О карелке с болью и надеждой

Изображение О карелке с болью и надеждой
Изображение О карелке с болью и надеждой

6–7 июня 2015 г. состоялась долгожданная Всероссийская выставка карело-финских лаек. Долгих одиннадцать лет не проводили ее в Карелии. А ведь карело-финская лайка, подобно карельской березе, должна стать национальным достоянием. Однако сама Карелия этого, по-видимому, еще не осознала.

Все ожидали , что выставка станет значительным шагом в деле прогресса в ведении породы. Ведь на последнем заседании Всероссийского кинологического совета (ВКС) в 2015 г. было решено, что на выставке будет проведена конференция, которая решит вопрос о принятии усовершенствованного стандарта карело-финской лайки. Надо сказать, что конференция, как ни странно, состоялась, на нее собралось довольно много публики и более 15 экспертов.

В целом выставка была организована, можно сказать, на «отлично». Главное, в продолжение двух дней выставки неукоснительно соблюдался заявленный регламент, чего, как правило, не замечается на других кинологических мероприятиях. Прекрасное открытие, парад собак, гимн, поднятие флага почетным гостем выставки, заслуженным экспертом и ветераном разведения породы Л.А. Гибет и главным экспертом выставки А.Г. Евреиновым.

Торжественным было и закрытие выставки при параде собак и награждении шести выступивших команд. Первое мест заняла, как и ожидалось, московская команда, а второе место 1-я команда Карелии. Капитаны этих команд и опустили флаги выставки. Таким образом, москвичи и открывали, и закрывали выставку, что , учитывая реальное положение дел с породой, вполне резонно.

Ринги сук оба дня судил эксперт из С.-Петербурга В.П. Теппо, более 25 лет занимающийся этой породой; ринги кобелей – тверичанин С.И. Веролайнен, кинолог, специально породой не занимающийся и не видящий угрозы в подлитии кровей финского шпица нашим карелкам. Это было особенно заметно на рингах кобелей, где в полном беспорядке мешались собаки как сухого, так и сухого крепкого типов конституции.

Еще на заседании ВКС А.Г. Евреинов заявлял: «…давайте на выставках собак финского типа отодвигать в хвост ринга, а если уж совсем «финик», то «удовлетворительно», это все, что собака может получить в ринге». И это правильно, если мы хотим сохранить настоящую карело-финскую лайку. Но кто это должен был делать? На данной выставке отбраковки не получилось. Почему? Да просто для таких мероприятий нужны эксперты, специалисты по породе или специально подготовленные эксперты. Это не высказывание недоверия к другим специалистам, это простая логика. Так поступают во всех странах, если речь идет о сохранении в аборигенных и национальных породах правильного типа собак.

У зрителей, а это были в основном владельцы лаек, вызвало большое недоумение, почему из Москвы, где, как известно, самое большое количество карелок, разводятся они уже очень давно, и во все время поддерживался и поддерживается тип настоящей КФЛ лайки, нет ни одного судьи не только в качестве эксперта, но даже и ассистента? Действительно, почему? \

Но все же москвичи молодцы! Они выиграли первое командное место и чемпионат в кобелях – чемпионом стал Айвенго А. Шишлякова. И если бы предринговая фаворитка выставки – сука не потеряла 10 баллов за экстерьерную оценку «оч. хор.», был бы в команде и второй чемпион. В московской команде из 13 собак, 5 – класса «элита».И это притом что москвичи твердо стоят за сохранение породы КФЛ в ее первозданном виде, какой она была до 1980 года. Может быть, это не в современном тренде, но вот бы у кого поучиться экспертам из Карелии в деле сохранения нашего богатства, а не «ложиться» под финнов.

К сожалению, глаза экспертов, да и владельцев тоже, уже «замылены» экстерьером, испорченным прилитием крови финского шпица, которое особенно усердно практиковалось на северо-западе Карелии. Видимо, поэтому отличный экземпляр столичной лайки – ч. Кучум – в ринге был оценен на «оч. хор.». На вопрос зрительницы − «почему?» эксперт не нашел ничего другого, как ответить, что у него «большие уши». Казалось бы, эксперт должен учесть, что кобель еще неполностью оделся после линьки . Тем не менее Кучум получил заслуженный «Приз Никифорова» − высший приз рабочей собаки, имеющий наибольшее число дипломов по белке, полученных на состязаниях. Эта типичная по экстерьеру карело-финская лайка, мощная, крупная, но сухая, в свои почти 10 лет выглядела на ринге 6-7-летней. Вот это и следовало бы специально подчеркнуть эксперту.

Несколько слов собственно о конференции. Надо отметить, что карельские энтузиасты активно поддержали решение ВКС провести конференцию по вопросу усовершенствования принятого еще в 1981 г. стандарта на КФЛ. Предложенный вариант стандарта еще в 2014 г. был разослан в регионы, занимающиеся разведением карелок, роздан членам ВКС и лично основным экспертам. Все кто хотел, могли ознакомиться с ним и выразить свое мнение. Кое-кто прислал весьма дельные замечания, которые были учтены разработчиками нового стандарта.

Первой на конференции выступила М.Г. Кузина. Она отметила, что главной проблемой нашей лайки сегодня стало соглашения президента РКФ А. Иншакова с председателем финского «Кеннел клуба FKC» о том, что карело-финская лайка и финский шпиц – одна порода. Но в действительности это разные породы. КФЛ – типичная охотничья собака, которая разводится в России с начала ХХ века, записывается в специальную племенную книгу ВПКОС, а с 1993 года утверждена в Государственном реестре селекционных достижений МСХ РФ. Оригинатором породы тогда выступило Московское общество охотников, а после переиздания Реестра еще и Росохотрыболовсоюз. Смешивать эти породы категорически нельзя. Никакой президент РКФ не может по своей воле изменять статус породы, признанный государством в лице МСХ РФ. Именно поэтому в 2011 г. было принято решение, что с 1 января 2012 г. в ВПКОС записывают только карело- финских лаек. Щенки, у которых один из родителей финский шпиц, не регистрируются и считаются метисами. Совсем недавно президент Ассоциации Росохотрыболовсоюз Т.С. Арамилева, как представитель оригинатора породы карело-финская лайка, направила требование о расторжении соглашения между РКФ и клубом в РКФ, финский клуб и МСХ РФ. Выступившая Л.А. Гибет поблагодарила всех, кто направил свои предложения по усовершенствованию стандарта КФЛ и подчеркнула, что с подлитием кровей шпицов рабочие качества лайки ухудшились. «Собаки становятся более тяжелыми, менее выносливыми, ухудшается экстерьер, появляются признаки шпицовости.» Поэтому в новом стандарте необходимо более детально описать отдельные признаки экстерьера, в основном строения головы, и подчеркнуть желательность возврата к более сухому типу конституции, прописанному во всех стандартах до 1981 г. как «легкий и сухой тип конституции». Изменения в стандарте от 1981 г.на «сухой и крепкий тип» как раз и произошло после введения в породу кровей финского шпица. Время показывает, что от этого надо постепенно избавляться. Делать лайку лайкой, сохраняя присущий ей тип.

Скептикам, которые считают, что охотничья собака не может иметь сухой тип конституции, Л.А. Гибет показала фотографии коров из учебника по животноводству различных типов конституции, на которых видно, что самые молочные породы имеют именно сухой тип. Также и лошади – рысаки и скаковые всегда имеют сухой тип. Вот свинья не должна иметь сухой тип. Так лайка − не свинья и может и должна быть сухой, под аплодисменты заявила Л.А. Гибет. Лучшего довода нельзя было и придумать.

Предложения отложить принятие обновленного стандарта не прошло. Действительно, чего ждать? Стандарт не новый, а в нем лишь более полно расшифрованы детали существующего стандарта. Если ждать и ничего не делать, то можно дождаться, что породы не станет. Удивляет то, что инициатива москвичей, стучащихся в разные двери, чтобы сохранить уникальную породу, не всеми приветствуется. А некоторые спецы вместо помощи вставляют «палки в колеса».

К счастью, здравый смысл победил, и большинством голосов, конференция приняла решение: «Всероссийскому кинологическому совету поддержать расширенный и улучшенный вариант стандарта на карело- финскую лайку и рекомендовать принять его.