ВЕСНА НА ПОБЕРЕЖЬЕ

В снегопадах и метелях пролетел первый весенний месяц. Зима словно спохватилась, что еще очень велик снежный запас и придерживать его дольше рискованно, стала щедро сбрасывать его на землю. Морозцем крепко давила по ночам, что и в январе было редкостью.

Но ведь март не январь – солнце равноденствия днем согревает землю. Зазвенела капель, повисли сказочные сосульки, зажурчали ручейки. Городской люд сменил теплую тяжелую зимнюю одежду на легкие яркие наряды весны. А вот у таежных обитателей началось трудное время. Сложно двигаться по глубокому насту. Днем уже жарко в зимней шубе, и начинается смена зимнего камуфляжа на летний (линька). Кое-где в местах заячьих жировок, подобно ватным клочьям, на ветках кустов лежит заячий пух. Скоро лоси пойдут к побережью вековыми тропами-переходами.

Апрель – время прибавления потомства в животном мире. Изюбри ушли на южные, частично подтаявшие склоны, где уже издали видны поляны проталин.

В это весеннее время, трудное для диких животных, в местах их обитания повышается фактор беспокойства не только от хищников, но и от пришедшего в их угодья человека. Это ведет к тому, что большая часть родившихся зверенышей гибнет, потеряв родителей.

В рассветной тишине слышен далекий рокот запускаемых дизелей на лесозаготовках. Лесорубы взяли в кольцо поймы ключей побережья. Три бригады одновременно машут топорами, добывая ценную древесину.

Шумят строители рыборазводного завода в самом сердце Гыджу.

Ушли животные (потеснились под натиском превосходящих человеческих сил) из постоянных мест обитания в неудобные, в некормные и в экологически нечистые места.

Помочь животным просто необходимо. Весной организму нужна соль, и устройство солонцов – это большая помощь человека животным в стадии линьки.

На склоне распадка, где еще заметны частые следы животных, и решено сделать солонец, или солевую столовую.

Ранним утром, после хорошего морозца, наст держит даже тяжело груженого лыжника. Загруженные солью, легко скользим, громко шурша по насту лыжами, к намеченному месту. На подъем идти с тяжелым грузом все же утомительно – еще не одолели половину склона, а взмокли, словно побывали под душем. На поваленном дереве делаем небольшой привал. Унялось дыхание. Слабый ветерок принес терпкий аромат проснувшейся вербы. Слабое пощелкивание падающих скорлупок от вскрывающихся пушистых вербных почек. Звонко доносится дробный перестук по сухостоине дятловой лирической морзянки. С каким-то нежным воркованием вороны затеяли в небе воздушные пируэты-танцы. В распадке слышна перекличка рябчиков. Зажила природа своей жизнью буквально через несколько минут после того, как утихло наше шумное вторжение.

Передохнув, идем дальше, заглушив шумом своего передвижения все таежные звуки.

Выбираем ветроповальное дерево. Делаем в нем несколько желобов-углублений и, заполнив их солью, уходим в обратный путь. Как знать, может кто-то получит удовольствие, отведав соли в построенном маленьком солонце?

Что соль для животных – лакомство, мне запомнилось с детских пор. Мама, перед тем как доить корову Зорьку, посыпала краюху хлеба крупной солью. «Для чего солью?» – спрашивал я. «Соль для Зорьки все равно, что для тебя сахар. От нее она становится добрее и отдает взамен все молоко», – поучала мама. Хочется надеяться, что и дикие обитатели станут энергичней, зорче, успеют почувствовать опасность и избежать ее.

Идем средним склоном распадка в надежде найти лианы лимонника. Выходим к проталине и, о чудо!!! На снежной кромке видим ярко-желтые цветы – это адонис, или, по-другому, горицвет. И в самом деле, на белом снежном фоне словно горят маленькие костерки золотого трепетного огонька. Цветы уже испытали на себе и мороз, и пургу, а сейчас, проклюнувшись из-под выпавшего снега, весело и радостно смотрят навстречу солнцу и теплу.

Смотришь на эту живучесть, непокорность погодному непостоянству маленького цветочка и удивляешься, для чего ему спешить цвести в такую рань? Столько жизненных сил ради того, чтобы быть первым? Да вот и верба – первая среди деревьев надевает свой серебряный наряд, красуется среди голых спящих белоствольных красавиц-берез. А ольха еще только начинает просыпаться – уже взбухли, наливаясь весенним соком, почки будущих сережек.

Весна настойчиво демонстрирует этой ранней красой свой приход. Мы рады, что весенняя картина показана нам как поощрение за нашу маленькую помощь живым природы творениям!