Мне уже как-то приходилось писать о том, что, находясь на рыбалке, мы не одни на водоеме. Нас окружают многие живые существа, жизнь которых так или иначе связана с водой или прибрежной растительностью. Если оторваться от фанатичного наблюдения за поплавком, то можно увидеть такое, что в обычных условиях прогулки по берегу водоема никогда не увидишь. Поделюсь некоторыми заметками о тех, кто рядом с нами.
ПТИЦА-НЕВИДИМКА
Я очень люблю нашу среднерусскую природу. Где только ни побывал в поисках клёвого места, кого только ни встречал на наших водоемах — и пресмыкающихся, и пернатых, и земноводных и др. Но с самого раннего детства одна птица очень заинтересовала меня, хотя я ее ни разу не видел, но она ни с чем и ни с кем не сравнится. Бывало, идешь вечером около речки и обязательно услышишь “кря-кря”, “скыр-скыр”. Я спрашивал в детстве у матери: “Кто это такой крякает, как утка?” Мать неопределенно махала рукой: “Да это дергач, а какой он, не знаю, его никто не видит. Вот, думаю, какое интересное название”. А как он выглядит, как утка или как кулик? Пробовал много раз увидеть его, но все было напрасно. Вот он скрипит где-то рядом, но стоит только начать приближаться к этому месту, как тут же он исчезает, даже трава не колыхнется. А уж в полете его тем более вряд ли кто видел. Как он прилетает и как улетает в жаркие страны на зимовку, не знаю. Говорили деревенские охотники, что он туда и обратно ходит пешком. Но брало сомнение: а как же водные пространства, ведь он же птица и должен уметь летать. И еще охотники говорили, что дергач (коростель) предсказывает погоду. Накануне ясной погоды кричит подолгу и громко. А если вдруг кричит отрывисто и коротко — быть ненастью.
И вот судьба раздобрилась ко мне уже на 64-м году жизни. Впрочем, все по порядку.
Несколько лет назад я специально пошел в Зоологический музей МГУ, там, с правой стороны, в закутке стоит чучело этого чуда природы. Ничего особенного: буро-желтое оперение, тело немного сжато с боков, длина около 25-27 см. И там же написано, что дергач (коростель) птица семейства пастушков, обитает во влажных лугах, издает скрипучий крик. Прилетает в конце мая. А рядом с коростелем, в осоке, чучело выпи, тоже редкой болотной птицы, но ее, в отличие от коростеля, редко услышишь. А если услышишь, то подумаешь: откуда вдруг звук трубы появился? А это выпь, опустив клюв в воду, издает звук — “бух, бух”. Но вернемся к коростелю. На мой взгляд, он похож на большого бройлерного цыпленка. Побывав в музее, я теперь имел зрительное представление об этой птице-невидимке.
И вот года два, от силы три, назад я целое лето ездил на рыбалку на р.Пахру, ниже поселка Володарского, около газопровода. Стояла жара. Клев кончается к обеду, и вдруг слышишь, что кто-то рядом за кустами плещется. Утка, думаю, кто же еще, их тут вон сколько. И так день за днем, но утиных пролетов не видел. Однажды, заинтересовавшись этим плеском, медленно поворачиваю голову и вижу, что купается само «чудо природы», которое всегда скрыто от глаз людских, — коростель. От меня до него метров 5, не более, и я, как в музее, разглядываю его, затаив дыхание и не двигаясь. Вот удача так удача, дороже моего улова! (Кстати, в садке было не менее 3 кг подлещиков и плотвы.) А коростель между тем искупался, посмотрел на меня — и нырь в высокую траву, да так, что ни одна травинка не шелохнулась. Так вот почему он любит селиться во влажных местах — он купаться любит!
И сколько я ходил на рыбалку, мой сосед каждый день, все лето, на небольшой песчаной площадке купался, а я-то думал, что это утки. Однажды я застал его врасплох. Он испугался меня и стал взлетать, но, будучи мокрым, еле-еле взлетел, да так шумно, что я долго смеялся ему вслед. Ну и порадовал он меня!
Теперь я уже не хожу туда рыбачить, очень далеко идти пешком, и не знаю, там ли мой знакомец, не обидела ли его недобрая рука. Думаю, что те из вас, кто слышал скрип коростеля-дергача, хотел бы его увидеть. Мой совет, сидите тихо на рыбалке, не пугайте и не разгоняйте вокруг себя все живое. Смотрите не только на свой поплавок, но и вокруг, и удача посетит вас.
РЫБОЛОВ ПОЧИЩЕ НАС,
ИЛИ ВОЗДУШНЫЙ БОЙ
В тот день, как обычно в полуденный зной, клев прекратился, но надежда еще теплилась, и я не спешил сматывать удочки. И не напрасно, ибо мне довелось увидеть зрелище сродни концерту, но уже не на воде, а в воздухе. Мое внимание привлек птичий гвалт. По опыту знаю, что, если вороны в период выкармливания птенцов заорали дурными голосами, значит, где-то рядом хищник, и я могу быть свидетелем хорошей драки. Стоило одной вороне закричать, как все серые сестры в округе слетаются на помощь. А где же хищник? А вот он, всего-то обыкновенный соколок. Он ведь тоже тут живет и есть хочет, охотится. Так нет же, вся орава воронья бросилась на него. Он и туда и сюда от них, но куда там, их вон сколько, не справишься. Пикируют на него, орут, все живое взбаламутили, только успевай увертываться. Счел за благо соколок спрятаться на густом дереве. Отдыхает или скрывается, поди угадай. Так на тебе, две сороки прилетели, затрещали и нападают на соколика. Да так, что перья летят, видимо, тоже гнездо неподалеку защищают. Помочь бы бедняге, да чем же я могу, да и потом стоит ли вмешиваться в дело природы
Но правду говорят, что нет худа без добра. Вдоль реки степенно, по-хозяйски, летит большая серая птица. Крючковатый нос, мягкий полет. Скопа. Ну и вся стая ворон и примкнувших к ним сорок переключилась на нее. Но скопа не маленький соколок, даже не шелохнулась: как летела, так и продолжала лететь. Стая вертится около нее, но, видимо, понимает, что со скопой шутки плохи, не дай бог попробовать ее когтей. Не обращая внимания на воронье, скопа снизилась к реке и молниеносно подцепила какую-то белую рыбешку: то ли уклейку, то ли плотвичку — и не уронила. Так на лету и заглотила ее. Потом развернулась и начала новый облет акватории. Вороны поняли, что им угрозы нет, и разлетелись по своим делам.
Скопа периодически пропадала где-то сзади меня, облетала вдоль берега и на новом заходе уже не стала обращать на меня внимания, продолжая охотиться прямо возле моего поплавка.
Позже я обратил внимание, что время от времени птица с добычей отлучается в небольшое болотце. Как потом оказалось, там у нее было гнездо.
Птица продолжала успешно ловить рыбу, без «сходов» и «обрывов». Вот так мирно мы с ней и рыбачили целое лето. И по правде говоря, я ей очень завидовал — у меня стаж лет 40, а она ловит рыбу почище меня.
Комментарии (0)