Как правило, отзывы читателей за те десять лет, которые мы занимаемся отработкой конструкций патронов со стальной дробью, сводились к тому, что это шарики от подшипников, и давно известно, что стволы приходят в негодность, сплошные подранки.
Доходило до того, что я, выпуская непригодную для охоты и спорта дробь, стараюсь улучшить экономические показатели предприятия, хотя в общем объеме продукции дробь в денежном выражении составляла сотые доли процента! И эта продукция производилась исключительно в рекламных целях.
Активно стальной дробью мы начали заниматься в середине девяностых годов XX века. Тогда вряд ли кому в голову приходили мысли о токсичности свинца и замене его, как сейчас говорят, альтернативной нетоксичной дробью. Да и что ее менять, она устраивает всех: она дешевая, прослужила более трехсот лет и еще послужит, чего огород городить? И мы занимались стальной дробью не потому, что хотели заменить ею свинцовую. Да и представьте себе, выступать с этой бредовой идеей против всего охотничьего и спортивного мира в то время было бы смешно. Мы до сих пор говорим спасибо этому металлу, который решал и решает вопросы охоты и спорта до сегодняшнего дня и послужит еще ни один десяток лет.
Прослышав, что в США делают стальную дробь, решили попробовать. Попробовали, и пошло-поехало. Сначала стальные пулевые снаряды, картечь, крупная дробь. Это делалось группой энтузиастов, а начиная с 1998 года, серьезно заговорили экологи, и на Западе стали выпускать дробь из нетоксичных металлов, куда входила и сталь. Мы поняли всю серьезность нашей затеи и вплотную занялись отработкой технологии и конструкции стальных дробовых снарядов.
В нашу повседневную работу входило: разработка технологий, подбор оборудования, изготовление опытных образцов, их испытание на охоте, на стенде, организация производства, встречи со специалистами и т.д. Уже в первые годы мы поняли всю ответственность за решение взятой на себя задачи, которая, как сейчас выясняется, вылилась в серьезную тему для общественного обсуждения как в социальном, так и в экономическом отношениях.
Страсти разгораются. И сейчас выходит очень много публикаций на тему экологии, в которых некоторые «горячие головы» говорят, что в Европе ограничили, а в США вообще запретили использование свинца на охоте. (В США запрещено использование свинцовой дроби только для охоты на водоплавающую дичь. – Ред.) Чтобы четко была определена наша точка зрения, немного остановимся на этом вопросе. Ни в одной статье, написанных книгах, выступлениях вы не найдете нашего негативного отношения к свинцовой дроби. Нигде! Мы не видим повода для повсеместного запрета свинцовых снарядов.
Свинцовые пули опускаем, поскольку никто и никогда не исследовал и не докажет их вредного воздействия на природу. Экологи просто не найдут свинцовые пули в лесу или в поле.
Дробь, вот предмет для разговора. О ее вреде на природу говорить можно, но в какой степени?
Если сравнивать с лесными пожарами, тысячами тонн нефти выплеснутыми в моря, сотнями тонн разлитых токсичных веществ и т.д., то вреда от свинцовой дроби просто нет.
Если говорить о производстве дроби, а оно является действительно вредным, то, закрывая предприятие, мы получаем безработицу. А потребовать от руководителя улучшения условий труда рабочих, исключить случаи профзаболеваний от контакта с вредной свинцовой пылью и загазованностью, можно. Это проблема решаема, нужно вложить средства. Я был на патронных заводах в Чехии, Германии, там эти вопросы давно решены, так что нет никакого повода запрещать свинец.
Теперь мы подошли к проблеме свинцовой дроби, о которой можно рассуждать с учетом опыта других стран, как сейчас принято говорить – цивилизованных.
Первое предложение – самое понятное и самое предсказуемое. Запретить повсеместно. Ответ очевиден и будет иметь только негативные последствия, по аналогии с принятием «сухого» закона в 1985 году. И с полной уверенностью можно сказать, что запрет свинца приведет к ухудшению положения дел в российском охотничьем обществе, которое на сегодня и без этого имеет достаточно нерешенных проблем.
Однако есть проблемы, которые важно обсудить. Во-первых, вопрос использования свинцовой дроби только в любительской охоте. Во-вторых, спорт. По нашему мнению, стрелковый спорт в России будет экстренно переходить на нетоксичные патроны, когда будет решение о запрете свинца в спорте на Западе.
Что касается использования свинцовой дроби многомиллионной армией охотников-любителей, то, на наш взгляд, здесь можно серьезно говорить о массовых видах охот на водных просторах, в лесу, в полях, лугах.
Итак, круг обсуждаемых спорных проблем ограничился двумя:
Первая проблема – охота по перу. На наш взгляд, охота на боровую и болотно-луговую практически не может серьезно влиять на экологию угодий, да и что-то не припомнится высказываний о «мертвых» лесах из-за перенасыщения почвы свинцовой дробью.
Вторая проблема и главная – применение свинцовых дробовых патронов на воде – это болота, пруды, озера, водохранилища, речушки, реки и моря. Серьезность в подходе к решению этой проблемы подтверждают законодательные акты, принятые в Европе и Америке, а также мнение многих специалистов в данной области.
Отслеживая публикации западной прессы об охоте с использованием свинцовой дроби, нельзя не заметить четкое разделение охоты вообще и охоты на водоплавающую дичь. С того времени, как появилась стальная дробь в Америке, эта градация существует, и она позволяет экологам собирать неоспоримые факты и цифры в пользу нетоксичной дроби и против свинцовой. Эти материалы оказались во многом и в пользу свинца, поскольку явно выраженных «вредных» мест, где преобладала охота только на водоплавающих птиц оказалось значительно меньше территорий охоты по перу в целом.
Рекламируя стальную дробь, ее производители увеличили выпуск литературы, объясняющей преимущества дробового нетоксичного снаряда при использовании приемов правильной охоты. Для сокращения расстояния стрельбы, увеличения количества гарантированных попаданий увеличена продажа манков и чучел. И результат не заставил себя ждать.
Стальная дробь производится в небольших количествах для экспериментальных работ, и в розничную торговлю не поставляется.
В России, согласно проекту стандарта на стальную дробь, «...продажа стальной дроби в розничной торговле категорически запрещена... разрешена только в готовых патронах с указанием конкретных видов охот».
Обсудив социальные аспекты, проблемы экологии, мы специально оставили «на закуску» один из главных вопросов для охотника.
А сколько же будет стоить нетоксичный патрон? Сравнительная планка у каждого своя – патрон со свинцовой дробью.
Если посмотреть на производство нетоксичных патронов, вырисовывается следующая картина. Затраты по производству патронов оставим, поскольку они соизмеримы и входят в стоимость патронов примерно в одинаковых процентах. Стоимость остальных комплектующих – величина постоянная. Переменная только цена снаряда.
Если собрать все основные данные по охоте в различных странах и укрупненно оценить их по критериям: уровень самосознания общества, уровень подготовки охотников, их оснащение, уровень жизни в стране, состояние фауны и флоры, традиционные охоты, отношение государства к увлечению людей, оплата труда сотрудников, обеспечивающих организацию и проведение охот, то страны можно разделить на три условные группы по решению вопроса использования вредного свинца на различных охотах.
Первая группа: полный запрет. Голландия перешла на использование патронов с висмутовой и стальной дробью в конце XX века, причем предпочтение большинства отдается более дорогой дроби из висмута. Следует констатировать, что во многих странах, переходящих на нетоксичные патроны, предпочтение отдается этой дроби.
Вторая группа: страны с дифференцированным подходом к внедрению нетоксичной дроби и запрету свинца.
Третья группа: страны, которые не определились в вопросе использования свинца и, видимо, не хотят определяться в силу каких-то обстоятельств. К ним относится и Россия.
Внедряя стальную дробь в обиход российского патронного производства, мы не говорим, что она заменит свинцовую.
Время все расставит на свои места, а охотники и спортсмены сделают свой выбор.
Комментарии (0)