Родился я в семье охотников. И по зову крови не мог не стать таковым. В нашей оренбургской станице издавна уважительно относились к охотникам. Среди них не принято было, возвращаясь с охоты, добытую дичь прятать по мешкам. Молодому парню любо было пройтись по улице с отстрелянным зайцем, лисой через плечо или со связкой уток. Пусть девчата смотрят, каков он охотник.
Но времена менялись. Проходя учебу и службу под Ленинградом, в Москве и на Украине, стал замечать на себе косые взгляды, а порой и осуждение, когда в переполненной электричке или автобусе отправлялся с ружьем, мешком и в болотниках на охоту. Что-то стало меняться в отношении к охотнику.
Как-то полковой библиотекарь, зная, что я заядлый охотник, предложила журнал «Молодая гвардия» № 9 (1964 г.) со статьей какого-то Ф. Шахмагонова «Исповедь ружейного охотника». Я надеялся прочитать что-нибудь созвучное И.С. Тургеневу. Мы с друзьями-охотниками похихикали над «Исповедью...», посчитав ее чем-то несерьезным.
В те времена про охоту писалось мало. Но и при повальном дефиците все равно стало заметно, как постепенно начали исчезать книги об охоте. Возвращаясь со стажировки в 1967 г. на вокзале купил книгу Б.С. Рябинина «О любви к живому». В ней автор восклицает: «Хочется крикнуть: что вы делаете, друзья-охотники? Задумайтесь, пока не поздно, остановитесь! Мы советские люди, не можем позволить убийства, кроме промыслового убийства, которое не является убийством». Этой сентенцией автор поставил меня в тупик. Как его понимать? Любительская охота, которую я люблю, и о которой так захватывающе писали Тургенев, Некрасов, Толстой вдруг называют убийством? А вот промысловая охота – не убийство. Тут что-то не так.
Потом кто-то из слушателей курса принес «Литературную газету» (№ 34, от 23.08.67 г.) со статьей В. Травинского «Последний заяц». Из нее мы узнали, что охотники с огнестрельным оружием «выжиги и лентяи», а вот если животных убивать «из луков, стрел, копий, рогатин и кинжалов, то это будет «честной борьбой», на такое способны только «бойцы-смельчаки и преодолеватели трудностей». Мы поделились своими сомнениями с начальником курса, генералом Н. Лухта, фронтовиком, кстати, тоже охотником. Он нам доходчиво разъяснил: «Вы выпускники славной академии им. М.В. Фрунзе. Скоро пойдете командовать подразделениями и частями, думайте о защите Родины, и не забивайте себе головы писаниной всяких борзописцев».
В журнале «Охота и охотничье хозяйство» за период 1968–69 гг. была организована дискуссия об охоте. Свое убедительное слово в защиту охоты и охотников сказали такие уважаемые люди, как Б. Астауров, Н. Гладков, В. Кудряшов, Ю. Ливеровский, Н. Семенов, А. Формозов и др. Но наиболее глубоко запали в душу слова (ну точно про меня) охотника, писателя-природолюба Олега Васильевича Волкова: «Употребляя во множественном числе местоимение первого лица, я имею в виду всех, кто, как и я, не только любит сызмальства охоту, приучен видеть в ней овеянное поэзией и насыщенное благородными традициями занятие, не роняющее достоинства и нравственного облика тех, кто ему бескорыстно и честно предан, но кто озабочен и тем, чтобы славная на Руси охотничья потеха не оскудевала, и люди, носящие звание охотника, выказывали обликом своим и поведением воспоминания об Аксаковых и Тургеневых, а не тех «выжиг и лентяев», о которых резво, но без основательного знакомства с предметом, пишут особенно усердные гонители охотников».
В последние десятилетия сформировалось новое и опасное антиохотничье движение борцов против негуманных способов добычи пушных зверей. Под давлением «защитников» природы Европарламент в 1991 г. принял постановление на запрет импорта после 1994 г. в Европу меха зверей из стран, которые не перейдут на гуманные методы добычи. Россия взяла на себя соответствующие обязательства.
Честно признаюсь, я и мои товарищи на возню всяких «зеленых» не обращали внимания, считая ее блажью. Как это в России, стране, где испокон веков охота рассматривалась как национальное достояние, могут возобладать идеи ее запрета? Ан нет.
Вспоминаю, как в приподнятом настроении шел 4 декабря 2003 г. на открытие Второй Международной выставки «Природа, охота и охотничьи трофеи», проводимую в Московском СК «Олимпийский». Первый день выставки был омрачен противниками охоты, встречавшими плакатами: «Брось охоту – стань мужчиной», «Охота – война с природой». Молодые люди-заморыши из центра защиты прав животных «Вита» задирались на посетителей: «Охотник – серийный маньяк», «Отстреливать зверюшек – признак импотенции», «За охоту по зимней тропе – прикладом по тупой башке». И многое другое.
Я никогда в жизни не сталкивался с подобным. На душе было мерзопакостно. О своих впечатлениях поделился в статье «Не губите, мужики, не губите!» («РОГ» № 12, 2004 г.). Достойную отповедь «зеленые» получили и от газеты «Известия» (№ 5, 12.03 г.): «Охотники приносят домой мясо для своих женщин, а что принесут домой эти товарищи из «Виты»? Поэтому они такие заморыши».
Убедительно и квалифицированно на все нападки «борцов» за спасение животных и противников охоты дал журнал «Охота и охотничье хозяйство» в подборке под рубрикой «Охота: за и против» (№ 3–5, 2004 г.), подготовленной главным редактором О. Гусевым, академиком РАЕН. Журнал также познакомил читателей и с замечательной статьей О.В. Волкова «Охотиться мы будем!». А в статье «Не то, что мнится вам, охота» Олег Кириллович Гусев ответил на выпады А. Никольского, доктора биологических наук, зоолога. Так, скажем, интеллигентно «высек» доктора, защищая охоту и охотников. И поделом.
У А. Никольского мы не находим ни одного убедительного, научно обоснованного довода о необходимости запрета охоты. Но зато в избытке «плотоядные ругательства в адрес охотников и охоты». Такие как: «охота – атавизм недавней истории», «охота и рыбная ловля порочны сами по себе», «охота – утонченный порок», «охота – страсть к разрушению», «охота – убийство диких животных ради удовольствия», «охотники – эстетствующие убийцы». И это говорит ученый. Очень интересна в этой подборке статья известного зоолога К. Зыкова «Охотники Франции и наше будущее». К ней мы еще вернемся, но чуть ниже. А вот на статье знаменитой актрисы Брижит Бардо «Охота – это убийство» следует остановиться особо.
Судите, уважаемые читатели, сами: «...замечательно выглядит французское правительство, наделавшее в штаны от испуга перед избирательными силами с мафиозным уклоном...». «Господин Дайян, этот доблестный Гиммлер по отношению к животным, президент Национальной Федерации охоты, именно от этого нелюдя, этого Аль Капоне от охоты, этого дельца и торговца оружием и плотью исходит все зло».
На брань знаменитости О. Гусев нашел подходящие слова: «Публикация Б. Бардо не требует комментариев, она более чем красноречиво говорит сама за себя и еще раз напоминает о том, до какого накала экстремизма могут дойти активисты небольших маргинальных группировок «зеленых», скандализирующие публику шумными акциями.., нарушающие общепринятые правила поведения, попирающие нормы нравственности».
Не вселяют веры в светлое будущее русской охоты и события последнего времени. «Гуманная» Европа припугнула Правительство РФ, что она не пустит наши меха, добытые негуманным способом, на свои рынки, вынудив его внести в Думу на ратификацию соглашение, которое было ранее им подписано. Сбывается предупреждение г-на Пуже, президента крупнейшей Ассоциации охотников Франции на водоплавающую дичь о том, чтобы мы были готовы «...к тому, что рано или поздно России придется считаться с давлением ЕС на охоту» (статья К. Зыкова «Охотники Франции и наше будущее»).
Студенты кафедры зоологии Тимирязевской академии отказываются на занятиях препарировать лягушек и мышей, мотивируя свой отказ нежеланием лишать их жизни. Они согласны этим заниматься на компьютере. Не далек тот день, когда их примеру последуют студенты ветеринарной академии и медицинских вузов. Вот налечат такие специалисты!
Вот еще пример. По каналу РТР 11.03.08 г. был показан сюжет промысла белька гренландского тюленя во льдах Белого моря. Звезды эстрады во главе с Л. Вайкуле выразили протест против такой охоты. Им, видите ли, жаль этих малышей. Меня удивляет позиция милых «защитниц» диких животных. Ну почему они считают себя вправе поучать ученых, биологов-охотоведов, охотников?
И совсем не добавляет оптимизма «Манифест антиохотничьего движения», принятный на «Первом Международном съезде противников спортивной охоты» в Киеве и опубликованного в российской газете «Зеленый мир» (№ 1–2, 2008 г.). Для примера приведу хотя бы такое обращение к охотникам: «Вы не герои, а трусы. Тот, кто обижает, давит, насилует слабого, тот жалкий трус, а не герой. Давя слабого, ты – трус и негодяй».
Читая «Манифест», убеждаешься, что люди не совсем понимают, против чего они выступают. Они ополчились на спортивную охоту и браконьерство. А промысловую и любительскую охоту, выходит, они приветствуют?
Создается убеждение, что отечественные охотоненавистники при поддержке своих западных благодетелей и с получением очередного гранта не оставят попыток запрещения охоты. Мое личное мнение. Если хотим и впредь охотиться, то пора уже организованно защищать себя и свое увлечение. Это не безобидные выходки охмуренных девчонок и мальчишек. Чувствуется чья-то организующая и направляющая рука. Идет охота на ОХОТУ. Прошу прощения за тавтологию, уважаемые читатели, но это так. Конечно, О. Гусев в рубрике «Охота: за и против» разъяснил охотоненавистникам всех мастей, что «Охотник, если он охотник, а не браконьер и не садист, никогда, ни при каких обстоятельствах не лишит жизни живое существо просто так, зря, ради потехи или забавы». Но силы слишком не равны. Все мы – охотники, охотоведы, ученые, поэты, писатели, деятели культуры и редакторы охотничьих изданий – не имеем морального права сидеть и спокойно ждать, когда воинствующие антиохотники доведут свое черное дело до логического конца – запрещения охоты. Надо защитить свое право заниматься охотой и обеспечить это право нашим детям и внукам.
Комментарии (0)