Покупать ли подержанный лодочный мотор?

Изображение Покупать ли подержанный лодочный мотор?
Изображение Покупать ли подержанный лодочный мотор?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Давайте посмотрим, как на него отвечают зарубежный специалисты...

С мыслью о том, что можно купить подержанную вещь дешевле, каждый из нас мог сталкиваться, например, при покупке автомобиля. А как быть с мотором ?

Вопрос: Я собираюсь купить надувную лодку RIB "Humber" с двумя моторами "Джонсон" по 50 л.с. выпуска 1992 года. Моторы немного пользованные и последние 4 года хранились на складе. Можете ли Вы подсказать особые места, на которые мне следует обратить внимание при покупке, и что делать в случае обнаружения каких-либо следов износа?

Покупка подержанного мотора - очень ответственное решение и принимать его следует с осторожностью, причем с течением времени я все больше укрепляюсь в этом убеждении. Здесь я постараюсь описать наиболее общие проблемы, с которыми могут столкнуться новые владельцы старых моторов. С одной стороны, я попытаюсь рассказать, что можно найти в подержанном моторе, а с другой стороны, если я примусь огульно запугивать покупателей следами окисления или нагара в цилиндрах, то на меня могут подать в суд за клевету. Поэтому, не будем вдаваться в мелочи и давайте обсудим самое главное.

Разумеется, самое лучшее - покупать мотор у официального распространителя товаров фирмы, иначе называемого "дилером", который дает хотя бы небольшую, но гарантию и осуществляет гарантийное обслуживание. У вас не появятся проблемы потому, что где-то стучит, или что-то звенит, потому что гарантийное обслуживание для того и существует, чтобы покупкой пользовались, а не мучались в сомнениях вроде "а не обманули ли меня опять?.."

Однако, если все-таки подвернулся за бесценок славный рысак с иссиня-черным капотом, который, как говорят, ездил последние 10 лет только шагом, да и то только по выходным дням, то эта статья для Вас. А потому и начнем отвечать на поставленный вопрос:

Задача состоит в том, что если лодка все это время просто лежала на складе, или если была на воде в любую погоду, то проблемы будут. Просто это будут разные проблемы. И проблем будет много...

Если же судно хранилось на складе и не подвергалось воздействию мороза или ударам, то состояние корпуса, скорее всего, удовлетворительное. Мотор "Джонсон-50" выпуска 1992 года - хорошая машина, стильная, мощная и экономичная. Его особенностью является продуманность конструкции: нижняя часть кожуха разделяется надвое так, что обеспечивается свободный доступ к блоку цилиндров, который, как весь мотор в целом, представляет собой образец хорошего двигателя. У всех моторов этой серии был один общий недостаток - рычаг для подъема мотора (Shock absorber) на моделях без гидроподьема (Power Trim). Хотя сознаюсь, я видел один такой рычаг, которому было 5 лет от роду и, который до сих пор работал. А вам я советую залезть в лодку и поднять мотор этим рычагом: двигатель подниматься должен легко и плавно. Если это не так, то требуйте свои законные 300 фунтов скидки, потому что именно столько стоит замена рычага подъема мотора на "Джонсон-50" (эй, вы, там, в "ОМС", неужели нельзя сделать хоть один рычаг, который работал бы?)

А вот если судно провело все это время на воздухе, то проблемы у Вас будут обязательно. Ржа легко проникает в цилиндры, потому что у двухтактных двигателей выхлопное отверстие в цилиндрах всегда открыто: хотя бы в одном цилиндре поршень не полностью перекрывает отверстие для отвода отработанных газов. Стенки цилиндров ржавеют очень быстро. Коррозия быстро найдет путь и вниз, к коленвалу, а там не задержится атака на подшипники - как на шарики, так и на обоймы.

Я полагаю, что, скорее всего, так и есть. Вам на месте, конечно, виднее. Поэтому раскройте глаза или тогда уж лучше не занимайтесь покупкой подержанной техники.

Когда в моторе сгорает топливо, то в цилиндре развивается большое давление, в результате чего поршень движет вниз шатун. Одновременно выделяются раскаленные ядовитые выхлопные газы, смолы и кислоты, причем эти два последних типа веществ являются причиной большинства проблем моторов. Если мотор длительное время не эксплуатируется, например - месяц, то тонкая пленка масла, покрывающая шарики и ролики подшипников, теряет свои свойства. Сразу же на эти осушенные поверхности "нападает" коррозия, прежде всего - между шариками и в канавках (по которым катятся шарики подшипника), а поверхности, нарушенные коррозией, начинают быстро разрушаться при прокатывании по ним шариков подшипников микрон за микроном.

Если вам подвернется возможность осмотреть коленвал старого двухтактного мотора, то места, в которых стояли некоторое время неподвижно ролики подшипника, отчетливо видны: все вокруг будет съедено коррозией. Если запустить мотор с подобным типом повреждений, то по канавкам побегут ролики подшипников, подпрыгивая на выступах и проваливаясь в изъеденные коррозией ямки. Шум от таких скачков будет хорошо слышен: мотор начнет вибрировать и терять мощность. Другое проявление этой проблемы состоит в том, что ролики побегут по тонко смазанной маслом поверхности, представляющей собой при увеличенном рассмотрении стиральную доску. Итак, мотор начинает вибрировать. И когда частота вибраций приблизится к собственной частоте конструкции - подшипник разрушится. В следующее мгновение вас окутает облако прекрасного синего дыма и наступит оглушающая тишина. Разумеется, не обойдется без рыданий взрослого мужчины!

У четырехтактных моторов эти проблемы выражены значительно меньше - у них внутри корпуса имеется большой резервуар масла - картер.

Всем обладателям двухтактных моторов следует заботиться об их сохранности, чтобы продлить срок службы двигателя. Сохранить работоспособность мотора совсем нетрудно. На рынке наиболее распространены два типа отличных моторных консервирующих масел - "Quicksilver Storage Seal" и "OMC Fogging Oil" - в любом хорошем магазине товаров для водномоторников хотя бы одно из этих масел, да есть.

Чтобы развеять все недоразумения, я настоятельно рекомендую владельцам лодочных моторов не жалеть масла, если мотор отправляется на стоянку на срок более нескольких недель, в противном случае - эта маленькая ржа через отверстия в цилиндрах может сильно подточить ваш банковский счет.

Ну, да это только в худшем случае. А вот еще за чем стоит присмотреть:

Смолистые отложения в топливной системе. Если на время стоянки карбюратор не будет полностью осушен, тогда оставшееся в поплавковой камере топливо расслоится, причем из него отложится толстый смолистый осадок, который, в свою очередь, может привести к засорению жиклеров, затрудняя запуск мотора и делая в целом неустойчивой его работу. Последствия устранить легко - нужно разобрать мотор и тщательно протереть все детали топливной системы. Для очистки жиклеров и поплавковой камеры лучше всего использовать специальные жидкости, однако, можно использовать и любой растворитель смолы, если в него опустить деталь на достаточно длительное время.
Изменение цвета или появление коричневого окраса на головках цилиндров, свидетельствует о перегреве мотора. Если мотор подвергался перегреву так, что изменился цвет блока цилиндров, то может потребоваться разборка мотора для обследования поршневых колец, поршней и цилиндров. И хорошо бы, если бы это было все! Обязательно проверьте компрессию мотора и убедитесь, что давление, развиваемое поршнями в цилиндрах, отличается не более, чем на 0,4 кг/см2, а максимальное давление должно быть около 8 кг/см2. Различие в давлении, развиваемом цилиндрами, более 0,4 кг/см2, приведет к проблемам!
Кристаллы соли, скапливающиеся около выхлопного отверстия, свидетельствуют об их накоплении в выхлопной системе. Это может привести к закупориванию водотоков, вывести из строя термостат, мешать работе вращающихся деталей системы охлаждения с перегревом всей системы.
Обильная смазка на всех узлах и деталях - неуместна. Во-первых, это свидетельство устаревших приемов обслуживания моторов и признак того, что мотор не проходил техобслуживание в сервис-центрах, а смазывался по принципу тележного колеса: "чем больше дегтя, тем дальше колесо уедет". Дело в том, что старые густые типа смазок легко снимаются при вращении, оставляя чистые и сухие поверхности, доступные для водяной коррозии. Я верю, что такой владелец любит свой мотор, но то, что он не умеет с ним обращаться - очевидно.
Износ резиновых прокладок: эти маленькие детали доставляют уйму хлопот для любого мастера, потому что нужно разобрать весь мотор полностью для того, чтобы до них добраться, а их копеечная цена ни как не сопоставима с ущербом от изношенных прокладок, который может поглотить всю Вашу заначку. Не следует недооценивать важности состояния прокладок: если прокладка повреждена, ходовые качества моторного судна непредсказуемым образом изменятся в худшую сторону, управлять мотором станет очень трудно, причем запускаться он будет плохо, зато быстро будет глохнуть.
Повреждения редуктора и винта: следует внимательно осмотреть эти узлы и детали, потому что мотор, который однажды врезался в дно или в скалу, как правило, имеет поврежденные прокладки (сальники), поврежденные опоры вала, зубчатые шестерни, а также поврежденный привод. Удар о скалу на скорости в 30 узлов (45 км/ч) может полностью разрушить редуктор лодочного мотора. Почему там, где плохие дороги, так много автосервисов? Потому что там есть, на чем заработать...
Изучите техпаспорт мотора и историю его техосмотров. Если после каждой зимы мотор проходил полный осмотр в фирменном сервис-центре, причем владелец аккуратно такие осмотры регистрировал, смело берите такой мотор. Разумеется, посмотрите на печать этого сервис-центра...
И, конечно, покупая мотор, сразу же смените на нем крыльчатку и диафрагму топливного насоса - наиболее чувствительные и изнашиваемые детали.

В общем, если "Джонсон" на корме вашего "Humber"-а был в надежных руках, Вам он тоже верно послужит. Лично мне нравятся лодки "Humber" за их хороший ход, уверенный и гордый, как бюст Памелы Андерсон, и, кроме того, с женой конструктора этой лодки, моего старого приятеля, я когда-то танцевал...
 

Что еще почитать