Провести это заседание заставила сама жизнь. Если у каждого из нас и появляется пара свободных деньков
для охоты, очень хочется, чтобы они не прошли впустую и надолго запомнились. Вот только наши ожидания реализуются теперь все реже и реже. Все больше и больше охотников не удовлетворены результатами своих весенних охот. Что является причиной? Глобальное потепление, сдвигающее привычные сроки птичьего пролета? Нестыковки в охотничьем законодательстве? Падение численности охотничьей орнитофауны?
У весенней охоты всегда были и есть сильные противники. И в нашей стране было время, когда охота весной не открывалась. На Россию с требованием запретить весеннюю охоту оказывается давление со стороны Европы. Страны Прибалтики, вошедшие в Евросоюз, приняли его условия и отказались от весенней охоты. Демонстрируя свою лояльность, пошла на это и Украина.
Так сможем ли мы, сохраняя наши русские традиции, охотиться весной?
И вот в конце мая 2008 года в помещении Московского охотничьего клуба «Сафари» состоялось заседание Круглого стола, посвященное итогам весенней охоты этого года и ее перспективам на будущее.
Открывая заседание, председатель правления Московского охотничьего клуба «Сафари» Леонид Сонин начал с рассказа об охотах членов Клуба прошедшей весной. Об удачных и неудачных поездках, о том, что в большинстве случаев охотники не могли угадать, пришла ли птица в районы, куда планировалось поехать, и вынуждены были ориентироваться по срокам открытия, утвержденным в этом году администрацией регионов. Сроки же охоты определялись на местах с проволочками. Иногда об открытии удавалось узнавать за два-три дня, в таких случаях охотники не могли планировать свои поездки. Чаще всего, по причине отсутствия птицы, охоты оказывались неудачными. Неудивительно, что многие охотники (и не только члены клуба) считают, что и в этом сезоне в большинстве областей открытие охоты происходило, мягко говоря, в неоптимальные сроки. Причем как для охотников, так и для дичи. Ведь хорошо известно, например, что первая пролетная волна гусей – это половозрелые птицы, движимые инстинктом размножения. Это «маточное стадо» всей популяции. И там, где гусиная охота открывается слишком рано, именно взрослые гуси, производители, попадают под выстрелы. Конечно, есть смысл эту первую волну гусиного пролета без ущерба для нее пропустить к местам гнездовий, а охотиться уже на летящих следом со значительной задержкой молодых птиц.
Традиционная русская охота с подсадной тоже эффективна в более поздние сроки, когда основная масса диких уток сделает кладки и сядет на гнезда. В это время владельцы подсадных смогут хорошо поохотиться на селезней, а охотхозяйства еще больше будут заинтересованы в содержании этих птиц и организации охот с ними.
Итак, первый вопрос, который был задан присутствующим, – а можно ли вообще угадать с открытием весенней охоты, особенно если ее проводить, как сейчас, только в течение 10 дней? Что нужно предпринять, чтобы раз и навсегда решить эту проблему? Может быть, стоит вообще закрыть весеннюю охоту, как это делают в Европе? Может быть, каждый регион стоит открывать для охоты по частям? Так происходит, например, в Новгородской области, где с интервалом в неделю открывают сначала юго-западные, затем центральные и, наконец, северо-восточные районы? Или стоит воспользоваться прецедентом этого года в Смоленской области, где охота весной была открыта только три дня (пятница, суббота, воскресенье), но в течение трех недель? Или взять на вооружение опыт Белоруссии, где весной можно охотиться три дня в неделю в течение почти двух месяцев? В законодательной базе этой страны четко прописаны сроки открытия и закрытия охоты, но по каждому виду охотничьих птиц. И это избавляет белорусов, в отличие от наших охотников, от необходимости тревожно всматриваться в «сводки». Российские же охотники перед каждым сезоном пребывают в полном неведении. Они вынуждены по нескольку раз в неделю звонить в свои общества, в охотничьи хозяйства. Но и там им ничего не могут сказать определенно. Ни общества, ни охотхозяйства, увы, не имеют отношения к срокам открытия охотничьего сезона. Можно сказать, что сложившийся порядок здорово раздражает сегодня большую группу людей, а именно всех российских охотников.
Выступивший затем заведующий отделом орнитологии ФГУ «Центрохотконтроль» Андрей Линьков напомнил всем присутствующим, что идея увеличения сроков весенней охоты существует с 70-х годов. И уже тогда, 40 лет назад, орнитологи заявили, что весенний охотничий сезон может быть увеличен. Правда, и в те годы, и сейчас все упирается якобы в проблему охраны угодий.
Очень эмоционально эту тему продолжил главный редактор журнала «Охота» охотовед Валерий Кузенков. Он убежден, что проблемы охраны угодий в этой связи не существует. Охрана угодий должна быть и во время охоты, и вне охотничьего сезона – круглый год! Если охота официально открыта только на 10 дней, это не значит, что в угодьях не звучат выстрелы в другое время. В большинстве своем охота производится местным населением по факту прилета и отлета птицы. Да и не только по птице. Стреляют и копытных, конечно! Можно закрыть весеннюю охоту, но это не значит, что весной не будут охотиться. А при продолжительности весеннего сезона всего в 10 дней с охотой не угадать никогда! Но если охоту проводить по 10 дней на каждый вид или группу видов, то угадать можно. Что же касается предложения увеличения сроков охоты весной, то все документы для этого были готовы и подписаны еще в конце 80-х годов. В Типовых правилах охоты 1988 года была записано: весенняя охота открывается на срок не более 10 дней на каждый вид дичи (!). Еще лучше, если вопрос о сроках и нормах отстрела будут решать сами охотхозяйства.
Примирил выступивших перед ним участников Круглого стола начальник отдела мониторинга заболеваний охотничьих животных и организации ведения охотничьего хозяйства ВНИИЗЖ Александр Варнаков. Конечно, улучшать охрану охотничьих животных надо вне зависимости от сроков охотничьего сезона. Но сегодня охранять дичь в угодьях практически некому, все кадры из этой сферы вымыты. А сроки весенней охоты удлинять необходимо. Российскими охотниками недоиспользуется огромный ресурс водоплавающих птиц, гнездящихся в нашей стране. Зато этим ресурсом пользуются охотники других государств, пытающиеся диктовать нам сегодня через свои правительства, как, на что и в какие сроки мы можем охотиться в своей стране. Но если весенняя охота вдруг будет открываться по 10 дней на каждый вид, то и тогда угадать будет достаточно сложно. Ведь весной мы охотимся даже не на разные охотничьи виды, а на представителей совершенно разных отрядов, птиц с абсолютно не схожей биологией. Поэтому весенний охотничий сезон должен иметь продолжительность непрерывно не менее месяца. При этом неправильно разрешать охоту только в выходные. В этом случае охотники будут мешать друг другу. Что, собственно, мы обычно видим на открытие. Не стоит забывать и про сельских охотников. Они не любят охотиться в выходные, когда в угодьях много городских. А вот в будни сельские жители всегда найдут возможность поохотиться.
Павел Павлов, начальник отдела ресурсов охотничьих животных Департамента охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ напомнил, что административная реформа серьезным образом коснулась структуры управления охотничьим хозяйством. Ликвидация областных и краевых охотуправлений крайне негативно сказалась на качестве и уровне охраны охотничьих животных. Созданное в 2004 году в недрах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление охотнадзора (около 20 человек) уже в 2007 году было упразднено. В настоящее время вопросами охотнадзора на федеральном уровне ведают всего 4–5 человек в структуре непрофильного управления.
Невольно вспоминается некогда могущественная Главохота при Совете Министров РСФСР, в чью компетенцию входили вопросы охотничьего хозяйства и заповедного дела. Она была способна сама принимать решения и организовывать их исполнение на всех уровнях от простого егеря, охотинспектора до начальника Управления.
Многие нормативные акты сегодня безнадежно устарели, а появлению новых препятствует отсутствие Закона «Об охоте», разработка которого тянется уже почти 20 лет. В результате возникают правовые коллизии, в частности по установлению сроков и открытию охоты. Так, в этом году, чтобы соблюсти нормы закона и в то же время не сорвать весенний сезон, региональным органам исполнительной власти пришлось, как это ни парадоксально звучит, открывать охоту через процедуру ее ограничения. А дело все в том, что по действующему законодательству сами субъекты федерации сегодня не вправе издавать правила охоты и устанавливать ее сроки, а вот ограничить виды пользования животным миром могут! Естественно, что такие вопросы необходимо снимать в самое ближайшее время.
С этим согласился Дмитрий Вачугов, начальник Управления регулирования численности охотничьих животных Министерства сельского хозяйства Московской области. Конечно, есть трудности финансирования, есть кадровые проблемы, которые нужно решать. В Подмосковье на 4 миллиона гектаров угодий сегодня предусмотрено всего 28 штатных единиц государственных охотинспекторов! Но, кроме того, действующим государственным структурам очень сложно работать в условиях, созданных современным законодательством. В том году, например, едва не оказалась сорвана охота в Подмосковье и ряде других областей. В Московской области приказ был подписан всего за 2,5 дня до открытия. Причина – юридические нестыковки. Мозаичность законодательства приводит к разным его трактовкам.
Органы управления и охотничьего надзора готовы пойти навстречу охотникам и увеличить сроки охоты. Но определяться со сроками необходимо от действующего законодательства. Сейчас идет работа над охотничьим законодательством Московской области, и возможно, что еще до конца года будут приняты решения, учитывающие пожелания охотников и нашего сегодняшнего Круглого стола.
Михаил Сидорин, начальник ГУ «Мособлохотуправление» еще раз остановился на необходимости усиления службы охотничьего надзора. Он уверен, что безнадзорность угодий может приводить сегодня к массовым нарушениям правил охоты. А наличие в угодьях законопослушных охотников всегда препятствует браконьерству. Это дополнительно всех дисциплинирует. При увеличении сроков весенней охоты можно ожидать помощи от культурных охотников и просто порядочных людей.
Главный редактор журнала «Основной инстинкт» Сергей Александрович уверен, сегодня никакая наука не сможет сказать, что 14 дней весенней охоты – это мало, а 20 дней – много. В части подхода к срокам и правилам весенней охоты нам сегодня можно с успехом воспользоваться примером Белоруссии. Ведь у нас очень схожие условия. Наши охотники все чаще ездят в Белоруссию, в другие страны, хотя могли бы весной больше охотиться и у нас, в России. Если в нашей стране сегодня никто не в состоянии написать охотничьи законы, то следует взять за основу то, что создано и работает в Белоруссии. Можно по-разному относиться к особенностям управления в этой стране. Но остается фактом, что там принятые решения всегда проводятся в жизнь. И в сфере охоты порядок.
Собравшиеся на заседание Круглого стола много времени посвятили обсуждению особенностей биологии некоторых конкретных видов охотничьих птиц, отметив регулярное увеличение численности(!), например, белолобых гусей.
Причем это увеличение обнаруживают не только охотоведы, но и ученые, которых никак нельзя заподозрить в каком-то лоббировании интересов охотников. И это не просто увеличение, а рост в разы. За последние сорок лет, например, подсчеты в местах европейских зимовок (Нидерланды, Британия) показали увеличение численности белолобых в 10 раз.
Параллельно с ростом в Западной Европе растет количество зимующих гусей и на Балканах. А отечественные орнитологи отмечают увеличение числа этих птиц, остающихся на зимовку в российском азово-черноморском регионе.
Не так уж все плохо и с другими популяциями охотничьих птиц. И не только перелетных.
Владелец частного охотничьего хозяйства и член Московского охотничьего клуба «Сафари» Виктор Лабусов заметил, что в большинстве областей, где обитает тетерев, его численность в последние годы растет. Многие известные ему охотничьи хозяйства смогли хорошо организовать охрану глухаря, увеличив тем самым и его количество в своих угодьях.
Открывать и лимитировать охоту на тетерева и глухаря весной должны сегодня не администрации регионов, а сами охотничьи хозяйства. Ведь только они могут по-хозяйски определить, сколько петухов на токах можно добыть этой весной и сколько оставить для воспроизводства. Для такой охоты нужно ввести не разрешительную, а заявительную процедуру, как это происходит сейчас в той же Белоруссии, где охоту открывает правительство, а закрывает егерь.
Закрывает тогда, когда исчерпан лимит добычи, заявленный охотхозяйством. В наибольшей степени дисциплинируют охотников частные охотничьи хозяйства: налажен порядок, есть охрана, проводятся биотехнические мероприятия.
Секретов нет. Есть простые, но эффективные приемы, позволяющие увеличить количество как оседлой, так и пролетной дичи: создание водоемов, подкормка, размещение искусственных гнезд, целенаправленное уничтожение хищников и т.д. Но действующий в нашей стране порядок и сроки охоты отрицательно влияют на экономику каждого охотничьего хозяйства. Бесправие охотпользователей сегодня подрывает, если не подорвало уже, охотничье хозяйство как отрасль экономики. И тем не менее не надо кивать на отсутствие «Главохоты». Необходимо работать! Необходимо, чтобы результаты этого Круглого стола обязательно попали в прессу. Надо постоянно говорить о том, что наболело!
Генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко подчеркнул, что природоохранные и охотничьи организации имеют много общих целей: местообитания животных должны сохраняться, а угодья – быть продуктивными! Но для принятия решений по вопросам охоты всегда нужно опираться на достоверные данные.
Оптимизация охотничьей деятельности, управления отраслью невозможна без разносторонних исследований (в том числе инициированных охотпользователями) и использования современных наработок по природоохранному планированию территорий. А эта работа не ведется. Нужно, например, создавать опытные, модельные охотничьи хозяйства. Возможно, что такими моделями могут стать и некоторые частные охотхозяйства.
Практически по большинству обсуждавшихся вопросов Алексей Зименко высказал свое несогласие. Конечно, и так ясно, в весенний период охотники создают серьезный фактор беспокойства для животных, резко снижают репродуктивный потенциал дичи, способствуют росту браконьерства. Ситуация с учетом особенностей конкретных регионов может значительно отличаться. Весенняя охота на водоплавающую дичь недопустима, по его мнению, например, в южных областях России, в Московской области и в других регионах со сходными природными и социальными условиями. В то же время в северных районах такая возможность не исключается. Для решения вопроса о возможности проведения весенней охоты на боровую дичь и на вальдшнепа необходимы соответствующие дополнительные исследования.
В продолжение дальнейшей дискуссии все присутствующие сошлись во мнении, что обсуждаемый фактор беспокойства можно свести до минимума, если охота весной будет проводиться правильно. Как известно, весной не должно быть никакого «самотопа», людей, шатающихся по угодьям с оружием. Охотники или стоят, как на тяге, или охотятся из укрытий. В любом случае до того времени, как охотник оказался на стрелковом месте, его оружие должно быть в чехле.
Продолжительность охотничьей зари, когда можно находиться с расчехленным оружием, должна быть конкретно определена. Так, в Московской области в этом году существенно, на 2 часа, была уменьшена продолжительность вечерней охоты на вальдшнепа. Если в прошлом охота на тяге разрешалась с 18 часов, то теперь с 20 часов. И это нововведение нашло понимание у охотников. Заметьте, ни у кого оно не вызвало возражений. По лесу до места охоты всегда можно идти с зачехленным ружьем. А тяга? Так она раньше 8 вечера никогда не начиналась.
Особое внимание участники Круглого стола уделили научной аргументации увеличения весеннего охотничьего сезона. Андрей Линьков говорил о зарубежном опыте исследования путей миграции и сроков перелетов охотничьих птиц при помощи радио-датчиков. Сергей Фокин, шеф-редактор «Российской Охотничьей Газеты» и руководитель научной группы ФГУ «Центрохотконтроль», в частности, остановился на хорошо известном орнитологам факте, когда несвоевременные сроки открытия охоты приводят к тому, например, что самая распространенная у нас водоплавающая птица, чирок-трескунок, почти не добывается в России. Слишком рано он откочевывает к местам зимовки. Весной же, если открывать охоту слишком рано, охотник с подсадной никогда не увидит селезня широконоски. Таким образом, открытие всей весенней охоты только на 10 дней, по мнению ученых, может создавать даже некоторые преимущества одним видам и увеличивать охотничий прессинг на другие. Вот пик пролета вальдшнепов под Москвой по многолетним исследованиям наблюдается ежегодно в одни и те же сроки, с 5 по 15 апреля. Можно без ущерба для популяции установить срок весенней охоты по этому виду, например в 16 дней (куда попадают три пары выходных), и зафиксировать эти сроки документально. Охота на другие виды могла бы проходить в другое наиболее подходящее время.
Итак, в результате более чем двухчасовой дискуссии никто из участников Круглого стола не поддержал идею абсолютного запрета весенней охоты на территории нашей страны. Значит, есть надежда, что наши охотничьи традиции будут продолжаться. И каждый охотник сможет, как и прежде, посидеть в шалаше с подсадной, подойти под песню к глухарю и постоять на опушке в ожидании вальдшнепа.
Собравшиеся пришли к выводу, что с учетом биологических особенностей разных видов дичи угадать с десятидневкой весенней охоты невозможно. А следовательно сроки охоты весной необходимо увеличивать. Увеличение сроков весенней охоты в России не сможет существенно повредить популяциям охотничьих птиц, но присутствие в угодьях законопослушных охотников будет препятствовать незаконной охоте. Подавляющее большинство участников Круглого стола высказалось за дифференцированный подход, что означает – весеннюю охоту следует открывать на разные виды в разные сроки. Увеличение сроков весенней охоты необходимо закрепить уже теперь в Правилах охоты, проект которых в настоящее время готовится Департаментом охоты МСХ РФ.
В заключение было принято решение направить в адрес Министра сельского хозяйства и группы депутатов Законодательного Собрания Российской Федерации письмо о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в охотничье законодательство и соответствующие подзаконные акты.
Руководство Московского охотничьего клуба «Сафари» благодарит всех участников Круглого стола за плодотворное сотрудничество.
Сайт www.safariclub.ru
Комментарии (0)