В 1957 году «Залесье» вошло в историю Украины тем, что здесь было организовано лесо-охотничье хозяйство закрытого типа для первых лиц государства, теперь уже бывшего СССР.
Договориться о встрече и побывать в заповедном хозяйстве, на удивление, оказалось несложно. Набрал нужный номер телефона, представился. Директор Виктор Карлович КАМИНЕЦКИЙ, поинтересовавшись о цели приезда, ответил сухо, как показалось, уставшим голосом:
– Что ж, приезжайте.
Встретил нас его заместитель Мищенко – радужно, улыбаясь. Александр Евгеньевич указал на огромное кресло. Я замешкался, уставившись на кожаный «трон».
– Ну, что так несмело? Может, на нем сам Леонид Ильич сидел.
Опустившись в мягкое кресло, честно говоря, не ощутил в себе каких-то восторженных чувств по поводу того, что на нем когда-то сидел бывший генсек. Возможно, потому, что в сознании людей моего поколения еще глубоко сидят отголоски недавней эпохи, и вряд ли выветрятся до конца жизни. А вот желание провести аналогию между «Залесьем» и другим охотничьим хозяйством – подмосковным «Завидово», признаться, появилось сразу же, как только мы въехали на территорию резиденции.
И вот почему. Уж больно похожи друг на друга квинтэссенцией эти два охотничьих хозяйства, одни и те же лица опекали их на протяжении долгих лет. В одном из материалов под заголовком «Выстрел от первого лица», журнала «Охота и рыбалка ХХI век», № 3, 2008 г. достаточно подробно рассказывалось о «Завидово». Напомню, организовано оно было в 1929 году. Инициатором выступил нарком обороны Климент Ворошилов. Сталин в зрелые годы не проявлял интереса к охоте и в «Завидово» не ездил, но именно по его настоянию в 1951 году Совет Министров своим постановлением ликвидирует заповедник. Причина такого решения до невозможности банальна. Сталин решил таким путем прекратить выезды на природу в Завидово, нескончаемые оргии, кутежи своего непутевого сына Василия.
Страстное увлечение охотой Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева становится «обязаловкой» для номенклатурных работников высшего ранга. Более того, поездки в Завидово, а позднее в «Залесье» включались в программы визитов крупных зарубежных государственных деятелей. Именно на этих встречах «без протоколов» нередко заключались важные государственные соглашения.
Анализируя годы становления Залесского охотничьего хозяйства, невольно напрашивается вопрос: а не был ли его «крестным отцом» сам Никита Сергеевич? На этот счет можно отнести достаточно фактов. Как известно, с 1938 года Хрущев был Первым Секретарем ЦК КП(б) Украины, одновременно в 1944–47 гг. – Председатель СНК (СМ) УССР. Известно его отношение и сыновья любовь к Украине.
Зная «одну, но пламенную страсть» Хрущева, не желали ли тем самым потрафить своему бывшему «патрону»? Ведь не секрет, что на неофициальных, дружеских встречах решать «нерешенные» вопросы всегда намного проще. Встречая, скажем, Первого с хлебом-солью, приехавшего поохотиться в Залесье, почему бы не подложить под рушник одну-две записочки с просьбой о предоставлении, выделении из союзного фонда на нужды республики того-то и того? Подобная методика в партийных органах широко практиковалась, а в годы правления Л.И. Брежнева достигла своего апогея.
Увы, не все можно предусмотреть в этой бренной жизни. Место «игрищ и забав» сыграло по иронии судьбы злую шутку в политической карьере своего прародителя. Именно в «Завидово» на тайных встречах оппозиционные лидеры государства, в числе которых были Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, задумали переворот, а впоследствии блестяще осуществили его, отстранив Хрущева от власти (журнал «Охота и рыбалка ХХI век», № 3, 2008 г.).
К руководству страной на долгие годы приходит не менее увлеченный охотой и тоже любящий «нэньку» Украину – Л.И. Брежнев. О его охотничьих подвигах ходили легенды. В молодые годы Леонид Ильич, как минимум, два-три раза в год приезжал в «Залесье». Болтливые языки утверждали, что поездки эти порой носили строго конспиративный характер. Мол, Кремль работал в напряженном ритме, и никто не знал, что генсек тайно на два-три дня уехал расслабиться от «государевых дел» в Украину, и строительство асфальтированной дороги из аэропорта «Борисполь» к местам охотничьих угодий было торпедировано именно по этой причине.
Есть в «Залесье» музей охоты, информацию, правда, о своих «завсегдатаях» хранит он скудную – несколько фотографий, размещенных под стеклом, да чучела животных и птиц, отстрелянных здесь же. В заповеднике бряцали ружьями И.Б. Тито, Ф. Кастро, Ж. Ширак, другие видные зарубежные деятели.
Благо, зверья не уменьшалось, а радушием и гостеприимством украинцы славились всегда. Помимо композиции из чучел животных (к слову сказать, одни экспонаты требуют реставрации, другие – безвозвратно утеряны), мое внимание привлек овчинный тулуп. Сказали, что в нем охотился Ф. Кастро. Кубинский экс-руководитель, пожалуй, единственный сегодня из здравствующих, кто охотился в «Залесье» в шестидесятые годы.
Партийные фотокорреспонденты увековечили не только гостей. Любили сюда приезжать Первый Секретарь Компартии Украины В.В. Щербицкий, Председатель Совета Министров П.Е. Шелест, другие государственные деятели. Обратил внимание на такую деталь. На залесских фотографиях нет добытых лосей, косуль, кабанов. Что так? Следствие неудачных охот? Вряд ли. Скорее всего, убрали с глаз долой от настырных журналистов. Увидел Книгу отзывов, взял в руки и к своему удивлению обнаружил одну единственную запись – Президента Франции Ширака, датированную 1998 годом.
Охотхозяйство живет обычными, будничными заботами. Вот только с 1995 года, распоряжением Президента Украины, сменило вывеску и называется «Государственная резиденция «Залесье». Цели и задачи остались те же. Прошу прощения за канцелярский слог: «... обеспечение на ее территории надлежащих условий приема, пребывания высших должностных лиц страны, официальных делегаций зарубежных держав, международных организаций» и т.д. О «надлежащих условиях приема» ничего толком не услышали, не показали и местные исторические достопримечательности – дом Хрущева, голубятню Щербицкого, но, по правде говоря, нас это и не интересовало.
А вот по заповеднику проехали, увидели много интересного. Целенаправленно, в полном объеме ведутся здесь биотехнические мероприятия, особое внимание егеря уделяют охране животных. К сожалению, от браконьеров нет мочи, норовят проникнуть на территорию: зверья «не меряно», это и не дает покоя горе-охотникам.
Протоколы на браконьеров оформляем, не обращая внимания на то, какие они должности занимают, – поделился Александр Евгеньевич. – Если меры не принимаются, направляем повторное решение, если по-прежнему молчат – обращаемся в вышестоящие инстанции. Конечно, бывают случаи, что уходят от наказания. Но думаю, даже отъявленный браконьер, после того как начали его «дергать», задумывается: а стоит ли выезжать на незаконный отстрел того же кабана или косули?
Мы ехали на машине (огороженная территория разделена на кварталы, повсюду проложены асфальтированные дороги, вдоль которых выставлены кормушки, корыта, другие сооружения), а впереди грациозно пробегали скучившиеся пятнистые олени, в другом квартале – благородные олени, европейские лани. Отбежав на несколько метров, животные останавливались, вертели головами в сторону джипа, опять срывались с места.
Какое хозяйство в Украине похвастает тем, что может отлавливать диких животных и реализовывать в другие охотничьи коллективы страны? – с нескрываемой гордостью спрашивал А. Е. Мищенко. – Наш заповедник – своего рода рассадник диких зверей. До ста голов копытных переселяем ежегодно.
Есть ли перспективы такой работы? Безусловно, многое будет зависеть от того, кто возглавит Банковую. Президентский срок Ющенко подходит к концу, все знают, что Виктор Андреевич – пчеловод, а не охотник, в начале его карьеры, как руководителя страны, даже ходили слухи о закрытии охоты на длительный срок. Увы, многим обещаниям, планам так и не суждено было сбыться, охотничья отрасль в стране продолжает разваливаться на глазах. Не скрою, сам относился, мягко говоря, сдержанно к номенклатурным охотугодьям.
Однако анализируя сегодня состояние дел в охотничьих хозяйствах страны, видя катастрофическое снижение поголовья зверей, задаешься робким вопросом: а может, элитные заповедники и станут тем сдерживающим фактором в сокращении популяций диких животных? Руководители, егеря, с кем довелось беседовать в «Залесье», в один голос уверяли, что охоты, кроме санитарного отстрела животных, уже несколько лет не проводятся. А когда директор В.К. Каминецкий упомянул о желании создать на базе резиденции научную базу для высших учебных заведений, которые готовят охотоведов, подумалось: «А не наполнится ли новым содержанием номенклатурное охотхозяйство?» Что ж, исходные данные налицо. Было бы, как говорится, желание и воля.
Комментарии (0)