Какие замечательные песни сложены о нашей Родине и Родном Доме, слова из них высекают слезу даже у мужественных людей.
Вы только вслушайтесь: «Широка страна моя родная...», «Россия – родина моя...», «... Родная, родная, родная земля...», «Родительский дом, начало начал...»,«... под крышей дома твоего...»,«...зеленая трава у дома...» ...
Слова Родина и Родной Дом особенно близки и понятны охотникам и рыболовам, побывавшим или мечтающим побывать в замечательных уголках нашей Родины.
Произнося слова Родина и Родной Дом, мы мысленно уносимся в дальние дали, воспоминания о которых будят в наших сердцах чувство гордости за то, что я русский человек, а Россия – моя Родина, мой Родной Дом, и я причастен ко всему, что в ней происходит.
Но почему мы порой к ней, к России, относимся, как к злой мачехе? И почему в нашем Родном Доме не прибрано, дурно пахнет и неуютно. Объяснять это нашим менталитетом и отсутствием культуры – примитивно и неубедительно. Смотрите, какие мы!
Мы гордимся своей тысячелетней историей и культурой. Гордимся тем, что Россия подарила миру великих художников и композиторов. Произведения наших писателей и поэтов читают на всех континентах. Мы гордимся нашими учеными, первыми пославшими человека в космос. Весь мир рукоплещет нашему балету и успехам российских спортсменов.
Наконец, мы гордимся Великой Победой в Отечественной войне 1941–1945 гг. Мы горды тем, что освещаем, греем и кормим рыбой (мое мнение) полмира, хотя сами нередко сидим в потемках, замерзаем и голодаем. Ну почему с нами такое происходит?
Почему отдельные граждане выражают сожаление о том, что родились в России? И почему мы в прямом и переносном смысле этого слова плюем на все и вся, в том числе и в колодец, из которого пьем?.. Вопросы, одни вопросы.
В каком приподнятом настроении мы отправляемся на автомобиле в одну из ближайших областей на охоту или рыбалку. Но ощущение предстоящего праздника угасает с каждым километром.
К написанию этой статьи меня подвигло «путешествие» из Москвы в Бежецкий район Тверской области на охоту. Проезжая по Ленинградскому шоссе, связывающему две наши столицы, с грустью в душе смотрел на мусор вдоль трассы, особенно его много за посадками деревьев. Не сомневаюсь, что в столь «художественное» оформление знаменитой дороги и «украшение» ее фантиками внесли посильную лепту и мы – охотники и рыболовы.
Вот мы едем на охоту. Путь дальний. Притомились. Останавливаемся перекусить, попить водицы и перекурить. Отдохнули, и снова в путь. А упаковки, банки, бутылки и прочий мусор оставили. Машина резво бежит по дороге. Хорошо, душевно. Для нас в порядке вещей швырнуть из окна автомобиля окурок или пустую пачку из-под сигарет, не задумываясь, в кого попадем.
А ведь многие из нас отдыхали за границей, побывали «там» на охоте и рыбалке, и всяк знает, что у них за брошенный окурок можно поплатиться долларами или евро. Правда, у нас как-то не приветствуется, что многие соотечественники едут за границу.
Лично я эти поездки одобряю. Пусть едут, пусть отдыхают. Пусть охотятся и смотрят, как люди живут, как ведут себя и как бережно относятся к своему Дому. По возвращении в Россию некоторые из них, может быть, задумаются, прежде чем бросить окурок из своего «мерса» под ноги соотечественникам, стоящим на остановке общественного транспорта, не плюнут мимо урны и удержат от этого своего товарища.
Наконец, после долгих часов пути мы прибыли в район охоты. Нам хочется для стоянки отыскать такое место, как говаривал сатирик А. Райкин: «Куда не ступала нога человека, кроме моей и Сидорова». Мы прекрасно отдохнули на лоне природы. Отохотились, порыбачили и довольные собой покинули это благословенное место. А что мы оставили после себя. Пустые бутылки, банки-склянки, потроха от разделанной дичи и рыбы и дымящееся кострище.
И кто же захочет остановиться на оставленном нами месте? Естественно, он пойдет искать место, где почище, и, конечно, найдет его. Но уходя, он вряд ли уберет за собой. В следующий свой выезд мы вновь будем искать чистый и уютный уголок, а уезжая, все равно за собой не приберем. Так и растет изо дня в день площадь загрязнения. Что поделаешь, такие вот мы.
Знал на берегу озера Верестово одну уютную лужайку, поросшую шелковистой травкой. Я и мой товарищ Александр там держали лодки в период летне-осенней охоты на уток и гусей. Подход и подъезд удобные, но у нас и в мыслях не было, чтобы на нее заехать машиной. Оставляли ее метров за 150 и шли к озеру пешком. Мир тесен. Вскоре сюда стали часто наезжать охотники из Москвы. Они ехали на своих джипах почти до самой воды.
Осень, дожди. Дорога и лужайка вспухли от воды. Но некоторые охотники продолжали ездить туда на машинах. Сажали свои джипы по самую «сурепицу» и шли в деревню за трактором. Лужайка и дорожка к ней были изуродованы до отвратительного состояния, и ни одна компания не удосужилась заровнять за собою вывороченные пласты земли.
Так и по сей день они лежат немым укором бездушного отношения к своей земле. В связи с этим вспоминаю случай из своего далекого детства.
1947 год. Мы, станичные пацаны, крутимся около деда Архипа на берегу речки Большой Кинель. Ловим рыбу. На берег въезжает диковинный по тем временам трехосный автомобиль (мы его называли «Студебеккер»). Таких машин тогда много сновало по Чкаловской (ныне Оренбургской) области, вывозивших хлеб в закрома Родины.
Водитель задним ходом сдал к реке, открыл задний борт и начал ведром плескать воду в кузов. Дед Архип молча подошел к водителю и клюкою перетянул его по спине. Тот аж выгнулся и набросился на деда с кулаками и бранью.
Оказавшиеся неподалеку станичники разъяснили заезжему гостю, что это заливные сенокосные луга, сюда не то что на машине, на телеге никто не смеет заехать, и предложили ему заровнять колею за машиной. Вот бы нам так относиться к своей земле.
У каждого из нас есть полюбившееся охотничье хозяйство, куда с удовольствием наезжаем поохотиться, посидеть с удочкой на берегу или отправиться в лес по грибы. Наши охотничьи дома, конечно, не пятизвездочные отели. Все удобства во дворе. И, кажется, сама обстановка вынуждает соблюдать элементарные санитарно-гигиенические правила. Но загляните за угол забора. Зрелище не для слабонервных.
Хотя уличный туалет в двадцати шагах, но на природе приятнее... А как мы ведем себя в комнатах отдыха? Для нас в порядке вещей завалиться на кровать в сапогах. Некоторые охотники и рыбаки выезжают в наши хозяйства с женами и детьми. Побывав в таком зас...ом хозяйстве, они вряд ли пожелают поехать туда еще раз. Проблема.
Многие охотники держат собак и охоту без четвероногого помощника не мыслят. Жизнь в большом городе вынуждает содержать животное в квартире. Охотник сам или кто-то из домочадцев 2–3 раза в сутки выводит собаку на прогулку. Хочешь не хочешь, а собака делает кучки.
Бессобачные соседи криком кричат, что во дворах детям невозможно гулять, так как газоны и детские площадки – излюбленные места для отправления своих надобностей собаками. К сожалению, мы не приучены убирать за своими питомцами. Проблема! И почему-то только в нашей стране.
Расскажу, как владельцы собак одной высотки вышли из подобной ситуации. Они просто договорились между собой о необходимости убирать каждому за своей собакой. И нет проблемы.
В силу старой армейской привычки к чистоте и порядку я не раз заводил разговоры с товарищами о недопустимости мусорить на охоте и необходимости убирать за своей собакой. Они в основном отшучивались, говоря «да брось ты», или отвечали, что, «мол, от меня зависит».
Действительно, а что от меня зависит? И сам себе отвечаю: многое. Ну хотя бы такие мелочи. Не стреляю на охоте по бутылкам, не бросаю окурки из окна машины (по причине ее отсутствия) и не балуюсь табаком, собираю после охоты стреляные гильзы.
Сразу признаюсь – предложений и рекомендаций конкретных у меня нет. Ума не приложу. Заранее приношу свои извинения, если кого-то ненароком обидел. А цель преследовалась одна – обратить внимание читателей на эту проблему и услышать их мнение.
Комментарии (0)