Существует прекрасная русская поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ей вторит и восточная мудрость: «Вкус халвы лучше обсуждать с тем, кто ее пробовал». Действительно, пытаться выразить словами то, что потенциальному покупателю нужно увидеть самому, — занятие весьма неблагодарное.
Для длительного наблюдения профессионалы предпочитают пользоваться приборами на штативах. Хорошая наблюдательная труба или мощный бинокль на стационарной установке в наибольшей степени соответствуют потребностям такого наблюдения за удаленными малоподвижными объектами. При этом современные электронные технологии позволяют избавиться от «эффекта дрожания», и таким образом по комфорту использования легкие и компактные бинокли максимально приближаются к стационарным наблюдательным приборам. Однако у такой техники есть свои очевидные недостатки: неудобство наблюдения за движущимися объектами, недостаточная мобильность из-за массы и габаритов, а также необходимость поиска подходящей площадки для установки прибора. Всем, кто имел дело с биноклями, хорошо известно, что «эффект дрожания» появляется при очень сильном увеличении и длительном наблюдении. На каком-то этапе бинокль становится просто бесполезной вещью: самая мощная оптика бессильна, если мы физически не можем удержать прибор на выбранном объекте. Так вот изюминкой биноклей-стабилископов, о которых пойдет речь в статье, является в первую очередь оригинальная система стабилизации изображения.
Сегодня существует несколько способов стабилизации изображения. Первый — использование гироскопа. Эта схема хороша тем, что не требует источников питания, относительно проста и надежна, но у нее есть и свои минусы: бинокли с такой схемой громоздки, тяжелы и больше пригодны для использования на транспорте. Схема с гироскопом имеется в биноклях Nikon и некоторых отечественных приборах.
Следующая схема применяется в биноклях Canon. Эта технология стабилизации изображения основана на применении так называемой жидкой призмы, смещение изображения «вслед» за колебанием бинокля осуществляется изменением угла самой призмы, положение которой контролируется специальным микропроцессором. Призмы, находящиеся в объективах бинокля, по команде его «электронного мозга» мгновенно могут изменить угол преломления входящего света, тем самым устраняя эффект дрожания. По сравнению с системами стабилизации изображения, которые используются в продукции других производителей, такая технология обладает рядом преимуществ. В частности она может быть применена в легких и компактных биноклях, удобных для постоянного ношения. Бинокли с жидкой призмой готовы к работе сразу после включения и не нуждаются в дополнительном времени на раскрутку гироскопа. И наконец, в отличие от механических стабилизаторов, микропроцессор таких биноклей обеспечивает прекрасную картинку при медленном перемещении линии наблюдения, в то время как «механика» при работе в таком режиме будет сопротивляться, «путая» проводку со случайными колебаниями.
Единственная неприятность в применении жидких призм — это необходимость в источнике электропитания, т.е. в батарейках. В этом случае можно посоветовать лишь одно: не забывайте своевременно менять батарейки. Качественный литиевый элемент питания обеспечивает непрерывную работу системы стабилизации изображения бинокля Canon (в зависимости от модели прибора) на время до 12 часов при температуре воздуха +25 °С. При снижении температуры это время сокращается, но даже при –10 °С оно все равно будет измеряться часами.
Без батареек это классический бинокль без стабилизации с тем же превосходным качеством оптики. Поскольку приборы со стабилизацией изображения довольно дороги, их производители не скупятся на отличные линзы и максимально качественное просветление. Бинокли со стабилизацией изображения по качеству самой оптики находятся на самом верху в линейках производителей.
Немного отвлечемся, чтобы осветить один вопрос. Иногда спрашивают, почему бинокли со стабилизацией изображения так дорого стоят, ведь сегодня стабилизация есть практически в каждом фотоаппарате и даже в фотомодулях некоторых телефонов. Ответ кажется очевидным: в бинокле две независимые системы стабилизации, которые должны работать четко и синхронно. Конечно, это так, но не только. В фотоаппаратах практически не применяется физическая стабилизация изображения, чаще она программная, то есть изображение правится не в оптической оси, а непосредственно на матрице фотоаппарата (при современном развитии электроники это значительно дешевле). В стабилископе роль матрицы выполняет глаз наблюдателя, точнее, два глаза, поэтому все действия по стабилизации должны быть проведены ранее. В общем, эти системы похожи друг на друга только названием.
Часто бинокли со стабилизацией изображения выполняются в водозащитном и пылезащитном корпусе и могут быть использованы в самых сложных погодных условиях. И, что немаловажно для тех, кому приходится много передвигаться пешком, масса этих биноклей без элементов питания начинается от 1,2 кг, что сегодня практически равно массе обычного бинокля с близкими характеристиками.
Эти бинокли-стабилископы нельзя назвать дешевыми, они стоят столько, сколько должны стоить современные высокотехнологичные изделия, за которыми стоит компании с мировым именем, гарантирующая высочайшее качество и максимально полное удовлетворение потребностей покупателя.
При выборе бинокля встает вопрос, какому увеличению отдать предпочтение. Если для обычного бинокля верхняя разумная граница находится на уровне 6х, то с большим увеличением работать без штатива совсем неудобно. Стабилископы лучше брать с увеличением от 10х и больше, система стабилизации изображения полностью компенсирует отсутствие штатива, и пользователь может в полной мере воспользоваться всеми преимуществами, которые дает большое увеличение. Эффект стабилизации особенно четко становится виден при больших кратностях, начиная с 12, и на тяжелых биноклях…
Кстати, интересно отметить, что далеко не все умеют настраивать бинокль «под себя». Напомним, как это делается. Закрываем правый глаз и крутим центральный барабанчик, добиваясь наилучшего изображения. Открываем глаз и закрываем левый, затем крутим правый окуляр бинокля, добиваясь наилучшего изображении. Всё! Теперь, чтобы перефокусировать бинокль на другой объект, надо будет крутить только центральный барабанчик.
Бинокль со стабилизацией изображения вызывает моментальное привыкание. Человек, который начнет пользоваться стабилископом, вряд ли захочет вернуться к обычным биноклям. Разница между ними заметна сразу. Смотрим в бинокль — отличная картинка, хорошее просветление, привычная небольшая рябь после 2–5 минут наблюдения. Нажимаем кнопку включения стабилизации, и все сразу меняется: картинка как будто ярче, линии четче, мелкая рябь превращается в медленное покачивание. Теперь легко можно прочитать номера на едущих вдалеке машинах, в ветвях деревьев, ставших объемными, можно разглядеть птиц. Отпускаем кнопку — и мир становится блеклым и чуть смазанным. Интересно, что при отключении стабилизации границы цветов на одежде людей как бы смешиваются, у цветов появляются грязноватые оттенки.
Мое впечатление от использования бинокля со стабилизацией изображения следующее. Бинокль радует сочными красками и яркой картинкой; из особо полезных функций выявилось, что пробоины от пуль калибра 5,6 мм видны на расстоянии 150 м, что практически недосягаемо для обычного бинокля любой кратности без штатива. Даже очень хорошая обычная оптика выглядит в полевых условиях весьма скромно по сравнению с оптикой, имеющей систему стабилизации. В обычный бинокль без штатива долго наблюдать тяжело, и, что интересно, чем сильнее вы хотите подавить вибрацию, тем больше она становится.
Какие можно сделать выводы? Думаю, стабилископы хорошо использовать для наблюдения за близкими малоразмерными объектами в стационарных условиях (например, за насекомыми), но основная их стихия, как мне кажется, — это большие расстояния, движущиеся объекты и активно перемещающийся наблюдатель. Безусловно, такой прибор будет очень полезен охотнику, который, будь он в лесу или горах, после долгого перехода вдруг увидит зверя (или будет думать, что видит зверя), вот тут и понадобится компенсировать дрожание усталых рук, а может быть, и ног.
Что еще хочется сказать в дополнение? Работа со стабилизированным биноклем заставляет вспомнить поговорку «Ко всему хорошему быстро привыкаешь». Действительно, со временем стабилизация изображения начинает восприниматься как что-то само собой разумеющееся, и переходить на обычную оптику очень тяжело.
Комментарии (0)