Златоуст ведет свою историю с 1754 года, когда тульские заводчики Мосоловы начали строить в этих местах завод по выпуску чугуна, железа и меди.
На этом заводе в конце ХVIII — начале ХIХ века выпускались скобяные товары и металлические бытовые изделия. В 1811 году был организован Златоустовский горный округ, и завод переходит из частного владения в казенное ведомство. 15 декабря 1815 года последовало Высочайшее утверждение об основании в Златоусте специальной оружейной фабрики, перед которой была поставлена задача — обеспечение армии холодным оружием.
К этому времени в Златоусте уже работало около 50 немецких мастеров, за период с 1814 по 1818 год их стало вдвое больше. Оружейную фабрику в народе так и называли «немецкой». Привлечение иностранных мастеров было традиционным для России. Еще в ХVII столетии в свои мастерские в Московском Кремле русские цари активно приглашали европейских и восточных ремесленников и фабрикантов, предлагая им самые выгодные условия.
В то время крупнейшим европейским центром производства холодного оружия был германский город Золинген. Немецкие оружейники были поставщиками практически всех европейских армий, в том числе и российской. Иногда эти поставки приводили к жесткой конкуренции с национальными производителями. В ходе наполеоновских войн производство клинков в Золингене пришло в упадок, началась безработица. Оружейники лишились одной из своих основных льгот — освобождения от воинской повинности. Эту ситуацию использовал Александр-Гергарт Эверсман — бывший прусский военный и горный советник, назначенный первым директором Златоустовской оружейной фабрики. Он активно привлекал в Златоуст оружейников из Европы для организации производства и обучения наших мастеров. Первые годы работы фабрики главными специалистами и руководителями цехов были иностранцы. Немецкие мастера внесли значительный вклад в организацию производства холодного оружия на более совершенном технологическом уровне, по сравнению с существовавшим кустарным производством. И сегодня златоустовские предприятия отличаются высокой культурой производства. Среди иностранных мастеров, работавших на фабрике в первые годы, более других известно имя Вильгельма Николауса Шафа. Вместе со своим старшим сыном Людвигом они долгие годы были единственными мастерами «по украшению клинков надписями и рисунками золотыми и серебряными». При оформлении клинков Шафы использовали два основных приема: гравировкой иглой наносился рисунок и затем его контур золотился (эта техника называлась «плоской позолотой»). Реже применялся другой прием — позолоченный узор выделялся рельефом, что достигалось с помощью травления фона («возвышенная позолота»). Такими способами немецкие оружейники обычно наносили на клинок изображения оружия, веточек, надписи. В обучение к Шафу были определены несколько русских учеников, которые всего за три месяца постигли «секреты» учителей. Русские ученики на базе этих приемов разработали другой способ украшения клинков. Они не гравировали клинок, а кистью рисовали орнамент киноварью, а затем незащищенную часть поверхности протравливали, занижая фон. Таким способом можно было рисовать изображения любой сложности. А поскольку русские ученики были хорошими рисовальщиками, их работы получались более интересными, чем у немецких мастеровых. Так появилась знаменитая златоустовская гравюра на стали. Ее основоположником считается Иван Николаевич Бушуев — ученик Шафа, заменивший в 1824 году своего учителя на должности ведущего мастера цеха украшенного оружия.
И. Бушуев и его не менее талантливый последователь И. Бояршинов создавали замечательные офицерские сабли, шпаги, палаши, подарочное и призовое оружие, охотничьи кортики и ножи, памятное оружие к юбилеям Отечественной войны 1812 года. Большинство из сохранившихся работ — армейское оружие, украшенное гравюрой. Дошли до нас и единичные экземпляры произвольной формы, созданные по особым заказам. Армейское оружие было серийной продукцией, а украшенные образцы, подписанные именами Шафов, И. Бушуева, И. Бояршинова, составляли незначительную часть общего выпуска. Их оформление было весьма трудоемким. Каждая гравюра — авторская, неповторимая разработка мифологических, батальных, охотничьих тем, оригинальных орнаментальных композиций.
Начиная с конца 1830-х годов, златоустовская гравюра стала украшать не только оружие, но и бытовые предметы — подносы, ларцы, столовые приборы. После этого периода авторские подписи на златоустовских изделиях не встречаются. Изготовление бытовых изделий спасало златоустовскую фабрику в годы, когда не было востребовано дорогое украшенное оружие.
В современном Златоусте тема авторства в оружейных изделиях также рассматривается по-особому и отличается от принятого в других городах. Здесь сказываются исторические традиции, и на авторское изделие наносится имя художника гравюры, даже если он разработал образец для массовой продукции. Например, гости фестиваля получили подарки — рамочные подставки, украшенные декоративной композицией с изображением знаменитого крылатого коня, с надписью «Златоуст. Оружейная фабрика. 195 лет». Внизу подпись автора гравюры — «Златоуст Шаланов 2010». А.Г. Шаланов — лауреат Государственной премии в области литературы и искусства. Он принадлежит к той «старой гвардии» профессионалов, которая сохраняет традиции златоустовского искусства.
В то же время в Златоусте, конечно, работают и с изделиями авторского дизайна и авторского оформления. Во время фестиваля художники Златоуста познакомились с работами петербургских коллег. В залах Златоустовского музея были развернуты две выставки художественных произведений: известного художника оружия А. Богачева и петербургской фирмы «Коваль».
Златоустовская гравюра за два столетия претерпела не только стилистические изменения. Теперь она выполняется не только на стальной поверхности клинка, как это было в ХIХ веке, но также на латуни и серебре. Создание подарков поставило перед художниками гравюры новую задачу — разработку современного дизайна. Сегодня художники клинкового оружия работают в двух направлениях: создают новые фантазийные композиции и одновременно предлагают собственную интерпретацию исторических видов оружия (мечей, сабель, шпаг). Как правило, такое оружие наделяется символическим смыслом, а это, в свою очередь, придает ему функцию памятного предмета. Очень популярным видом златоустовской продукции является кортик, который также создается как одна из разновидностей памятного оружия — ведомственная награда.
А что же охотничьи и вообще рабочие ножи? Эта одно из интересных златоустовских направлений. С одной стороны, в традициях Златоуста лежит производство, в основном, массового армейского длинноклинкового оружия. Этому была подчинена вся промышленная структура города. Качество классических златоустовских сабель и шашек ни по каким критериям не уступает мировым стандартам. С другой стороны, высочайший профессионализм златоустовских мастеров позволял им изготавливать охотничьи ножи и кортики любой сложности, которые не являлись основной продукцией. Такие индивидуальные работы могли быть интересными и для поиска высококачественной оружейной и клинковой стали, над чем работал наш знаменитый ученый-металлург Павел Петрович Аносов. Он разработал технологию литой булатной стали. Златоустовские булатные клинки ХIХ века — феномен мирового уровня, и златоустовские технологии выплавки оружейной стали интересуют и современных специалистов. В связи с этим на научной конференции, проходившей в рамках фестиваля, первые доклады были посвящены технологии булата. С ними выступали маститые ученые — профессор Курганского университета Ю.Г. Гуревич, академик В.М. Счастливцев. Сегодня такой серьезный подход к теме булатной стали чрезвычайно важен. На наш взгляд, необходимо вмешательство ученых в защиту подлинного исторического булата. К сожалению, в последние годы наметилась тенденция манипулирования этим термином в чисто коммерческих целях, что незамедлительно проявилось на современном ножевом рынке. Активная полемика вокруг доклада А.В. Шмакова (Магнитогорск) «Булат или узорчатая сталь» подтвердила актуальность этой проблемы.
Охотничьи, боевые и хозяйственные ножи — новая продукция златоустовских предприятий. Для нее разрабатываются новые технологии. Одна из первых фирм, освоивших эти изделия, была «Компания «АиР». Ее ножи для туристов, рыбаков и охотников известны на российском рынке. Традиционным для «АиР» является постоянное внимание к качеству металла клинка. Здесь используются нержавеющие стали, изготовленные на Златоустовском металлургическом заводе, и дамасская сталь, произведенная в Швеции фирмой Damasteel AB. В последние годы компания «АиР» сама вышла на международный рынок с новой продукцией — дамасской сталью «Zladinox». Она имеет великолепные режущие качества. Во время фестиваля на площадках компании «АиР» был организован праздник кузнецов. Многочисленные гости посетили кузницу «АиР», где работает талантливый златоустовский технолог В.Ю. Герасимов. Свое мастерство показали кузнецы из Перми, Магнитогорска, Челябинска, Златоуста. Известный кузнец из Петрозаводска Михаил Артемьев не только провел мастер-класс, но и показал традиционные для Карелии топоры, выкованные по авторской технологии.
Другая фирма «Оружейникъ», на которой мы успели побывать во время фестиваля, также рассматривает проблему дизайна ножей как одну из важнейших. Среди ее продукции все более отчетливо проявляется ориентация на исторические аналоги наиболее удачных златоустовских ножей прошлых лет. Возможно, такой подход даст новый импульс для создания новых современных форм златоустовских ножей.
В дни фестиваля в городе работала выставка лучших изделий современных златоустовских фирм, подводились итоги конкурса молодых художников, выступали участники военно-исторических клубов из разных городов. Фестиваль был организован администрацией Златоустовского городского округа и «Управлением культуры и молодежной политики Златоустовского городского округа» при поддержке губернатора Челябинской области и ее администрации. Огромный вклад в проведение фестиваля внес Златоустовский краеведческий музей. Главными его участниками были мастера и художники Златоуста. Их работа доказала, что Златоуст не только российская столица художественной обработки металла, но и будущий центр ножевого дела.
Комментарии (0)