Российская Федерация богата охотничьими ресурсами, на ее просторах добывается большое количество разнообразных и качественных трофеев. Все добываемые на территории России охотничьи трофеи являются национальным достоянием. Выставленные на выставках, они становятся объектами соревнований между охотниками, охотничьими организациями, регионами и даже странами. Трофейная тема широко обсуждается в средствах массовой информации. Кроме того, оценка охотничьих трофеев является индикатором состояния популяций охотничьих животных и уровня развития охотничьего хозяйства в данном регионе.
Что же такое трофей? Среди охотников используется двоякое толкование словосочетания «охотничий трофей». В широком и наиболее употребляемом смысле это добытая дичь в целом или частичном состоянии. Так, доставшаяся охотнику после коллективной охоты лосиная нога является законным трофеем, заслуженно вызывает у него самого гордость и большое уважение членов его семьи. С другой стороны, имеется более узкое и специальное значение слова «трофей».
Это не столько «шкурно-мясное» содержание добытого животного, сколько его трофейные параметры, индивидуальные морфологические особенности его строения и красоты, возможность изучения, оценки и демонстрации. Другими словами, охотничий трофей — это часть добытого животного, несущая информацию о нем, при этом имеющая экономическую, эстетическую и научную значимость и, что особенно важно, способная храниться длительное время. В настоящее время официально в качестве охотничьих трофеев подлежат экспертной оценке рога, черепа, шкуры, клыки, бивни диких животных, добытых путем охоты.
Принимая во внимание то, что трофей является свидетельством мастерства, каждый охотник по праву может гордиться своим трофеем и, конечно, желает узнать, какого он качества по общепризнанным меркам, а также хочет сравнить его с трофеями других охотников.
Вместе с тем в настоящее время сам охотничий трофей, понятие о нем в Российской Федерации находятся вне правового поля. Ни в одном российском законодательном акте нет словосочетания «охотничий трофей». Исходя из этого, Алтайский край на Трофейном форуме, проведенном в мае 2024 года в Екатеринбурге, внес предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте).
1. Предлагается статью 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Закона об охоте дополнить понятием «Охотничьи трофеи», как продукция охоты, полученная в результате добычи охотничьих животных в процессе охоты на территории Российской Федерации. К охотничьим трофеям относятся рога копытных животных, черепа и шкуры хищных животных, клыки кабана, кабарги и моржа».
2. В Российской Федерации добывается большое количество трофеев, многие из которых зачастую вывозятся за ее пределы, и информация о них пропадает. Многое из трофеев сдается на лом и уходит в Китай на изготовление различных мазей, добавок и других препаратов. Многое просто выбрасывается. Только довольно незначительная часть трофеев выставляется и измеряется на местных и региональных выставках, организованных время от времени энтузиастами трофейного дела. В настоящее время в России единого центра сбора информации об охотничьих трофеях нет.
В 2002 году в рамках Международной выставки охотничьих трофеев в Москве в СК «Олимпийский» официальными представителями Международного совета по охоте и сохранению дикой природы (CIC) полномочия по ведению трофейного дела CIC на территории Российской Федерации были переданы Ассоциации «Росохотрыболовсоюз». Судя по имеющейся информации, на сегодняшний день информационным банком охотничьих трофеев Ассоциация не располагает.
В последнее время производятся попытки сбора информации из регионов, но дальше этого дело пока не идет. С 2009 года ведется Книга регистрации российских охотничьих трофеев, за что честь и хвала ее организаторам. Однако она не охватывает все категории охотников, еще слабо распространена и, что самое главное, ведется энтузиастами. В случае их отхода от дел появляются сомнения в дальнейшем ведении Книги регистрации и сохранении ее данных.
Исходя из этого, предлагается внести дополнение в статью 33 Закона об охоте «Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органам государственной власти субъектов Российской Федерации», дополнив пунктом «Ведение кадастра охотничьих трофеев на территории субъекта Российской Федерации». Порядок ведения кадастра охотничьих трофеев предлагается производить по аналогии ведения охотхозяйственного реестра.
3. На сегодняшний день на территории России действуют две системы измерения охотничьих трофеев. Это «европейская», на основе требований CIC, установленная «Положением об охотничьих трофеях в Российской Федерации», утвержденным 25.12.2009 Советом по охотничьим трофеям Ассоциации «Росохотрыболовсоюз». Книга регистрации российских охотничьих трофеев производит измерения по американской системе SCI, выбранной в свое время для измерения охотничьих трофеев в Московском клубе «Сафари». Это приводит к тому, что охотничьи трофеи на выставках по разным системам будут оценены по-разному, что делает невозможным сводить их в единый кадастр.
В связи с этим Алтайским краем предлагается разработать и утвердить единую систему измерений охотничьих трофеев на территории Российской Федерации.
Разработку и утверждения такого Порядка оценки качества охотничьих трофеев, а также Порядка ведения и состав кадастра охотничьих трофеев, сбора и хранения содержащейся в нем информации, предоставления такой информации заинтересованным лицам, формы обмена такой информацией предлагается возложить на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Охотдепартамент). Для разработки этого Порядка можно создать рабочую группу из представителей государственного органа, Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», «Книги регистрации российских охотничьих трофеев» и активных экспертов по оценке охотничьих трофеев.
В мире есть и применяются ставшие уже классическими системы оценки охотничьих трофеев. Однако в связи с недавними событиями международные связи в экономике, культуре, спорте и, к сожалению, в охоте и трофейном деле стали рваться. России необходима своя, независимая, национальная, основанная на лучших достижениях мировой практики, но адаптированная к местным условиям система оценки охотничьих трофеев. И управлять трофейным делом должен специально уполномоченный государственный орган. Выведение трофейного дела на государственный уровень обязательно даст толчок в развитии трофейной охоты и в целом охотничьего хозяйства в России.
Охотники больше станут ездить именно за трофеем, соответственно, увеличатся платы за оказание услуг в охотничьих хозяйствах. В результате больше будет налоговых поступлений, рабочих мест, и выше будет зарплата егерей.
Предложения изменений в закон Об охоте.
Внести в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте…» следующие изменения:
1. Статью 1 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дополнить пунктом 17) в следующей редакции: «17) Охотничьи трофеи — продукция охоты, полученная в результате добычи охотничьих животных в процессе охоты на территории Российской Федерации. К охотничьим трофеям относятся рога копытных животных, черепа и шкуры хищных животных, клыки кабана, кабарги и моржа».
2. Часть 1 статьи «Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органам государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнить пунктом 11) в следующей редакции:
«11) ведение кадастра охотничьих трофеев на территории субъекта Российской Федерации».
3. Главу 7 «Управление в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» дополнить статьей 37.2 в следующей редакции:
37.2 Кадастр охотничьих трофеев.
1. Кадастр охотничьих трофеев включает в себя информацию о добытых на территории Российской Федерации охотничьих трофеев, их качества, даты и месте добычи, данные об охотнике и месте нахождения.
2. Ведение кадастра охотничьих трофеев осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение кадастра охотничьих трофеев на территории субъекта Российской Федерации, предоставляет данные кадастра охотничьих трофеев уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
4. Порядок оценки качества охотничьих трофеев, порядок ведения и состав кадастра охотничьих трофеев, а также сбора и хранения содержащейся в нем информации, предоставления такой информации заинтересованным лицам, формы обмена такой информацией устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Читайте также:
Алгоритмы охотничьего хозяйства в России. Что не так с ними?
Барьеры развития. Что мешает в РФ появлению трофейной охоты?
Профессия — егерь. Не забыла ли о ней Россия?
Берложья охота на Руси. Доколе терпеть идиотов?
Комментарии (0)