Спасти охотхозяйство в регионах

Мы призываем все регионы нашей огромной Родины объединиться в защиту своих конституционных прав в вопросах, связанных с реализацией полномочий субъектов РФ в области охраны и использования животного мира. Охотоведы и охотники могут и обязаны добиться того, чтобы охотничьи хозяйства как можно меньше зависели от прихоти чиновников, а работали бы самостоятельно, рационально используя природные ресурсы, находящиеся на территории субъектов РФ.

 

В «РОГ» № 51 от 14.12.2005 г. была напечатана статья Валерия Кузенкова «Неужели останется все так, как есть?». Хотелось бы высказать наше мнение по вопросам реформы охотничьего хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 г. № 754 «О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» ликвидированы Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных субъектов Российской Федерации. Этим была окончательно разрушена наиболее организованная часть охотничьей отрасли России. Первые сигналы о наступающем кризисе в охотничьем хозяйстве, на наш взгляд, поступили, когда к руководству охотничьей отраслью пришли случайные, не подготовленные в профессиональном плане люди. Не случайно, что крайне необходимый закон «Об охоте» так и не смог состояться.

Во вновь созданных отделах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору специалисты – охотоведы со знанием охотничьего промысла, звероводства, охотустройства, отлова и расселения диких животных оказались не нужными. Потребовались специалисты по надзору, а это совсем другое направление, часто далекое от охотничьего хозяйства. Это было подтверждено приказами Минсельхоза России от 28.04.2005 г. № 70 «Об утверждении перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении» и от 28.07.2005 г. № 135 «Об утверждении лимитов добычи объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты». Этими нормативными актами было показано, насколько далеко уходит понятие об охоте в кабинетах Минсельхоза от реальных событий на огромных просторах страны. К сожалению, от авторов этих приказов не последовало разъяснения целей их принятия. Подобное можно сказать и о стратегии и тактике дальнейшей перестройки охотничьей системы Российской Федерации. Комментарии некоторых ответственных лиц Министерства сельского хозяйства и Россельхознадзора никакой ясности не дают. В них лишь общие фразы.

Вероятно, именно о таких «руководителях» министр сельского хозяйства России А.В. Гордеев на совещании в Правительстве РФ сказал «работать в отрасли не с кем» («Российская газета» от 02.12.2005 г.). Можно предположить, что не случайно чиновники разработали и приняли вышеуказанные приказы. Трудно поверить, что они не понимали или не знали, что их принятие вызовет взрыв в охотничьей отрасли. Что и произошло. Охотоведы и охотники не могут понять, почему кто-то далекий от результатов их труда присвоил себе право решать сколько стрелять (добывать) кабанов, если существование этих зверей во многих регионах напрямую зависит от труда егерей, охотоведов конкретного охотничьего хозяйства, находящегося порой за тысячи километров от Москвы. Вероятно, это можно объяснить тем, что убери у «федералов» право утверждать лимиты, и они станут не нужны. Для того чтобы изменить эту ситуацию и прекратить издевательство над охотничьим хозяйством России, нам, живущим в регионах, необходимо объединиться и на уровне законодательных инициатив субъектов Российской Федерации изменить существующее положение вещей. Тем более что правовые предпосылки для этого существуют.

Анализ положений статьи 73 Конституции РФ указывает на то, что в Федеральном законе от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (как это и должно быть по Конституции РФ) приведены лишь полномочия органов государственной власти Российской Федерации по предмету совместного ведения (статья 5). В остальном субъекты РФ обладают всей полнотой власти, что в полной мере относится и к вопросам охраны и использования диких животных.

Исходя из этого, весь объем полномочий «субъектов» в сфере охраны, воспроизводства и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, можно разделить на две части:

– полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, делегированные субъекту федеральным центром и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета.

– полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет средств региональных бюджетов.

Можно с уверенностью сказать, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет региональных средств относятся и те полномочия, исполнение которых вызывает на сегодняшний день наибольшие споры. Это касается вопросов охраны, воспроизводства и регулирования использования объектов животного мира, не отнесенных в установленном законом порядке к федеральной собственности.

Процедура выделения объектов животного мира в федеральную собственность установлена статьей 4 Федерального закона «О животном мире». Данная норма определяет, что «Правительство Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации, исходя из принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, настоящем федеральном законе, иных федеральных законах, а также в нормах международного права может относить определенные объекты животного мира к федеральной собственности».

До настоящего времени охотничьи животные, в том числе и включенные Минсельхозом РФ в «перечень особо ценных в хозяйственном отношении», Правительством РФ в установленном законом порядке к федеральной собственности не отнесены.

В силу этого, на наш взгляд, компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вышеуказанным вопросам распространяется практически на все виды объектов животного мира, обитающих на территориях субъектов РФ. При этом полномочия субъектов Российской Федерации, включая полномочия, делегированные Российской Федерацией (статья 6 ФЗ от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» в редакции статьи 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 199-ФЗ) должны осуществляться:

– в отношении объектов животного мира, на которые распространяются полномочия, указанные в статье 6 ФЗ «О животном мире», за счет субвенций из федерального бюджета;

– в отношении объектов животного мира, на которые не распространяются полномочия, указанные в статье 6 ФЗ «О животном мире», за счет собственных средств субъектов Российской Федерации.

Мы считаем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать: территориальные правила, стандарты, лимиты, нормативы, выдавать именные разовые лицензии, организовывать и осуществлять охрану, контроль и регулирование использования объектов животного мира, не отнесенных к федеральной собственности.

Это будет способствовать заинтересованности субъектов РФ в более рациональном использовании объектов животного мира и выделении средств на охотничье и рыболовное хозяйство. Поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом РФ денежные средства от платы за пользование объектами животного мира поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Чем больше средств поступит в бюджет «субъекта», тем больше их будет выделено на ведение охотничьего и рыболовного хозяйств. От этого выиграют все.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны и использования объектов животного мира находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий по данному вопросу между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О животном мире», которой установлено, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания осуществляется настоящим федеральным законом».

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира ограничены рамками статьи 5 ФЗ «О животном мире». В связи с этим действия Россельхознадзора по установлению и закреплению за своими территориальными органами полномочий по вопросам выдачи именных разовых лицензий на добычу охотничьих животных, не отнесенных к федеральной собственности, на наш взгляд, можно считать неправомерными и выходящими за пределы компетенции органов государственной власти Российской Федерации.