По этой причине и хотелось бы сегодня поговорить об этой самой универсальности, главным образом, чтобы понять, как все-таки правильнее в дальнейшем поступать при комплексной оценке лаек на выставках, которые являются не только местом встречи единомышленников и праздником для собаководов, но прежде всего племенным мероприятием.
Само понятие «универсальный» говорит о том, что некто, в данном случае собака, может выполнять несколько функций.
В применении к лайке это означает, что одна и та же собака может успешно работать по нескольким видам животных.
И это в теории мечта любого охотника, так как позволяет использовать одну и ту же собаку максимально широко — и по пушнине, и по птице, и по зверю.
Однако на практике чаще всего складывается так, что охотники стараются специализировать свою собаку по одному-двум видам охот, которые практикуют сами. И зачастую эти охоты требуют от собаки сходных качеств — к примеру, белка/куница/боровая или кабан/медведь.
А не редки и случаи, когда охотник, охотящийся только на один вид дичи, стремится отучать свою лайку от работы по любым другим, чтобы не тратить на охоте драгоценного времени на добычу менее нужного ему зверя, на снятие собаки с работы по нему да и не подвергать себя риску быть обвиненным в браконьерстве.
Именно собаки таких охотников зачастую становятся настоящими профессионалами в своем деле, полностью раскрывающими свои врожденные качества в мастерстве работы по единственному объекту.
Но при этом такая лайка давно стала неконкурентоспособной при определении высшего звания на охотничьей выставке — звания чемпиона. Ведь не станет же охотник ради получения лишнего диплома разрешать собаке то, от чего отучал ее с первых выходов в лес.
Лайки же, проявляющие на охоте эту самую пресловутую «универсальность», чаще всего работают по большинству видов весьма средне, на диплом третьей, в самом лучшем случае второй степени. И это тоже вполне закономерно.
Ведь не вызывает сомнений тот факт, что для выполнения каждой из задач собака должна обладать определенным набором качеств: для охоты на белку — тонким чутьем, слухом и зрением, «вежливым» отношением к добыче, вязкостью, поиском, слежкой.
При этом такие качества, как, например, ловкость или смелость по отношению к зверю, не столь принципиальны, злоба же вообще входит в определенное противоречие с «вежливостью».
А вот при охоте на кабана ни тонкое чутье, ни слежка, ни отношение к добытому зверю не имеют решающего значения.
То есть для получения высших дипломов по этим видам лайка должна обладать диаметрально противоположным набором качеств.
Дополнительные баллы за диплом по иным, кроме основного, видам вводились в то время, когда основным объектом охоты с лайкой была пушнина, равно как и основным видом испытаний. Кроме пушнины, в не значительных количествах в отдельных регионах проводились испытания по подсадному медведю и водоплавающей дичи.
В этой ситуации было вполне логично поощрять собак, получивших диплом по иному виду испытаний. С того времени изменилось очень многое — лайки распространились далеко за ареалы своего происхождения, их стали использовать для охоты по нетипичным для них ранее животным, резко увеличилось количество испытаний для лаек, начали массово проводить испытания, а иногда и состязания по видам, по которым ранее испытывали лишь попутно.
К сожалению, в замыслы ведущих экспертов тех лет вмешался человеческий фактор, и их благие намерения привели к тому, что сейчас, анализируя результаты крупных выставок, мы все чаще задаемся вопросом, как одна и та же собака умудряется получать высшие дипломы по таким принципиально разным видам, как, например, медведь и куница, да еще в средней возрастной группе.
Невольно напрашивается вывод, что либо нам невероятно повезло лицезреть совершенно гениальных собак, либо…
В своей статье «Об универсальности лаек» эксперт всероссийской категории Л.В. Кречетова еще в 2002 году провела анализ количества дипломов у ЛЗС, экспонировавшихся на Московских областных выставках.
На приведенном графике наглядно продемонстрировано, как резко увеличилось количество собак, имеющих более двух дипломов, после принятия решения о начислении дополнительных баллов за универсальность.
Таким образом, это решение действительно прекрасно стимулировало владельцев лаек шире выставлять своих собак на испытания по самым разнообразным видам дичи вне зависимости от того, охотится ли владелец на этот вид или нет. Но стало ли это благом для породы?
«До 1982 года западносибирские лайки имели высокие дипломы, преимущественно по двум видам дичи: по белке и утке, то есть по видам, по которым высококлассная работа не могла быть помехой на охоте (разная среда обитания, разные сроки охоты).
Единицы (максимально — шесть в 1982 году) имели высокие дипломы по трем видам.
Я не встретила ни одной собаки с дипломами по видам, требующим диаметрально противоположных качеств: уравновешенность в работе по лосю, оленю, азарт и злоба при работе по кабану и медведю», — отмечает Людмила Владимировна.
Позже появились дополнительные испытания по подсадным видам — по барсуку и кабану, которые также позволяют в короткий срок обеспечить свою собаку «джентльменским набором» дипломов, ведь получить их можно сравнительно легко, даже не будучи с лайкой в лесу.
Многие кинологи и ведущие эксперты поняли опасность такого поворота событий, и в последние годы в положениях по выставкам максимальное количество дипломов «за универсальность» ограничивается пятью видами.
Тем не менее даже при таком ограничении максимальный балл за рабочие качества составляет 65 баллов, что почти вдвое превышает максимальный балл за потомство и нивелирует значение остальных показателей бонитировки — экстерьер, качество потомства, происхождение — и делает неконкурентоспособными собак настоящих охотников.
А ведь целью племенных мероприятий является именно получение высокопородного охотничьего потомства, а вовсе не потакание амбициям владельцев!
Эксперимент по ограничению количества «универсальных» дипломов был проведен на 4-й Всероссийской выставке западносибирских лаек в 2019 году в Тюмени, и — о чудо! — чемпионами выставки стали вовсе не «раскрученные» собаки, обладающие заветными «иконостасами» и работающие, судя по данным в «Свидетельствах…», «от мыши и выше», а вполне обычные лайки, не имеющие владельцев «высокого статуса и толстого кошелька».
Поэтому вполне закономерно, что, прислушиваясь ко все чаще и чаще звучащим от экспертов «сигналам тревоги», именно сейчас активно обсуждается ограничение баллов «за универсальность» для лаек, оставив для оценки этого параметра только один диплом, помимо основного и дополнительного (повторного).
Так что будет гораздо честнее и больше пойдет на пользу породе, если мы чуть изменим любимую формулировку с «лайка — универсальная собака» на «лайка — универсальная порода» и ограничим пресловутую графу «универсальность» в бонитировке лаек.
Комментарии (1)
Валентин Соколов
Лайка во все времена была интересна охотнику,как собака универсальная.С благодарностью вспоминаю именно универсальных своих собак,с которыми успешно охотились и на лося и кабана и на белку и глухаря ,норку и хоря и енотовидную собаку. При этом кобель прекрасно работал по утке,а при её отсутствии даже по дупелю…
Сила охотничьего инстинкта является показателем врожденных охотничьих качеств. . Она то к сожалению никак и ничем не измеряется.
Показателем этой «силы» ( как убедился на практике) как раз и является способность работать по разным видам…т.е. то что мы подразумеваем под универсальностью.
Степень диплома часто не является показателем добычливости лайки. Рабочие качества лайки,благодаря которым добывают зверя,можно выявить только при тестировании лайки в лесу. Бонитировка с учетом степеней вольерно-подсадных дипломов-это ритуал своего рода и не более того.
Разведение лаек с акцентом на специализацию считаю делом для лайководства вредным.
Да,лайки распространились далеко за ареалы своего происхождения.
Где-то в Казахстане методами разведения пусть «специализируют» лаек,но в ареалах её происхождения и традиционного применения универсальность лайки должна этими методами разведения поощряться...
Ибо …повторюсь…опосредованным показателям врожденной силы охотничьего инстинкта является склонность к универсальной работе.