Oднажды со своими вопросами и замечаниями нарвался на такой ответ: «Антиквариат, какая этика? Оглянись, что кругом творится! Начитался, так и блюди свою этику». Действительно, что кругом творится! Все помнят медвежью охоту В.Черномырдина. А вот новость. Читаю в «Советской России» №2 за 2003 г. статью Н.Панькова «Вельможа на побоище» об охоте Никиты Михалкова весной 2002 г. в Архангельской области, где он за три зорьки отстрелял 36 гусей. Видя, читая и слыша о таких охотах, рядовые охотники рассуждают примерно так: «Им можно, а нам нельзя? Ну уж нет». Браконьерство и нарушения правил охоты уже не вызывают у охотников такой острой реакции, как, например, 40-50 лет тому назад. «О времена, о нравы!»
Н.Михалкова упрекают в применении «волшебного манка», на который «...птицы, как зачарованные и заколдованные, окружили его, садились буквально на мушку его ружья». В передаче «Колхоз» по РТР 17.12.02 показали министра А.Гордеева, где он делился впечатлениями о «Выставке охотничьих трофеев», а также одного охотника, рассказавшего, как он с друзьями охотился с электронным манком. В прошлом году я осторожно напомнил одному охотнику на гусей, что электронные и магнитофонные манки, воспроизводящие голоса птиц, вроде бы запрещены. Ответ последовал в духе нашего времени: «Чтобы я, как вы, на холоде и ветру мусолил эту грязную свистульку? Нет уж, увольте. Раз их разрешено продавать, значит, не запрещено и применять». Я начал было про рыболовные сети, мол, их тоже продают, а вот ловить... На что мой визави возразил: «Кто сказал, что лов сетями запрещен? Купите лицензию и ловите на здоровье».
В последние годы советской власти охотничья общественность плохо ли хорошо, но знала основополагающие документы, регламентирующие охоту, такие, как:
1. Типовые правила охоты в РСФСР.
2. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР.
3. Закон СССР «Об охране и использовании животного мира».
4. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира».
В разделе «Запрещенные орудия и способы охоты» Типовых правил было записано, что запрещается на всей территории РСФСР применение магнитофонов и других воспроизводящих звук электронных устройств.
Вот я и задаю вопрос охотдепартаменту: «Нарушил ли правила и норму добычи Н.Михалков и другие охотники, о которых я говорил? Знают ли в Департаменте, как проходит весенняя охота в Калмыкии?» Или мы и дальше будем охотиться не по закону, а по понятиям, что можно льву, нельзя котенку. Закон «О животном мире» принят еще 24.04.1995 (скоро будем отмечать 8-ю годовщину), а закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» нет до сих пор. Поэтому чиновники на местах и «упражняются» на охотниках кто во что горазд. Почему бы в «Типовых правилах» четко не прописать, что во всех регионах открывать охоту с легавыми на болотно-луговую дичь обязаны за 10-14 дней до общего открытия летне-осенней. И только сложившиеся какие-то особо неблагоприятные условия могут ее сорвать. В «Правилах» следует разрешить охоту весной на селезней (не только кряковых) как с подсадной, так и с чучелом кряквы и манком. Это способствовало бы сокращению количества вольношатающихся охотников. Охоту на гусей весной разрешать только из оборудованных укрытий с профилями и чучелами и, наконец, внести полную ясность в применение электронных имитаторов голосов зверей и птиц.
Вот поделился наболевшим, а сомнения одолевают снова.
Не много ли я предъявляю требований к А.Саурину и его Департаменту, устроившимся под госбюджетной «крышей» Министерства сельского хозяйства РФ? Я не сомневаюсь в том, что Алексей Васильевич Гордеев как министр будет заботиться об охоте и охотничьем хозяйстве России. Но его распорядительная власть распространяется только на земли, подведомственные МСХ РФ, а охотничьи животные и птицы живут на всей территории матушки России, и он (А.Гордеев) не указ такому министру, например, как Артюхов. Да и многотрудные задачи сельского хозяйства вряд ли позволят ему уделять охоте необходимые внимание и ресурсы. И получается, что организующие и инспектирующие функции Департамента «по охране и рациональному использованию охотничьих животных» останутся только на бумаге. У меня нет сомнений в необходимости такого Департамента. Но охотничьему хозяйству России на данном этапе нужен действительно государственный орган, который осуществлял бы свою деятельность на основе федерального законодательства, федерального бюджета и федеральной подчиненности (не ниже вице-премьера), таким по статусу, как Государственный комитет по рыболовству. Департамент, на мой взгляд, не должен заниматься хозяйственной деятельностью, организовывать охоты для VIP-персон, бодаться с общественными охотничьими объединениями, продавать лицензии и госохотбилеты.
Пишу о нуждах охотничьего хозяйства России и сам себя ловлю на слове: «Какое охотничье, точнее, как шутят злые языки, охот-НИЧЬЁ хозяйство?» Его, по существу, уже и нет. А какие возможности для наполнения Госбюджета! Площадь охотничьих угодий (и такой термин сегодня не в ходу) России превышает 1700 млн га. Как писал поэт А.Некрасов:
Много у нас и лесов, и полей,
Много в отечестве нашем зверей!
А вот поди ж ты, распоряжаться таким богатством так и не научились. События последних лет в преддверии весенней охоты наводят на размышления, к сожалению, не совсем оптимистические. Пусть для таких охотников, как я (старых, больных и немощных), она может быть и последняя, но уж очень хочется, чтобы для всех настоящих охотников (не «человеков» с ружьями), которые и после нас будут входить в нее, это был бы подлинный праздник, освященный многовековыми и богатыми традициями русской охоты и охотничьей этики.
Может быть, я в чем-то не прав и заблуждаюсь. Может быть. Я преднамеренно, начав разговор с этики весенней охоты, влез в такие дебри. Заранее предполагаю, что найдутся люди, которые меня раскритикуют, и поделом. Но «вызывая огонь критики на себя», я приглашаю всех читателей, для кого увлечение охотой не модное хобби, а нечто большее, вместе подумать, сопоставить мнения, возможно, они приведут нас к необходимым разумным предложениям и помогут влить свежую струю в чахнущую любительскую охоту. Хотелось бы услышать мнения ученых, биологов-охотоведов, специалистов (но не из отряда «одобрям») и голос творческой интеллигенции о судьбе любительской охоты в частности и об охотничьем хозяйстве России в целом.
Комментарии (0)