В 20.40 Толя опять: «Летит!».

Этого я увидел. Шел он (и следующие) с юго-запада на северо-восток. Летели на высоте примерно 7 метров по диагонали, пересекая вырубку. Увидел, вскинул ружье, выцелил и выстрелил автоматически, когда до него было около 10 метров, но возможно и меньше.

В следующее мгновение он оказался уже в трех метрах надо мной, и тут развернулась картина прямо как в мультфильме: вальдшнеп как-то остановил полет и, трепеща крыльями, на мгновение застыл в воздухе, глянул вниз, что-то возмущенно «каркнул» (не хоркнул и не цвикнул, а именно каркнул) мне, повернул и полетел вдоль опушки на Толю.

Толя отдуплетился, когда долгоносик был уже над ним, но высота примерно в полдерева, а потому вожделенный объект махнул на нас крыльями, несколько снизился и продолжал полет, направляясь к северу.

Потом в течение примерно 20 минут пролетели еще четыре, но чуть в стороне. Все летели молча, лишь один цвикнул, пролетая сзади нас над дорогой, но мы его не видели. Много выстрелов было на западе, на удалении примерно 1–2 км, дважды дуплетили и охотники, стоявшие на западной  окраине вырубки.

Последнего, шестого вальдшнепа, мы с Толей видели уже около девяти вечера. Он летел по средине вырубки. Летел низко, быстро и тоже молча. От нас до него было примерно 30 м, но ни мы с Толей, ни охотники на противоположном краю вырубки по нему не стреляли.

Внизу было уже темно и даже если бы его подбили, то найти его в такой чаще было бы весьма проблематично. Подождав еще минут десять, мы начали собирать ружья и готовиться к отъезду.

Уезжать собрались и соседи. Подъехав, они поделились своими впечатлениями и сказали, что видели 9 пролетевших куликов.

На Пасху мы решили не охотиться, не гневить природу. Следующие вечера были заняты, и я запланировал поездку на 12 апреля. 

Вечер второй

Для себя решил считать главным фотосъемку и охоту за кадром. А добычу вальдшнепа уступить внуку Юре.

Сегодня с нами и его сын-школьник Миша, и мой коллега Толя. Перед выездом я читал, что многие охотники советовали не игнорировать просеку высоковольтной линии. До этого я как-то считал, что птицы стороной обходят высоковольтные линии, чувствуя электромагнитное поле или высокое напряжение, в общем, что-то плохое.

Изображение фото: Александра Назарова
фото: Александра Назарова 

Кроме того, раза два или три стоял на тяге близ высоковольтных линий и помню, что тяга в этих зонах была плохая.

Приехали, выпили очередной термос чая с бутербродами, посовещались и решили идти к просеке высоковольтной линии. Становиться решили там, где я наметил в прошлый вечер, на краю просеки высоковольтной линии.

Мы с Юрой и Мишей остались на углу опушки и просеки, а Толя ушел метров на 100 от просеки и тоже остановился на опушке этой вырубки.

Вечер хорош на радость всем. Облаков нет, температура воздуха в 20 часов плюс 5.

Вальдшнеп летел, как и ожидалось, вдоль просеки с запада на восток. Юра увидел его поздновато, стрелял навскидку. Вальдшнеп на выстрел не отреагировал и полетел дальше. Солнце опустилось еще  ниже, но небо над этим местом еще было освещено достаточно ярко, и надежда запечатлеть летящего долгоносика на светлом фоне неба не покидала меня.

Тем временем Юра проводил еще двух куликов. Эти два вальдшнепа, как и первый, миновав нашу стоянку и не отреагировав на наши выстрелы, продолжали полет в поисках подруг. Миша наш, поняв наконец-то зачем мы так далеко ехали и так долго шли, робко спросил: «А мы скоро поедем домой?»

Я посмотрел на часы и успокоил его, сказав, что мы с Толей договорились уехать примерно в 21.30. Устроил ему удобное сиденье на бугорке. А в это время Юра увидел очередного кулика.

Он летел вдоль просеки с востока, не долетая до нас метров 10, свернул на юг и полетел над лесом, почти над нами. Юра выстрелил, я нажал кнопку фотоаппарата, предварительно направив его в сторону быстро летящего вальдшнепа, искать его в кадре было уже некогда.

В кадре, как и следовало ожидать, кроме вершин деревьев ничего не было. Этот долгоносик улетел, как и предыдущие. 21.20. Вдоль просеки летит еще один вальдшнеп. После пролета Юра рассказал, что на фоне неба видел его заранее, вел его, но в момент выстрела невольно остановил поводку.

На мой вопрос, почему не стрелял вторым стволом смущенно ответил, что в спешке перепутал спусковые крючки, а потом вальдшнеп быстро скрылся за деревьями. По дороге к машине Толя поделился своими впечатлениями от вечера. Он стрелял дважды, но тоже мимо. Признал, что выбрал не очень удачное место.

Итоги

Подводя итоги увиденного в дни выходов, а также услышанного от друзей и знакомых охотников, беру на себя смелость отметить, что весенняя охота на вальдшнепа в наших краях удалась. Конечно, если сравнивать только с прошлыми годами, то в этом апреле вальдшнепов было в два раза меньше, чем в прошлом году. Но у меня записано, что в прежние годы на этих же вырубках пролетов было примерно столько же.

Если вернуться в прошлый год, то, похоже, что в эту весну пролетов было все же больше. А так как большинство пролетов шло в одном направлении, а также полагая, что валовой пролет прошел ранее, можно заключить, что «полку местовых вальдшнепов в этом году прибыло». И реалии оправдали ожидание.

И последнее. При сдаче путевок жена егеря поинтересовалась, сколько куликов нам удалось добыть. А услышав, что добыть ничего не удалось, с легкой укоризной заметила: «Что же это вы столько времени зря потеряли». 

Я улыбнулся и ответил, что не зря, видели, переживали, старались, получили такую радость, что высказать трудно. А то, что не добыли, уже и не важно, стрелять не умеем. Да и хорошо, что не добыли, больше птиц у нас останется.

А сам егерь, услышав мой ответ, только понимающе улыбнулся. Он охотник и лучше жены понимает душу охотника.