В последнее время в обществе развернулась острая дискуссия вокруг нового Лесного кодекса, проект которого разработало Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). Свои опасения по поводу возможных перегибов при реализации на местах некоторых положений Кодекса высказал Президент РФ В.В. Путин (см. «РОГ» №13, «Встреча в Новоогарево»). Недавно он снова вернулся к теме Лесного кодекса. Сегодня мы знакомим читателей с позицией В.В. Путина и других руководителей государства, а также с мнением представителей независимых природоохранных организаций.

...В КРЕМЛЕ

Как сообщила пресс-служба Президента РФ, на совещании с членами Правительства, состоявшемся 12 апреля в Кремле, обращаясь к министру природных ресурсов Юрию ТРУТНЕВУ, В.В. ПУТИН сказал: «Вы, я знаю, закончили уже административные преобразования в Министерстве и переходите к содержательной работе, в том числе, к работе над кодексами, такими, как Лесной кодекс. Я сейчас не прошу Вас давать какие-то комментарии, но просил бы обратить особое внимание на вещи фундаментального характера. Вместе с Министерством экономического развития, с другими коллегами, вместе с Государственной Думой как следует подумать над всеми вопросами, которые мы относим к числу спорных. Давайте не будем с этим спешить. Во всяком случае, все нужно как следует продумать и только после этого принимать окончательное решение. (...) Мы не можем допустить ошибок в такой важнейшей сфере, как использование природных ресурсов».

...В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Премьер-министр РФ Михаил ФРАДКОВ выступил против предоставления права частной собственности на лесные угодья. Как сообщил информационный портал Страна.ру со ссылкой на ИТАР-ТАСС, на прошедшей 9 апреля встрече с журналистами глава правительства РФ заявил, что «я не вижу в этом необходимости». По его словам, новая редакция Лесного кодекса, которая предусматривает такую возможность, рассматривалась на заседании правительства РФ, когда еще сам премьер-министр «был не совсем в теме».

«Однако уже в ходе заседания я понял, что «это (частная собственность на лесные угодья) – не совсем правильно, – сказал Фрадков. – Я не вижу необходимости при наличии такой долгосрочной аренды, как 15 лет, еще и передавать леса в собственность». «Очевидно, что это – непродуктивный шаг«, – подчеркнул премьер. Вместе с тем, отметил он, окончательного решения по этому вопросу пока нет.

«Мы только обсуждаем этот вопрос, формируем законопроект, который будет внесен в Госдуму», – сказал глава правительства. В частности, по этому вопросу предстоит еще «нулевое чтение», в ходе которого проект будет рассмотрен представителями правительства и депутатами. В конечном итоге, по словам Фрадкова, «лесное законодательство может быть скорректировано в части передачи в собственность лесных угодий», тем более, что соответствующий резонанс уже есть и в обществе, заметил Михаил Фрадков.

...В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Совет законодателей раскритиковал правительственный проект Лесного кодекса.

На состоявшемся 31 марта заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными и представительными органами власти субъектов федерации (так называемого Совета законодателей) был рассмотрел вопрос о проекте Лесного кодекса РФ.

Как сообщила пресс-служба Совета Федерации, Председатель Совета законодателей, Председатель Совета Федерации Сергей МИРОНОВ открывая заседание, заявил: «Лес для России, на долю которой приходится 1/4 мирового лесного покрова, – это основа жизни!»

Он выразил сожаление, что роль нашей страны в мировом лесном хозяйстве «не соответствует ее потенциалу». Лесное хозяйство РФ, потенциал которого не уступает, по словам С. Миронова, потенциалу нефтегазового комплекса, могло бы ежегодно приносить стране, согласно оценке экспертов, 120 млрд. долларов США, а дает сейчас лишь $5 млрд. в год. С. Миронов назвал сегодняшнюю ситуацию в отрасли «опасной» и подчеркнул, что только разработка и принятие нового Лесного кодекса подчинит всю ее структуру задачам развития лесного хозяйства.

Вместе с тем Председатель Совета законодателей считает, что введение в РФ частной собственности на лес – это «не единственный путь, не единственный рыночный механизм решения проблем лесного хозяйства». По его мнению, важную роль в этом должна сыграть аренда лесного фонда. «Сама постановка вопроса о передаче леса в частную собственность вызывает бурю вопросов у россиян», – сказал С. Миронов, который полагает, что социальная напряженность при такой постановке вопроса будет «значительно выше той, что была при прохождении Земельного кодекса РФ». «Лес в частной собственности – такого понимания у российского народа нет», – пояснил он и сообщил, что многие из участвующих в заседании уже имеют на руках решения органов законодательной власти своих субъектов РФ «с запретом голосовать по Лесному кодексу, если в нем будет предусмотрена частная собственность на лес».

С. Миронов высказался за разработку национальной лесной политики, которая, по его мнению, должна стать составной частью социально-экономической политики РФ. Он предложил также сохранить ведущую роль государства в управлении лесами.

С докладами на заседании выступили заместитель министра экономического развития и торговли РФ Мухамед ЦИКАНОВ, председатель Законодательного собрания Республики Карелия Николай ЛЕВИН и председатель Законодательного собрания Иркутской области Геннадий ИСТОМИН.

Подробно охарактеризовав ситуацию в лесопользовании России, М. ЦИКАНОВ остановился на основных положениях проекта новой редакции Лесного кодекса. Она, по словам представителя Минэкономразвития, призвана «повысить инвестиционную привлекательность леса». Для этого, как полагают в министерстве, необходимо «сделать прозрачным право доступа к лесному фонду через аукционы». Что касается аренды, то она также предусматривается в проекте, причем, сроком на 99 лет. Это позволит закладывать лесные участки и вносить их в уставной капитал компаний, что, в свою очередь, повысит инвестиционную привлекательность лесного фонда, рассчитывают в министерстве. При этом замминистра высказался за «обязательный жесткий контроль за обязательствами лесопользователей» и заверил, что с принятием новой редакции Лесного кодекса «не будет ведомственного регулирования, а будут прямые нормы закона».

Н. ЛЕВИН согласился с мнением Минэкономразвития, что принятый в 1997 году Лесной кодекс РФ «действительно не отвечает современным требованиям». Вместе с тем, указал он, целый ряд предложений субъектов Федерации «не учтены в проекте новой редакции кодекса». «У всех нас должна быть полная ясность, как и в какие сроки будут проходить перемены в управлении лесным комплексом», – сказал Н.Левин. Он высказался за передачу леса на конкурсной основе в долгосрочную аренду, заметив, что «исключительное проведение аукционов будет разрушительным» и Россия «надолго может остаться сырьевым придатком».

Субъектам Федерации, считает Н. Левин, следует делегировать на основе соглашений право «самим устанавливать регламентные нормы и правила рубок леса». Председатель Законодательного собрания Республики Карелия обратил внимание на предусмотренную в проекте новой редакции кодекса возможность выкупа участков лесного фонда иностранными гражданами. «Это преждевременно!» – заявил он, поддержав записанное в проекте решения Совета законодателей положение о том, что в России следует сохранить государственную собственность на леса «в качестве доминирующей».

Выступивший затем Г. ИСТОМИН напомнил, что в прошлом году Правительство РФ одобрило концепцию развития лесного хозяйства страны на период 2003–2010 годы, и заявил, что заложенная в проекте новой редакции Лесного кодекса «минимизация полномочий субъектов Федерации представляется необоснованной». «Из их компетенции практически исключены регулятивные и распределительные полномочия», – пояснил он.

Председатель Законодательного собрания Иркутской области подверг критике предложенный правительством проект новой редакции кодекса, назвав его «оторванным от всех норм права», где «ни разу даже не упомянута Конституция РФ». Он высказался также за увеличение объема полномочий по воспроизводству и охране лесов органам местного самоуправления. Что касается частной собственности на лес, то Г. Истомин также считает «преждевременным ее введение». «Частная собственность – не единственный путь решения экономических проблем, надо привести в действие и другие механизмы. А введение частной собственности на лес вызовет негативный общественный резонанс и, на наш взгляд, не нужно», – заявил он.

В обсуждении докладов приняли участие председатель Законодательного собрания Кировской области Валерий КАЙСИН, председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин ЗАВАДНИКОВ, депутат Законодательного собрания Архангельской области Николай ТЯПКИН, председатель Народного Хурала Республики Бурятия Александр ЛУПСАНОВ, заместитель председателя Законодательного собрания Ленинградской области Андрей НЕЛИДОВ, председатель постоянного комитета по промышленности, строительству и транспорту Читинской областной думы Михаил ЧЕРЕПАНОВ и другие.

Совет законодателей принял за основу проект решения, который рекомендует Правительству РФ доработать проект новой редакции Лесного кодекса. При этом предлагается, в частности, сохранить государственную собственность на леса и земли лесного фонда «в качестве доминирующей формы собственности», усилить роль государства в управлении лесами и землями лесного фонда, выработать нормы, регулирующие порядок и критерии разграничения собственности на лесной фонд (федеральная собственность, собственность субъектов РФ, муниципальных образований, частная собственность) и т.д.

...В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Комитет по природным ресурсам и природопользованию провел 5 марта парламентские слушания на тему: «Актуальные вопросы совершенствования лесного законодательства Российской Федерации». Как сообщила пресс-служба ГД, в дискуссии, в ходе которой обсуждалась новая редакция Лесного кодекса, приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители министерств, ведомств, федеральных органов исполнительной и законодательной власти субъектов федерации, предприятий лесопромышленного комплекса. Вела слушания председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья КОМАРОВА.

Открывая слушания, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Любовь СЛИСКА, обратив внимание на серьезность обсуждаемой темы, заметила, что совсем недавно лес расценивался как источник сырья, теперь – это непреходящая социальная и культурная ценность. Вместе с тем, в России до сих пор отсутствует единая научно–обоснованная национальная лесная политика. Действующий Лесной кодекс по причине декларативности норм не привел к существенным положительным переменам в лесопромышленном комплексе. Л.Слиска надеется, что в этой связи Правительство вскоре официально внесет в Госдуму проект новой редакции этого законодательного акта. По словам Л.Слиска, у леса должен появиться хозяин. Но при этом важно не допустить ограничения доступа граждан в лесные угодья, которые перейдут в частную собственность. Перечень ограничений граждан на доступ в частные лесные угодья должен быть исчерпывающим, чтобы исключить произвол собственников или арендаторов на установление таких ограничений.

Необходимо четче определить ответственность лесопользований и механизмы перевода лесных земель в другие категории и передачи лесов из федеральной собственности в оборот. «При реформировании отношений в лесном комплексе главное – не наломать дров», – подчеркнула Первый заместитель Председателя палаты. Председатель Комитета по экологии Владимир ГРАЧЕВ призвал не забывать, что лес – это кислород, которым мы дышим. В этой связи серьезную тревогу у Комитета вызывает сокращение лесных массивов, особенно городских и тех, что расположены вокруг мегаполисов. Большую угрозу сохранению лесов представляет незаконная заготовка древесины. Новое законодательство должно обеспечить максимальную эффективность борьбы с такими правонарушениями. У России, до сих пор являющейся мировым экологическим донором, богатая история лесного законодательства, и его надо совершенствовать с учетом мнений всех граждан, заключил В.Грачев.

Заместитель министра природных ресурсов Юрий ШУВАЕВ обратил внимание, что Лесной кодекс должен быть законом прямого действия. Маргарита БАРЖАНОВА отметила, что в законопроекте недостаточно разработаны положения о разграничении собственности на федеральную, муниципальную и собственность субъектов Федерации. По мнению участников слушаний, в новом Лесном кодексе необходимо предусмотреть особенности использования и оборота объектов лесного фонда для каждой формы собственности с учетом экологических требований и требований гражданского законодательства. Следует четче разделить лесные участки по группам лесов и категориям защитности.

...НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКОЛОГИ

Неправительственные природоохранные организации настаивают на принципиальных изменениях проекта Лесного кодекса.

В Министерстве экономического развития и торговли России (МЭРТ) 25 марта в рамках процесса доработки Лесного кодекса и по инициативе заместителя министра г-на М.М. ЦИКАНОВА состоялась встреча представителей экологических неправительственных организаций России с группой сотрудников МЭРТ по вопросам совершенствования проекта Лесного кодекса РФ.

Во встрече, помимо М.М. ЦИКАНОВА (МЭРТ), приняли участие А.В. ПТИЧНИКОВ (WWF России), С. А. ЦЫПЛЕНКОВ, А. Ю. ЯРОШЕНКО, М. КРЕЙДЛИН (Гринпис России), а также ряд сотрудников МЭРТ. В настоящее время МЭРТ является ведущим ведомством по разработке проекта Лесного кодекса, который уже получил одобрение правительства и в ближайшее время будет передан в Государственную Думу для рассмотрения.

Неправительственные организации России, такие как WWF, Гринпис, Центр охраны дикой природы, Социально-экологический союз, Международный союз охраны природы, Движение дружин по охране природы (ДОП) и другие неоднократно письменно обращались к президенту В.В. ПУТИНУ, в правительство РФ, к разработчикам нового Лесного кодекса по поводу существенных недостатков в проекте, критиковали келейность подхода к его разработке, проводили акции с целью недопущения принятия сырого кодекса. И вот наконец голос общественности был услышан разработчиками.

Как сообщили «РОГ» в WWF России, со стороны неправительственных организаций была выражена озабоченность закрытостью процесса подготовки Лесного кодекса не только от общественности, но даже от лесопромышленников и лесной службы. Отмечено, что в странах с наиболее развитым лесным сектором, таких как Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, подготовке Лесного кодекса предшествовали годы согласования интересов экономических, социальных и экологических групп, что позволило принять согласованную лесную политику и только затем, на ее основе – Лесной кодекс. В России же согласования интересов не происходило, а сроки рассмотрения проекта Лесного кодекса были поистине стахановскими – с начала февраля до конца марта 2004 г. При таком подходе невозможно учесть всего разнообразия условий и интересов в лесном секторе России, что может привести к необходимости разработки через некоторое время нового, четвертого по счету Лесного кодекса за последние 15 лет.

Неправительственные организации считают, что перед представлением в Думу в проект Лесного кодекса следует внести следующие принципиальные изменения, касающиеся того, что:

• Лес – не просто государственное имущество, которому надо побыстрее найти эффективного собственника, а особого рода природный ресурс, имеющий не только экономическое, но и жизнеобеспечивающее экологическое значение – «основа жизни и деятельности народов» (ст. 9 Конституции Российской Федерации).

• Тотальная передача земель лесного фонда в частную собственность является опасной для будущего России. Допускаемая законопроектом передача некоторых категорий защитных лесов в частную собственность ослабит их защитные и экологические функции. Не надо создавать основу для конфликта интересов собственника и общественными интересами – все защитные леса должны оставаться в государственной собственности.

• Неприемлемо положение законопроекта, позволяющее арендаторам и собственникам ограничивать по своей воле пребывание граждан в лесах. Все лазейки для такого ограничения должны быть устранены из законопроекта. Лишь органы власти или суд в определенных законом случаях могут вводить ограничения на пребывание в лесах.

• Законопроект не допускает существование особо охраняемых природных территорий в составе лесного фонда. Введение в действие этого Кодекса будет означать уничтожение региональных и местных особо охраняемых природных территорий, и будет препятствовать созданию новых. В Кодексе должна быть предусмотрена возможность создания особо охраняемых территорий на землях лесного фонда.

• Законопроект ослабляет ограничения на лесопользование в защитных лесах. Это приведет к их вырубке, в том числе под видом санитарных рубок и рубок ухода, и нанесет непоправимый ущерб защитным и экологическим функциям этих лесов. Ослабление ограничений на лесопользование в защитных лесах должно быть устранено из законопроекта.

• Законопроект предрешает разрушение системы лесхозов, не отвечая на вопрос, как будет на районном уровне организована рутинная работа по охране и защите леса. В законопроекте должны быть четко определены полномочия государственных органов районного уровня по управлению лесами.

Соответствующие предложения по совершенствованию Кодекса, а также новая редакция ряда статей, были переданы М.М. ЦИКАНОВУ.

Стороны обсудили вопросы частной собственности на участки лесного фонда. М.М. Циканов информировал, что по мнению разработчиков кодекса, частная собственность наряду с прозрачностью доступа к лесным ресурсам является краеугольным камнем новой модели хозяйствования в лесу, направленной на вывод лесного сектора из длительной стагнации и привлечения инвестиций.

Неправительственные организации выразили озабоченность форсированием введения частной собственности на леса, так как, по их мнению, а также по мнению большинства лесопромышленников, вопросы повышения инвестиционной привлекательности лесных участков лежат, скорее, в области дебюрократизации органов управления лесами, получении леса в долгосрочную аренду, совершенствовании планирования в лесу и перехода на более гибкие правила лесопользования.

По мнению WWF, основанном на опыте проекта Фонда «Псковский модельный лес», рыночная стоимость леса и получаемый с него доход растут быстрее всего при переходе лесопользователя на иную (скандинавскую) систему рубок и восстановления леса, продемонстрированную проектом на практике. Собственность на лесные ресурсы является при этом далеко не первостепенным вопросом.

Экологические организации считают, что данный вопрос нуждается в дополнительной проработке. Зам. министра согласился с необходимостью доработки положений кодекса с участием общественных организаций, и в частности по вопросам свободного пребывания граждан в лесах, совершенствования положений по лесопользованию в защитных лесах. Обсуждались и были приняты к сведению предложения экологических организаций по доработке кодекса в плане сохранения законного статуса региональных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и сохранения в будущем возможности создания новых ООПТ на землях лесного фонда. Соответствующие предложения будут направлены в МЭРТ.

Дополнительно М.М. Цикановым предложено организовать рабочую встречу по стратегии развития ООПТ с участием общественности. В свою очередь неправительственные организации приняли к сведению информацию МЭРТ о том, что планируется в том или ином виде сохранить органы управления и распоряжения лесами на районном уровне, как филиалы региональных лесных агентств.

Экологи планируют продолжить работу с МЭРТ по доработке Кодекса, для чего в ближайшее время передадут в министерство ряд дополнительных предложений.


Что еще почитать