Этот жанр фотографии откроет вам дверь в мир новых, удивительных сюжетов, в фантастическую страну растений, насекомых, цветов и микропейзажей. Вы поневоле станете исследователем неистощимых тайн природы, многие явления которой мимолетны, еле уловимы и не разгаданы. Вы убедитесь в совершенстве каждого создания и поймете, что этому обилию нет конца и завтра уже будет все не так, как сегодня, до того разнообразен и динамичен макромир.
Некоторые современные объективы, например зуммы, позволяют без дополнительных приспособлений заниматься макросъемкой, то есть фотосъемкой средних и мелких объектов. Для макросъемки вполне пригодны “Зениты” с применением насадочных линз или удлинительных колец, с которыми съемка технически совершеннее – они не влияют на качество изображения.
Документальность, красоту и качество макросъемки определяет, прежде всего, изображенная на нем подробность сюжета. Пленки с высокой разрешающей способностью малочувствительны и требуют при большом диафрагмировании, обязательном при макросъемке, длинных выдержек: от 1/15 до нескольких секунд.
Если фотографировать со штатива в пасмурную погоду, максимально диафрагмируя объектив, то мы получим проработку не только на хорошо освещенных участках, но и в тенях. При макросъемке в пасмурную погоду с рук камерой со встроенной вспышкой, которая находится очень близко от оптической оси объектива, все снимки будут неудачно освещены безобъемным, плоским светом с тонкими линиями теней. Эту неприятность усиливает черный фон. Чтобы избежать этих недостатков, нужно снимать со вспышкой в солнечную погоду против света. Тогда фон на снимке проработается за счет естественного освещения, а главный объект съемки приобретает объем. Очень важно правильно установить экспозицию, чтобы при смешанном освещении ни дневной, ни искусственный свет вспышки не преобладали, а дополняли друг друга. При интересном сюжете желательны дубли — варианты: один - с преобладанием естественного освещения для увеличения объема, а второй - с преобладанием света вспышки, для усиления акцента на главном. Дубли нужно снимать, меняя выдержку, а не диафрагму, то есть усиливая или ослабляя только дневной свет. Найдя сюжет для макросъемки, замеряют общую освещенность кадра. Например: на пленке 100 единиц экспозиция равна 60 на 8, но поскольку требуется большая глубина резкости, нужно ставить диафрагму не меньше 16 делений – выдержка для данного сюжета будет соответственно 1\15 секунды. Установка диафрагмы при съемке со вспышкой будет зависеть от расстояния до снимаемого объекта и от мощности вспышки. Это определяется предварительными фотопробами. Многие современные вспышки (при заданной диафрагме в фотокамере) измеряют расстояние до объекта и в зависимости от него посылают соответствующую мощность света. Для того чтобы не сомневаться в правильности установленной диафрагмы, когда снимаете недорогой вспышкой, кадр дублируется с разными ее значениями. Не нужно бояться при контровой съемке со вспышкой с рук ставить длительную выдержку – фон, как правило, при макросъемке не резкий, а главный объект будет в фокусе от мгновенного ( около 1\500 – 1\1000 секунды ) света вспышки. Очень удобно при таких съемках использовать камеру, на которой можно выставить приоритет диафрагмы, тогда выдержка в зависимости от освещенности выставляется автоматически. Это важно, например, при съемке насекомых, когда всё решают мгновения. При контровой съемке цветов и бабочек на солнечном лугу фотовспышкой можно не пользоваться. Для съемки осторожных бабочек я, например, применяю зумм 75-300 мм, который позволяет фотографировать на расстоянии полутора метров от объектива до объекта с размером поля снимаемого сюжета 9 на 13 см.
Ягоды и цветы желательно снимать утром, пока ветер не начал раскачивать растения. Днем, чтобы не мешал ветер, иногда применяют прозрачный экран – полиэтиленовую пленку, растянутую на колышках, воткнутых в землю.
Преимуществом при фотографировании грибов является то, что они неподвижны и не раскачиваются ветром, как цветы и ягоды. Грибы – объемные объекты, и для передачи резкости всем деталям приходится максимально диафрагмировать объектив, а для этого желательно применять настольный штатив с подвижной шаровой головкой. При съемке со штативом при контровом свете вместо вспышки для подсветки теней лучше использовать экран – отражатель (лист белого картона или пластика по размеру фотосумки). Повысить выразительность сюжета поможет портативный пульверизатор: капельки воды оживят цветы, ягоды и грибы, передав атмосферу свежести раннего утра.
Таким образом, в солнечную погоду желательно пользоваться вспышкой, а в пасмурную – нет, но, применяя штатив, вы получите во втором случае лучшие результаты, без тяжелого черного фона. Исключение – когда вы снимаете шустрых насекомых (вспышка останавливает их движение). Да и многие из них, особенно яркоокрашенные, прекрасно выглядят на черном фоне.
Иногда во время макросъемки возникает желание заснять во весь кадр какую-нибудь божью коровку, муравья или глаза стрекозы. А как это сделать?
Для дальнейшего увеличения масштаба фотосъемки нужно потратить немало средств на приобретение профессионального макрообъектива при наличии соответствующей камеры (например, для фотоаппарата “Canon”, объектив ЕF 100\2,8 MACRO стоит 667 долларов) или снимать “Зенитом”. Если в качестве основного взять объектив с фокусным расстоянием 200 мм (“Юпитер” – 21 М) и присоединить к нему передней линзой дополнительный, например, с фокусным расстоянием 50 мм, то мы получим прекрасный макрообъектив (для соединения объективов нужно подобрать два светофильтра, вынуть стекла и склеить оправы). Применяя штатив и используя одну или две вспышки и отражающий экран, вы создаете настольную фотостудию для макросъемки. Это будет прекрасным дополнением к съемке в полевых условиях. Размер поля снимаемого объекта этого макрообъектива будет 6 на 9 мм.
Комментарии (0)