Дробовой сноп

Изображение Дробовой сноп
Изображение Дробовой сноп

Само по себе понятие дробовой сноп не вызывает вопросов у охотников, и в то же время представления о нем у многих из них являются не то чтобы далекими от истины, а вообще не имеющими к истине никакого отношения. А ведь именно знание особенностей дробового снопа и присущих ему характеристик позволяет охотнику понять, почему выстрел по цели может быть удачным, а может быть и нет.

Частично незнание и ошибочные представления охотников о дробовом снопе объясняются тем, что практически ни в одном современном охотничьем или оружейном журнале, ни в одной современной книге, посвященной оружию или охоте, вы не найдете фотографий дробового снопа на расстоянии, превышающем 10 метров от дульного среза.

К тому же в охотничьей литературе в изобилии присутствуют домыслы и ошибки, повторяющие друг друга, так как авторы часто переписывают понравившиеся им пассажи из других изданий, без зазрения совести выдавая их за свои творения, очевидно полагая, что раз напечатано, то данное утверждение соответствует действительности.

Ошибки, упомянутые мной, касаются и вычисления скорости полета птицы, и длины дробового снопа, и скорости полета дробин, составляющих этот сноп, а также количества дробин, которые могут поразить цель на определенном расстоянии в зависимости от угла между направлениями движения цели и дробового снопа. Увы, но без алгебры, на засилье которой жаловался один из читателей, тут не обойтись. Придется «поверить алгеброй гармонию».

Вот какой вопрос задал мне один из охотников: «Мы с друзьями спорим, насколько эффективны патроны супермагнум 12 калибра и магнумы 20. Действительно ли они эффективны или их эффективность в большей степени определяется толщиной кошелька, а на практике они ничего, кроме синяка на плече, не дают и никак не сказываются на качественных характеристиках дробовой осыпи?

Мы подняли книги советских и дореволюционных авторов, в которых говорилось о дробовой осыпи, но нашли там лишь малоутешительные слова о том, что увеличение массы дроби в патроне не имеет пропорциональной зависимости с результативностью стрельбы. Однако со времени написания этих книг прошло 50 – 70 и более лет. И патроны изменились, и пороха используются другие, да и ружья уже не те.

И все же, насколько справедливы выводы классиков отечественной охотничьей литературы сегодня? Если они правы, то получается, что, стреляя из моего супермагнума, я только громче сотрясаю воздух? Хотя лично мне кажется, что результативность стрельбы из него выше, чем, скажем, из двустволки с патронником 70 мм».

Что ж, попробую дать ответы на поставленные вопросы.

Во-первых, очень важным для понимания процесса поражения мишени дробовым снарядом является правильное представление о форме дробового снопа. На расстоянии метров 15–20 от дульного среза дробовой сноп принимает форму конуса или, если найти поэтическое сравнение, то напоминает комету с хвостом, т.е. дробовой сноп имеет вытянутую форму и расширяется от головной части к хвостовой. Длина дробового снопа составляет примерно 10% от величины дистанции (замер идет от дульного среза), которую пролетел дробовой снаряд. Плотность дробин в единице объема в головной части выше, чем в хвостовой, да и количество дробин в головной части также большее.

Следовательно, расстояние между отдельными дробинами в головной части меньше, чем в хвостовой. По мере удаления дробового снаряда от дульного среза диаметр и длина снопа начинают увеличиваться пропорционально расстоянию.

В 1928 году американцем Н. Квелом были получены результаты распределения дроби по длине снопа, которые не утратили своей актуальности и поныне. На дистанции 10 м длина дробового снопа составляла 1,3 м, при этом 50% дробин уложились по длине в 30 см, а 75% – в 45 см, на дистанции 36,6 м длина дробового снопа составляла 3,7 м, при этом 50% дробин уложились в 1,1 м, а 75% – в 1,6 м.

Когда идет разговор о дробовом снопе, следует особо оговаривать о какой дроби идет речь. В России по-прежнему в ходу мягкая самокатанная дробь, на заводах патроны снаряжаются дробью, содержащей 3–5% сурьмы, повышающей твердость свинца, и есть высокотвердая, практически недеформирующаяся при прохождении по каналу ствола стальная дробь.

Пока стальная дробь является в России скорее экзотикой, чем прочно вошедшим в охотничий обиход компонентом снаряжения патрона, но кто знает, что будет через пять-десять лет. Вполне возможно, что лоббисты стальной дроби вкупе с «зелеными», озабоченными свинцовым загрязнением болот и водоемов, могут протолкнуть закон о запрете использования свинцовой дроби для охоты сначала на водоплавающую дичь, а потом и на любую дичь вообще. Во всяком случае вероятность такого развития событий исключать не следует.

Изображение
 

Но вернемся к теме дробового снопа. При стрельбе заводской твердой дробью на дистанции 36,6 м длина дробового снопа достигает 3,7 м а диаметр – 107 см. При стрельбе стальной дробью (номер стальной дроби будет на два размера больше свинцовой для получения примерно аналогичных значений энергии отдельной дробины) длина дробового снопа будет вдвое меньше, а диаметр – меньше на треть. Естественно, что стрельба велась из оружия одного и того же калибра с одной и той же величиной дульного сужения.

В свое время в «РОГ» был опубликован ответ на письмо читателя, интересовавшегося длиной дробового снопа. В ответе была дана ссылка на опыты, проводившиеся Робертом Бристером. (Для тех, кто по какой-либо причине не читал этот интересный материал, поясню, как Роберт Бристер проводил свои исследования. Жена Бристера садилась за руль автомобиля, к автомобилю был прицеплен трейлер, на котором был закреплен лист фанеры с мишенями. По команде Роберта жена начинала движение и на определенной скорости проезжала на заданном расстоянии от стрелка.)

Считаю необходимым заметить, что Бристер не занимался исследованиями длины дробового снопа. Описанные в статье методы, использованные Бристером, позволяют оценить растянутость дробового снопа и влияние этого фактора на возможность поражения мишени. Если быть до конца верным научному подходу, то в самом методе Роберта Бристера были априори заложены определенные ограничения, препятствовавшие точному измерению длины снопа, как, например, скорость движения мишени и длина бумажной ленты, служившей мишенью.

Кстати, результаты, полученные Бристером в ходе экспериментов, оказались не совсем точными: вычисленные по его методике длины дробовых снопов оказались короче, чем в действительности. Однако главные выводы Роберта Бристера никакому сомнению не подлежат: дробь действительно летит снопом, и длина дробового снопа увеличивается пропорционально дистанции стрельбы.

Если говорить о величине дробового снопа, то она практически несущественна при стрельбе по угонным и неподвижным целям, а вот при стрельбе по боковым или летящим над головой охотника мишеням величина дробового снопа и скорость полета дроби имеют основополагающее значение, и в конечном итоге именно эти параметры определят, насколько точным окажется выстрел.

Что касается влияния дульного сужения на длину дробового снопа, то при прочих равных условиях (номер и тип дроби, количество дробин в патроне) МЕНЬШЕЙ величине дульного сужения соответствует БОЛЬШАЯ длина дробового снопа! Почему? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности верхнего слоя дроби в снаряженном патроне.

При стрельбе из ствола с малым чоком большая часть дроби оказывается в головной части снопа и именно этим дробинам приходится преодолевать сопротивление воздуха, вследствие чего они быстро теряют скорость и, как следствие, энергию, и оказываются в задней части снопа, таким образом увеличивая его длину.

При стрельбе из ствола с сильным дульным сужением мы будем наблюдать следующую картину: при прохождении дульного сужения происходит перестроение столбика дроби, его вытягивание. Это вытягивание и определит форму и длину дробового снопа на первоначальном участке траектории. Но при удалении дробового снаряда от дульного среза будет происходить «гармонизация» дробового снопа. Он фактически начнет укорачиваться.

Этот процесс объясняется тем, что большая часть дробин снопа как бы участвует в гонке за лидером и не тратит энергию на преодоление сопротивления воздуха. Вот такие удивительные превращения происходят с дробовым снопом на некотором удалении от дульного среза.

Поэтому не верьте глазам своим, когда вам показывают фотографии дробового снопа, сделанные на дульном срезе или в нескольких десятках сантиметрах от него, ибо увиденное вами не будет иметь ничего общего с тем, что на самом деле произойдет с дробовым снопом уже на 15 метрах дистанции.