Первые ласточки здравого смысла

Недавно охотники и охотпользователи Москвы и Московской области получили от Московского охотуправления великолепный подарок.

Приняты новые правила охоты в Московской области с небольшими, но весьма важными поправками, некоторые из которых ждали не один десяток лет..

Например, изменен срок весенней охоты с 10 до 16 дней, то есть теперь это две полные недели и три пары выходных.

Казалось бы, подумаешь, всего-то шесть дополнительных дней, но разница колоссальная: и количественная, и экономическая, и моральная. 16 дней весенней охоты – это оптимальный срок для наших условий, при котором полностью отпадают такие важнейшие показатели, как «угадали» или «не угадали» (определить оптимальный срок в десятидневку практически невозможно, тем более для перелетных и местных видов одновременно).

В новых правилах охоты последовательно сделан и второй огромный по значению шаг – установлены два твердых срока начала весенней охоты: для южных районов области – с утренней зари первой субботы апреля, для остальных районов (по списку) – со второй субботы апреля. Все гениальное просто! Не надо мучиться с отпусками и отгулами, ведомственными приказами. Нет проблем с приемом иностранцев, которых теперь можно принимать с гарантией и в большем количестве.

Весенний сезон исключительно важен для охотхозяйств, поскольку вырученные за путевки суммы порой превышают таковые за трехмесячный летне-осенний сезон охоты.

Новые правила покончили с искусственно поддерживаемой с незапамятных времен неопределенностью в открытии летней охоты на водоплавающую, полевую и болотную дичь. Причин задержек было множество: то засуха, то пожары, то дожди, то хлопунцы, то особое мнение (а чаще дурь) влиятельных персон, то не успели подготовить и согласовать приказ – и праздник открытия охоты откладывается... По новым правилам все опять-таки гениально просто: летне-осенняя охота открывается с утренней зари второй субботы августа. Соответственно, на две недели раньше открывается охота на полевую и болотную дичь с легавыми собаками и спаниелями. Если сложатся особые обстоятельства, то последует и соответствующее распоряжение по корректировке сроков охоты.

Тут заключен очень важный аспект, так как и во многих других областях РФ такие пункты в правилах охоты есть, но распоряжение об открытии там готовят не охотпользователи, а госорганы или администрация области со всеми возможными последствиями.

Третий, порадовавший нас момент, – это создание благоприятных правовых условий по более рациональной эксплуатации поголовья кабана. Кабанам всегда везло, так как освоить их поголовье было практически невозможно из-за установленных «дубовых» правил, игнорировавших реальные условия. Когда было очень много и лосей, и кабанов, то в отведенные сроки едва хватало времени на освоение поголовья лосей. Добывали кабанов в основном попутно, так как и многочисленным «лосятникам» места и обслуживания не хватало. Кончилось это грандиозной и длительной эпизоотией чумы, которая быстро свела поголовье кабанов к минимуму.

Сейчас обстановка резко изменилась. Не беру южные черноземные районы, где сельское хозяйство в основном восстановлено и кабану стало вольготно разводиться. Но в центральных и северных лесных регионах России кабана еще мало, кроме отдельных высокоорганизованных хозяйств, где его усиленно подкармливают и отстреливают в основном с вышки.

Этим охотам сопутствуют две специфические проблемы: первая – как ночью стрелять кабана, особенно по чернотропу, без ночных прицелов? В темнохвойном лесу другие оптические прицелы совершенно не помогают. Разрешенные лампы-фары пугают кабанов, и на выстрел дается в лучшем случае секунда.

А это или промах, или ранение, что в бесснежное время равносильно потере зверя (а на коммерческих охотах за это еще наказывают рублем). Как за долю секунды успеть выбрать из стада разрешенного к отстрелу по полу и возрасту зверя да матку не погубить? Новые правила эти обстоятельства учли, тем более что бесконтрольных легальных охот на вышках не бывает.

Второй проблемой при охоте с вышки является эффект распугивания стада. Есть проверенные практикой расчеты потребного количества вышек, чтобы освоить выделенную квоту кабанов. В среднем это 3–5 кабанов за сезон на вышку. Если численность кабанов растет, то надо или строить новые вышки (что весьма накладно), или увеличивать сроки охоты. В новых правилах охоты сроки охоты с вышки на сеголетков и подсвинков продлены с 15 января до 28 (29) февраля. Это обеспечивает режим покоя, более спокойную охоту, экономию кормов, более равномерную загрузку баз и егерского состава.

Кабан – достаточно сложный по освоению вид зверя. И даже многие высокоорганизованные охотхозяйства не могли по объективным причинам освоить большой лимит по добыче в отведенные сроки. Все помнят, как в прошлом году тяжело проходил отстрел копытных и какой нездоровый ажиотаж начался под Новый год, чтобы освоить выделенную квоту. Очень мало кому это удалось. Теперь эта проблема для москвичей полностью снята.

Вот практически и все важные нововведения, которые дорогого стоят. Это событие настолько неординарное и нетипичное для охотничьего сообщества, что сразу и не укладывается в голове. Без нажима отдали часть важных полномочий. Что и говорить, отвыкли люди от приятных нормативных новшеств со стороны власти (если не считать исправление ранее допущенных ляпсусов), а чаще боятся их появления. Как правило, они ничего хорошего не давали.

Вспомним хотя бы, когда госпошлину заменили положением о выдаче именных разовых лицензий, которые поначалу действовали на все без исключения массовые виды дичи. В первом, самом изуверском варианте, лицензии надо было на каждый вид животного и на каждый предполагаемый день охоты... Это даже теоретически было невозможно исполнить. Без содрогания не вспомнить, сколько сил и нервов стоило миллионам охотников и работникам охотхозяйств его исполнение.

У большинства людей всегда вызывает удивление, почему так долго, сложно и мучительно в государственных умах рождаются необходимые правовые документы. Почему вместо розовощеких правовых красавчиков, которым глаз радуется, рождаются разного рода мутанты? Почему эти документы часто игнорируют обоснованные мнения не только практиков, но и маститых ученых и специалистов? Почему они не соответствуют реальным условиям и интересам государства? Казалось бы, дайте наконец и людям, и организациям свободно жить, дышать и хозяйствовать. Так нет!

Девизы, применимые ко многим нормативным новшествам можно выразить так: «На-кась выкуси!», «Легкой жизни захотели?», «Вы у нас побегаете...» и т.д. Нередко нормативные государственные документы по охотничьему хозяйству принимаются, сообразуясь не с потребностями охотничьего хозяйства и охотников, а со своей дальнейшей ролью в этой сфере: кем я там буду, чем владеть, на что и как влиять, что иметь?! Здесь кроется разгадка многих принимаемых нормотворцами решений, иногда в корне противоположных интересам возглавляемого ими дела, появления обременительных и не нужных охотпользователям и охотникам процедур, затяжек дела, бездеятельности, боязни предоставления управляемым объектам самостоятельности, установления какого-либо контроля над собой.

Мы знаем, что в недрах Минсельхоза РФ готовятся новые Типовые правила охоты в РФ. Очень хотим надеяться, что они будут также ярким и положительным этапом в развитии охотничьего хозяйства России. Реформировать там есть чего, один Закон «Об оружии» чего стоит.