Стрельба пулей из стендовых ружей МЦ

Изображение Стрельба пулей из стендовых ружей МЦ
Изображение Стрельба пулей из стендовых ружей МЦ

Спортсмены-стендовики, закончившие активные выступления в большом спорте, да и просто любители потренироваться на стенде с привычным и подогнанным МЦ, дадут фору при стрельбе по дичи не только охотникам с многозарядками итальянского и бельгийского производства, но и вступят в достойную конкуренцию с обладателями карабинов при стрельбе пулей на небольшие и средние (до 100 м) дистанции, а о достаточно высокой останавливающей силе пули 12-го калибра говорить нет необходимости.

При загонных охотах по лосю, кабану, проходящих, как правило, в лесу, дальние выстрелы практически исключаются, а использовать возможности нарезного оружия полностью удается очень редко; привычная, применяемая и на других охотах двухстволка в умелых руках никогда не подведет. К тому же хождение по разрешительным инстанциям, в желании получить «красную» лицензию на приобретение нарезного ствола, отнимает много времени, нервов, порой сопровождается унижениями, волокитой и превеликими сложностями, которые так легко и умело создаются нашими сотрудниками правопорядка.

Не претендуя на окончательные выводы при стрельбе пулями из гладкоствольных ружей, привожу результаты опытного отстрела (пристрелки) пулевыми патронами из ружей ЦКИБа МЦ 106 и МЦ 108, наиболее распространенных стендовых моделей. В испытании использовались пять МЦ 108, и пять МЦ 106 для траншейного стенда и такое же количество ружей для круглого стенда. Стрельба велась на дистанциях 35, 50 и 100 метров, сериями по пять выстрелов каждого вида пуль.

Как вели себя траншейные ружья при стрельбе стандартными (заводскими) пулевыми патронами, снаряженными калиберными и подкалиберными пулями? Отдача при стрельбе калиберными (18.5 мм) пулями была несколько больше, чем при стрельбе подкалиберными, и средняя точка попадания на 35 метров калиберной пулей была на 2.5 см выше, чем подкалиберной.

Разброс пуль на 35 м оказался практически одинаковым и составил в среднем 8.1 см, а на дистанции 50 м калиберной 12.3 см и подкалиберной 10.8 см. Стендовая ложа и правильная вкладка ружья, пристрелка велась мастерами спорта; гасили отдачу, направленную практически только назад по оси стволов.

Результаты пристрелки у всех ружей были настолько однотипны, что дальнейшая стрельба проводилась уже из двух ружей каждой модели. С увеличением заряда пороха на 0.05, 0.1, 0.2, 0.3, 0.4 отдача при стрельбе калиберными пулями возрастала значительнее, чем подкалиберными. По мере увеличения порохового заряда вырос разброс пуль до 11.8 см на 35 м и 15.1 на 50 м у патронов с калиберной пулей, а у патронов с подкалиберной пулей разброс попаданий практически не изменился.

Следует заметить, что существенные изменения точности боя калиберной пулей произошли после увеличения количества пороха более чем на 15%. Применение прокладки-обтюратора на порох и размятых войлочных пыжей в патронах с калиберными пулями диаметром строго 18.5 мм улучшили результат; с увеличением заряда пороха разброс стал увеличиваться, только когда заряд «Сокола» превысил 2.55, тогда пули стали ложиться более широко. Уменьшенный заряд пороха до величины обычно применяемого в дробовом патроне уменьшил разброс пуль на 1.2 см, но на 50 метров ружья низили на 1.9 см.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Патроны с подкалиберными пулями оказались менее чувствительными к изменениям порохового заряда, но, начиная с 2.5 «Сокола», стали появляться несгоревшие порошинки и увеличилась вертикальная отдача. Замена отечественного «Жевело» на импортный в сочетании с полиэтиленовой прокладкой-обтюратором и отборными мягкими пыжами несколько улучшили баллистику выстрела. На 100 метров показатели были явно в пользу подкалиберных пуль.

У калиберных довольно точные выстрелы чередовались с отклонениями от точки прицеливания до 50 см, что объясняется деформациями пули при прохождении по стволу и чоковому сужению. Попадания подкалиберной пули на 100 метров ухудшилось на 40–60% по сравнению с дистанцией 50 метров, и обычно при выстреле с упора пули укладывались в круг 15–16 см.

Данные пристрелки позволяют сделать вывод, что стрельба калиберной пулей из стендового траншейного МЦ с чоковой сверловкой более рациональна до 50 метров с зарядом пороха, увеличенным на 10–15% от рекомендуемого для стрельбы дробью. Подкалиберную пулю можно использовать до 100 метров, при этом навеску пороха можно увеличить даже до 20%.

Отдельно о капсюлях и пыжах. Импортный «Жевело», способствующий более ровному воспламенению пороха, и соответствующие калибру пыжи высокого качества существенно повышали кучность попадания пуль. И еще одно напоминание: досылка порохового пыжа-прокладки должна осуществляться с одинаковым и достаточным усилием.

Ружья для круглого стенда оказались намного «всеяднее», и в первую очередь к патронам, снаряженным калиберными пулями. Падение давления пороховых газов в раструбе, пуля не деформируется, как в чоковом сужении, отдача слабее и бой точнее, разброс пуль на 50 метров 9.4 см, увеличение навески пороха точность стрельбы практически не изменило, и на 100 метров пули ложились в диаметре 16.5 см – вполне приемлемый разброс при стрельбе в лесу по лосю.

Подкалиберные пули если и повышали точность стрельбы, то не более чем на 5–8%, но были случаи, когда полиэтиленовый контейнер от пули не отделился (2%). Какой можно сделать вывод? Пристреляв свое стендовое ружье, подобрав соответствующий заряд и пулю, можно с успехом добыть крупного зверя на дистанции до 100 метров.

Особое внимание обратите на подбор и качество боеприпаса и однообразие снаряжения патронов. Пристрелка производилась пулями 12-го калибра: «Стрела», «Вятка», «Бреннеке» (снаряжалась так же 16-го кал. в контейнере, как подкалиберная и 12-го кал. без пыжа-стабилизатора), Майера (так же 16-го кал. в контейнере, как подкалиберная), всеми пулями Полева.

В заключение расскажу о двух охотах, где отличились не только охотники, но и их стендовые ружья. Юг Московской области: первый день прошел неудачно, гоняли и кричали недружно, в общем, на стрелков лося выставить не удалось. На второй день обрезали квартал, лось есть. В команде молодой мастер спорта Валентин с ружьем МЦ 108 для круглого стенда. Как-то не подумалось, что он новичок на зверовой охоте, и на инструктаже не заострили внимание на убойных местах лося и дистанции стрельбы.

Номера расставлены, гон начался, ветерок в сторону охотников, загонщиков слышно хорошо. Вот метрах в 150 в чаще мелькают светлые лосиные ноги, пара сохатых наискосок идет на номера, до стрелковой линии метров 100, и лоси, судя по всему, выйдут на меня или соседа слева, и вдруг справа раздается выстрел Валентина, и бык как подкошенный зарывается мордой в снег.

Собрались у добытого зверя, и счастливый охотник в недоумении выслушивает нотацию капитана команды за свой выстрел. А стрелял Валентин шедшего на соседние номера лося за 140 шагов, да еще по голове, и на тебе – попал из своего раструба патроном с пулей «Стрела».

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Хутор Березовка, первый загон нашей малочисленной команды из пяти человек, но нам придает уверенность замечательный егерь Михаил Иванович и его два верных помощника, сын Сергей и брат Николай. Справа от меня бывший член сборной Москвы по стендовой стрельбе Юрий. «Ай-ай-ай, пошли!» – громко кричит в загоне Михаил Иванович, и минут через пять на Юрия выходит стадо пятнистых оленей.

МЦ 106 в плече, выстрел, и рогач, запрокинув голову, валится на бок. Пуля Полева из чокового ствола поразила оленя точно под лопатку, да и дистанция приличная, не меньше 70 метров. Второй загон. Юрию опять везет, на этот раз на него вышел лось, остановившись шагах 100–120 от охотника, слушает загонщиков, но к номерам не идет. Снова выстрел из сто шестого, и пуля точно в лопатке сохатого. Удачная стрельба правильным патроном, умелым стрелком.