С большим интересом прочитал серию статей уважаемого В. Дежкина «Охота и охотничье хозяйство США».
Численность охотничьих зверей и птиц впечатляет, а о количестве добываемых и говорить не хочется.
Ни в какое сравнение их показатели не идут с нашими.
Наши «реформаторы» остались глухи к предложениям ученых, специалистов охотничьего хозяйства и рядовых охотников. Как гнули, так и гнут свою линию на дальнейшее разрушение охотничьего хозяйства России и любительской охоты.
В 1995 г. был принят Закон «О животном мире». В преамбуле закона прямо говорится: «Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации». Это утверждение полностью соответствует ст.9 п.1 Конституции РФ, которая провозглашает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». На первый взгляд законодатель, принимая Закон «О животном мире», действительно думал о народе. Но уже в ст.4 закона он записал: «Животный мир в пределах Российской Федерации является государственной собственностью». А это означает – собственностью государственных чиновников, что и подтверждается повседневной нашей жизнью. Из лексикона наших законодателей и чиновников исчезло понятие общенародной собственности. И где это мы видели, чтобы собственник за здорово живешь делился своей собственностью с простым людом?
В Законе «О животном мире» законодатель только один (!) раз обмолвился понятием «охотничье хозяйство», и то мимоходом. Судить об этом можно, читая ст.41 «Охота», где говорится, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего федерального закона специальным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Наши законодатели сказали «А», приняв Закон «О животном мире», дальше с алфавитом у них случилась напряженка. Видимо, подзабыли. А ст. 41 предполагает, что «Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства» должны регулироваться «специальным федеральным законом». Правильно вы, уважаемые читатели, догадались – Федеральным законом «Об охоте и охотничьем хозяйстве».
Прошло 11 лет со дня принятия Закона «О животном мире», а закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» все нет и нет. Минсельхоз, МПР РФ и должностные лица, занимающиеся проблемами охоты и охотничьего хозяйства, так и не поставили вопроса о необходимости разработки и принятия этого закона.
Складывается впечатление, что в разработке и принятии закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» Правительство РФ и депутаты нашей Думы – первопроходцы, и пишут они его с чистого листа. Им недосуг оглянуться вокруг. А ведь есть государства, в которых вопросы охоты и охотничьего хозяйства успешно решены. И не надо ехать за опытом в Америку. Достаточно заглянуть в законодательство Украины, Белоруссии и Казахстана.
Украина. Основополагающим документом в области охоты и ведения охотничьего хозяйства явилось «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве», принятое правительством Украины в 1996 г. Этим Положением определено, что правом наделения граждан на охоту обладает только государство. И никто, кроме государства, не может ни предоставлять право на охоту, ни лишать гражданина этого права, ни налагать на него административные взыскания за нарушения в сфере охоты. «Положением...» предусмотрено введение единого государственного охотничьего билета. Его выдача, как и выдача водительских прав, является прерогативой государства. Он выдается пожизненно. К нему прилагается контрольная карточка учета добытой дичи и учета нарушений. Карточка меняется ежегодно. При ее замене охотник платит пошлину. Если охотник уезжает в командировку или по каким-то другим причинам прекращает занятие охотой, то платить за карточку не надо.
В 2000 г. Верховная рада Украины приняла Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве», в нем детально раскрыты основные положения нормативных актов о праве на охоту и ведении охотничьего хозяйства. Охотпользователь является реальным хозяином охотничьего фонда. Он реализует карточки отстрела согласно лимитам, утвержденным Минэкологии. Главохота продает охотпользователю лицензии на добычу копытных и пушных зверей (куница, хорь, ондатра).
В соответствии с Законом «Об охоте» и «Положением о Государственном комитете лесного хозяйства Украины» было принято решение об издании на весь охотничий сезон единого приказа «О порядке проведения охоты...».
Республика Беларусь. Первым основополагающим документом, регламентирующим занятие охотой и ведение охотничьего хозяйства, был Закон «Об охране и использовании животного мира» 1996 г. В настоящее время все государственные учреждения и хозяйствующие субъекты руководствуются Указом Президента Белоруссии № 580 от 8.12.05 г. «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими». Согласно этому Указу Минлесхоз проводит единую государственную и научно-техническую политику в области ведения охотничьего хозяйства, также на него возложена выдача государственных удостоверений на право охоты. Указом предусмотрено доведение Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006–2015 гг. до исполнителей и заинтересованных лиц. Этим Указом Президент потребовал в 6-месячный срок принять меры по приведению нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Указом.
В этот же день (8.12.05) Президентом был подписан Указ № 581 «Об усилении ответственности за нарушения правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты». В дополнение к Указу № 580 Президент 15.12.05 г. утвердил «Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты». Охотугодья предоставляются юридическим лицам в аренду для ведения охотничьего хозяйства на основании решений местных Советов депутатов по результатам открытых конкурсов и аукционов. Главным охотпользователем является Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР). За ним закреплено более половины всех угодий.
Республика Казахстан. В 2002 г. было создано Министерство охраны окружающей среды. В его компетенцию включены функции надведомственного контроля и исключены хозяйственные.
В состав Минсельхоза вошли комитеты водного хозяйства и лесного, рыбного и охотничьего. Минсельхоз осуществляет контрольно-надзорные функции в области охраны, воспроизводства и использования лесных и водных ресурсов, ресурсов животного и растительного мира, воды, особо охраняемых природных территорий.
Кардинальные изменения начались с 2003г., с принятием «Земельного», «Лесного» и «Водного» кодексов, а в 2004 г. Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». Из имеющихся 240 млн га охотугодий за охотпользователями закреплено 89 млн га. Охота производится только в закрепленных угодьях по путевкам охотпользователей и запрещена в угодьях резервного фонда. Государство взяло на себя затраты по обследованию территорий и созданию охотничьих хозяйств.
В декабре 2004 г. и январе 2005 г. Правительством утверждены два основополагающих акта: «Правила ведения охотничьего хозяйства в Республике Казахстан» и «Правила проведения конкурса по закреплению охотничьих угодий». Законодательно ведение охотничьего хозяйства отделено от землепользования. Чтобы исключить противоречия, возникающие между землепользователями и охотпользователями, в «Земельном кодексе» предусмотрено установление публичного сервитута на использование земельного участка в целях охоты, рыбалки и сбора дикоросов.
В 1995 г. введено государственное удостоверение на право охоты. В Казахстане зарегистрировано 30 тыс. охотников. Позиции Казохотрыболовсоюза значительно ослабли. Членский охотбилет не дает права на охоту. Но общество существует и проводит работу.
Ситуация в охотничьем хозяйстве наших соседей развивается поступательно. Главное – создано правовое поле, где есть много работы для всех заинтересованных лиц. Власти Украины, Белоруссии и Казахстана, в отличие от российских, вовремя опомнились и без оглядки на изрядно поглупевшего «старшего брата» приняли ряд законодательных и нормативных актов, о необходимости которых российские ученые, специалисты охотничьего хозяйства и простые охотники твердят последние десять лет.
Я не задавался целью сравнивать законодательство в сфере охоты и охотничьего хозяйства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Да нам для сравнения и предложить-то нечего. Можно смело утверждать – время упущено. Разработка таких важных законов, как о животном мире, земле, лесе, воде, охоте и охотничьем хозяйстве, должна была вестись в одном русле, и приниматься эти законы должны были в одном пакете. Тогда охота и охотничье хозяйство как отрасль не потерялись бы в бюрократических дебрях. Торопились с принятием закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Теперь спешим с «Лесным» и «Водным» кодексами и «амнистией» народных 6 соток.
В заключение хочется напомнить мудрые слова В. Короленко, русского писателя: «Самая большая опасность для власти – даже не бедный, а обиженный народ».
Комментарии (0)