Записки волгоградского гончатника

Изображение Записки волгоградского  гончатника
Изображение Записки волгоградского  гончатника

На смену волкогонов пришли снегоходы. Волков в степных районах истребили. Я сам был волчатник №1 в РСФСР, истребил около 1000 волков, был неоднократным победителем конкурса по истреблению волков, и сейчас, в мои 72 года, мне удается добыть за весну выводок на логове.

Заявляю, что в наших местах (Волгоградская область) волки остались лесные, и те уже разрозненные, одиночные особи и держатся в болотистых местах, где не проходят снегоходы и с гончими их трудно  взять.


ПРОБЛЕМЫ ГОНЧИХ И ИХ ОЦЕНКИ
Настоящие гончие боятся волчьего запаха. Шерстный покров слабо развит, особенно у русско-пегих гончих, но выжлецы этой породы с мощным костяком обладают большой силой и злобой, выносливы и вязки до лисиц, и значит, из них по желанию можно выбрать волкогонов.
Многие русские гончие обмельчали, но шерстный покров лучше, чем у Р.П.Г. Я думаю, это связано с охотой на зайцев. Любая, даже мелкая гончая, способна задавить зайца.
Из моих наблюдений, степной волк мельче лесного, так как он питается зайцами, сусликами, мышами и другой мелкой живностью. И весит он почти вдвое меньше лесного, питающегося копытными, где требуется сила и мощь зверя.
Наверное, и гончие-зайчатницы по этой причине измельчали. В этом мы сами виноваты. Перестали с гончими охотиться на волков. И наоборот, волк продолжает охотиться на собак, но предпочитает более мелких. Я вспоминаю один наглядный пример.
Охотились мы с отцом в 50-е годы со смычком русских гончих в лесостепной зоне. Гончие раскручивали зайца на жировке. К ним подкралась пара волков, причем пробежали мимо крупного выжлеца и напали на мелкую выжловку. Мы выстрелили, и они убежали в лес.
Волки – умные, думающие звери, еще издали сообразили, что с мелкой гончей им легче будет расправиться и легче ее будет унести к логову. Из этого следует вывод, что нам нужно размножать крупных гончих. У гончих появился враг № 2 – бойцовые собаки, владельцы которых прогуливают их по городу на поводках, а в лесу отпускают с поводков.
Иные не против их напустить для боя на собак (ради тренировки) и напускают даже на гончих. Некоторые гончие возвращаются с охоты израненные, иные не возвращаются, и мы думаем, что их выкрали.
Пора бы нашим охотинспекторам составлять акты на таких собаководов за браконьерство. Ведь бойцовые собаки обладают волчьими челюстями и зубами.
Нужен ли гончим ножницеобразный прикус? Не мне судить, но я думаю, что нужен. И многие собаководы его знают, но за небольшое отклонение – один, два неправильных зуба – не надо высокопородным собакам ставить оценку удовлетворительно.
По моим наблюдениям, у гончих с плотным ножницеобразным прикусом при кормлении мерзлым мясом и костями к 4-5-летнему возрасту стираются передние зубы и прикус становится клещеобразным.
И наоборот, если гончие имеют небольшую подуздоватость, зубы сохраняются до старости. Даже с плохими прикусами наши гончие способны задавить и лисицу, и зайца. В борьбе же с волком один на один гончие даже с правильным прикусом потерпят поражение.
Я помню первые Михайловские выставки, где периферийные гончатники познали правильный ножницеобразный прикус. Были шокированы, когда наши гончие получали удовлетворительно.
Нам объясняли, что ножницеобразный прикус нужен гончей, чтобы она испортила шкурку, то есть могла задавить зверя и, если прикус будет клещеобразный, гончая будет прокусывать шкурку и рвать ее.
По тем временам шкурки ценились как мягкое золото и принимались приемными пунктами райзаготконтор, и охотники, добывающие пушнину, особенно лисиц, получали боеприпасы, капканы, мануфактуру и продукты питания.
Я не готов спорить по вопросу о прикусах, но поскольку в наше время пушнина не является мягким золотом, наверное, в судействе экспертов по прикусам надо делать какое-то послабление, и только если прикус весь неправильный, то следует оценивать таких гончих на неудовлетворительно.

ЛИСОГОНЫ
Поскольку пушнина никого не интересует, то не следует отходить от охоты на лисиц. Многим охотникам известно, что лисица в охотугодьях вредна, значить ее надо изъять в лесных угодьях, но в степных хлебных местах лисица может быть полезна. Не надо бояться, что мы истребим лисицу полностью. На наших просторах это сделать будет невозможно.
Для лиц, мало охотившихся на лисиц, еще не познавших их хитрости и считающих, что работать по лисице проще, чем по зайцу, привожу примеры.
Иная лисица водит гончих на малых кругах по своим следам, петляет, устраивает различные восьмерки, путает собак в хитросплетениях следов, уходит в норы, в пустоледье, переплывает речки, водит по тонколедью, вблизи полыней, где гончие тонут, по железнодорожному полотну, по шпалам, по асфальтированным, бетонным дорогам, и даже по автотрассам, где погибли моя лучшая гончая Порошка и Певка у г-на Порошина М. И.
У лисиц много  припасено хитростей. Я наблюдал, как большой лисовин завел моих гончих по чернотропу в вонючее илистое озеро и притаился там на 15 минут среди желтых чаканов. Лисовин отдыхал у меня на глазах, испачкавшись в черный вонючий ил, тем самым перебив свой запах болотной вонью. Гончие на время потеряли чутье, и гон возобновился только тогда, когда одна из них наскочила на лисовина. Но гон был неуверенный, с пересколами, пока с лисицы не сошел болотный запах. Вот вам и легче.
Мои гончие никогда не славливали лисиц, а вот зайцев сганивали после двух-трех кругов гона, и поэтому дипломы по лисице должны цениться на равных с заячьими. Уже встречаются гончие, работающие только по зайцу или гоняющие лисиц с очень короткой работой.
Я ежегодно добываю 15-20 лисиц из-под гончих и 3-4 русаков. Пусть размножаются зайцы. Не надо приравнивать кусок зайчатины к лисьему меху.
Одна гончая может погонять часок лисицу и получить диплом, другая – более 10 часов, и поэтому полевые дипломы должны быть разных степеней. Я предлагаю судьям на их усмотрение выдавать поощрительные дипломы за короткую работу гончих, если лисица понорилась.  Настало время поощрять гончих и тем самым вовлекать гончатников в охоту на лисиц, расплодившихся не в меру, так как они могут сократить численность зайцев и заразить и домашних, и диких животных бешенством.

ГОНЧАТНИКИ И КИНОЛОГИ
Я не согласен с автором о запрете на охоту собак, не имеющих родословных. Собак воруют, но не так уж много, и многие гончие, не имеющие родословных, не ворованные, а такие, которых расплодили наши гончатники с помощью кинологов и экспертов.
За последние годы, гоняясь за хорошей работой гончих по зайцу, кинологи Волгоградской области не стали разрешать вязки гончих, не имеющих полевых дипломов по зайцу.
Но многие гончатники лучше экспертов знают своих гончих и продолжают размножать тех из них, которые  имеют хорошие рабочие качества и экстерьеры.
Отсюда и пошло, что гончие, не имеющие родословных, лучше гончих с родословными. Невыдача родословных на щенят от собак, имеющих хорошие экстерьерные оценки, была ошибкой кинологов.
Теперь трудно будет вернуть веру гончатников в то, что собаки с родословными лучше собак, не имеющих родословных, а надо бы выписать родословные собакам, имеющим высокие экстерьерные и хорошие рабочие качества известного происхождения.
В годы, когда развелось много лисиц, мы почему-то размножаем гончих- зайчатниц и добиваем последних зайцев. Это тоже ошибка. Ведь не секрет, что зайцев становится все меньше. Надобно снять шапки перед гончатниками, охотившимися за лисицами, не в меру расплодившимися.
Многие гончатники производят незапланированные вязки гончих назло экспертам и кинологам, которые допускают к вязкам только своих гончих и гончих нужных им людей и тянут за уши таких гончих к чемпионству.
Совершают ошибки или, более того, идет однобокое размножение.Областные волгоградские гончие имеют полевые дипломы десятками.
Удивляются периферийные гончатники, где городские так хорошо наганивают? На городском асфальте, что ли? У наших гончатников в районе имеются гончие с хорошими родословными и хорошими рабочими качествами, но они не имеют полевых дипломов. Причина: нет в районе полевых испытаний и состязаний, а ехать куда-то далеко не так просто. 
У многих гончатников имеются выжлецы и выжловки и удержать выжловку от выжлеца не всегда удается. Рождаются незапланированные щенки, и убивать породных щенят не поднимается рука. И они вырастают, и по этой причине кинолог не выписывает щенячьи справки.
Многих хороших гончих судьи намеренно не приглашают на полевые испытания (в том числе и моих гончих), убирают конкурентов: а вдруг они покажут лучшую работу, чем разрекламированные? Проблемы надо решать, а к мнению сельских охотников надо прислушиваться.
 

Валентин ОЛЬХОВОЙ, Волгоградская область, г.Михайловка