В шестидесятых годах в отечественном кинопрокате прошел фильм «Барабаны судьбы». Это история жизни профессионального охотника по крупной дичи в Африке. Фильм произвел на меня ошеломляющее впечатление.
Дело в том, что компьютерная графика, если она в то время была, то в зачаточном состоянии, и отнюдь не угрожала лишить работы каскадеров и иже с ними. Опять же сама специфика фильма не предусматривала павильонные съемки.
Да и проблематично, наверное, снять дрессированного слона, которого удар пули калибра .600 усаживает, пардон, на зад. К тому же африканские слоны, в отличие от индийских собратьев, практически не поддаются дрессировке, а учитывая, что они гораздо крупнее индийских, заменить их невозможно. Вот и получается, что все охотничьи эпизоды снимались «на натуре». Кстати, я случайно прочитал тогда в «Вечерке», что на съемках этого фильма погибли тринадцать человек, преимущественно загонщиков из местных. Эта заметка шла под рубрикой «их нравы». На съемках отечественных фильмов люди гибли гораздо реже и не в таких количествах.
Фильм «Барабаны судьбы» охватывает эпоху в несколько десятилетий от начала века, когда слонов можно было стрелять из идущего поезда, и до наших дней, когда африканские сафари из охотничьих превратились в фото-, киносъемочные, а большинство охотничьих угодий африканских стран стали заповедниками. Но сам Джон Хантер, являясь прототипом героя этого фильма, тем не менее в своей книге «Охотник» пишет: «Вполне возможно, что наступит день, когда фотоаппарат полностью вытеснит в Африке охотничьи ружья. Во многих отношениях это, несомненно, будет замечательно. И все же я рад, что жил в эпоху, когда человек выходил против могучих зверей с оружием в руках, а не с аппаратом для съемки картинок». Книга Д. Хантера «Охотник» вышла в свет у нас лишь в 1992 году.
Тем не менее, я с огромным удовольствием читал и перечитывал ее. В своем роде эта книга уникальна, поскольку такого образного описания африканских животных, их повадок и образа жизни, этнографических зарисовок с натуры африканских аборигенов, с которыми у него были дружеские отношения, поскольку ему не один раз приходилось оказывать им помощь, которую им вряд ли смог бы оказать кто-нибудь еще практически нет. Писавших об Африке и населяющих ее племенах достаточно много, но сделавших это лучше Д. Хантера, я не знаю. Вероятно, немаловажную роль играет то, что это был охотник с большой буквы. С ним нельзя сравнивать блестящего натуралиста Гржимека, которого знают и любят во всем мире, или Зигмунда с Ганзелкой, которые на своей «татре» исколесили наименее изученные уголки Африки и которыми я зачитывался в детстве.
Парадокс в том, что они смотрят на мир разными глазами и их описания из-за этого так индивидуальны. В свое время Э. Хемингуэй, отдавая дань моде, а скорее в поисках новых ощущений, тоже побывал в Африке. Особенно ярко запомнились его рассказы «Короткая и счастливая жизнь Френсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро». Но по сравнению с «Охотником» Д. Хантера это всего лишь наброски, правда, сделанные рукой большого художника. После этого говорить о Корбетте с его индийскими тиграми-людоедами и леопардами, о которых он пишет в лучших традициях детских «ужастиков», окружая процесс охоты атмосферой смертельной опасности и не очень убедительно изображая человека с железными нервами и патологическим бесстрашием, даже не хочется.
Проще сослаться на строки того же Хемингуэя из книги «Праздник, который всегда с тобой», которые он написал, прочтя впервые «Войну и мир» Толстого: «По сравнению с Толстым описание нашей гражданской войны у Стивена Крейна казалось блестящей выдумкой больного мальчика, который никогда не видел войны, а лишь читал рассказы о битвах и подвигах и разглядывал фотографии Брэди, как я в свое время в доме деда».
Д. Хантер, будучи великим, а может быть, величайшим охотником на крупного зверя, с предельной правдивостью описывает свои охоты, не пытаясь изобразить Терминатора или довести читателя до нервных судорог скрупулезным описанием того, что остается от человека, которым пообедал лев. А с каким знанием и любовью он пишет об оружии на крупного зверя... Так может писать лишь большой мастер о своем инструменте, который, впрочем, в отличие от музыкального, иногда может спасти жизнь.
Мне стоило приличного труда перевести калибры, фигурирующие в книге, в миллиметры, но, как говорится, любопытство пересилило, зато теперь я точно знаю, что штуцер фирмы «Голланд и Голланд» калибра 600 имеет диаметр ствола 15,2 мм, а вес пули – 51 г. Сравнивая этот штуцер с противотанковым ружьем системы Дегтярева, понимаешь, почему после попадания пули в лоб слона, того буквально отбрасывает назад. Резюме: с ружьем Дегтярева на слонов охотиться проблематично из-за веса и размера, а со штуцером, имея бронебойные патроны, вполне можно «охотиться» на танки. Шутка! В любом случае нужно иметь крепкие плечи, поскольку сила удара пули – четыре тонны и отдача нешуточная.
Когда я прочитал, что Хантер ровесник Владимира Ильича, то сначала удивился, а потом призадумался. Наверное, нужно быть таким же аполитичным и вести здоровый образ жизни – охотиться на слонов и мотаться пешком по Африке, чтобы жить долго и счастливо, а не ставить чудовищные опыты над страной, тем более если это твоя родина, и ни в коем случае не бить зайцев прикладом, экономя патроны. Ленин не знал этого, зато мы хорошо знаем, что получилось из этого незнания. Вообще-то у нас в стране стрелять слонов не принято, поскольку они все на балансе цирков и зоопарков.
Правда, в Отечественную войну немцы ухлопали одного, и то бомбой. Самые страшные звери у нас – тигр и медведь, н
о свободная охота на них запрещена. На лося и кабана еще разрешена, но такой популярностью, как при Леониде Ильиче, уже не пользуется. Она постепенно становится приоритетом «новых русских». Там все схвачено основательно: и лицензии, и оружие, и подкормленные егеря. Я никогда не охотился на лося, но сожаления не испытываю.
Зато я изредка встречал этих рогатых красавцев в лесу, а однажды лось напрочь испортил мне охоту на вечерней зорьке на уток. Я даже прицелился в него, хотя стрелять не собирался – просто подержал его на мушке. Трудно промахнуться в такую махину с тридцати метров. Наверное, поэтому их становится меньше с каждым годом. Африканцы не разрешают стрелять в своих заповедниках даже за большие деньги, а у нас пока за большие деньги можно делать все. Вот только кого мы будем показывать нашим внукам?
Последние экземпляры в зоопарках или фотографии в музеях, где вокруг поверженного гиганта-лося стоят мужики с ружьями и пьют водку «на крови». Если один из мужиков – Л.И. Брежнев, то еще можно объяснить, что генсекам такие развлечения позволительны, но ведь ребенок не поверит, что всех лосей перебили кровожадные дядьки из политбюро.
Дело в том, что в России испокон веков любили подражать своим вождям. Соответственно лосей стреляли товарищи из обкомов, райкомов и т.д. Когда Борис Николаевич стал президентом, теннис чуть не стал национальным видом спорта. Людей не останавливала ни стоимость занятий, ни цена амуниции.
У каждого человека существует свой набор вещей и книг, которые он любит в данное время. Человек, окруженный вещами, которые ему дороги, и людьми, которых он любит, невольно начинает ощущать себя счастливым. А если он к тому же живет во времени, которое считает своим, и занимается делом, которое ему нравится и которое он знает, получая кроме зарплаты моральное удовлетворение – это чудесно. Д. Хантеру повезло – он, как сейчас модно говорить, самореализовался в своем времени, и его книга «Охотник» – подтверждение тому. Ведь живи С.Т. Аксаков в наше время, его охотничьи рассказы вряд ли были бы написаны.
Комментарии (4)
Lev Melamedov
Согласен со всем, что сказал автор в адрес Дж. Хантера и его книги, но с небольшим уточнением: в Союзе "Охотник" впервые был издан в 1960 г.
Георгий
Советую всем посмотреть указанный фильм (есть в интернете). Впечатление несколько другое, что производил на юных охотников в конце 60 годов.
Lev Melamedov
Да, кстати, Дж.Хантер, к прототипу героя фильма "Барабаны судьбы" никакого отношения не имеет. Фильм снят по книге "Семья Майкл в Африке", автор - Джордж Майкл ( не певец).
1 ответ
Филипп Стогов
Естественно, что Джон Хантер не имеет никакого отношения ни к "барабанам", ни к "судьбе". И кстати, помню детские впечатления от фильма - ходил несколько раз пока не увезли (шел он в кинотеатре неделю), но во взрослом возрасте - не досмотрел до конца, а книга Дж. Хантера "Охотник" читается с удовольствием в любом возрасте.