Речная плотва накануне ледостава

Изображение Речная плотва  накануне ледостава
Изображение Речная плотва  накануне ледостава

 В суровую пору предзимья и первых морозных зазимков, когда ледостав на водоемах уже не кажется чем-то далеким, редко встретишь у воды рыболова с удочкой – в основном охотники за хищниками бороздят своими проверенными приманками речные ямы и глубинные плесы прудов, водохранилищ и озер. Однако есть возможность отличиться весомым уловом и поплавочнику, хорошо, по сезону, одевшись и правильно выбрав место ловли. Лучше всего сосредоточить внимание на небольших по ширине речках с умеренным течением, где самым перспективным объектом рыбалки в ледяной воде представляется вездесущая и жадная до поживы во все времена года плотва.

Река шириной 20-30 метров, с ровным, умеренным течением и солидной глубиной на фарватере накануне зимы очень удобна для поплавочной рыбалки по той причине, что здесь всегда реально достать снастью до рыбы, далеко отошедшей от берегов, к тому же и рыба не так пуглива при достаточной глубине, когда вода остывает и становится слишком прозрачной. Только надо понимать, что накануне зимы на реках, и особенно на малых, происходят весьма заметные изменения: после затяжных дождей уровень ощутимо поднимается и усиливается течение; кое-где основной чистый поток контрастными линиями рассекают мутные воды впадающих ручьев; у берегов исчезает мягкая водная растительность, которая ложится на дно, лишая разную рыбу, в том числе и плотву, хороших укрытий и определенного корма, значит, рыбий рацион в эту пор становится более ограниченным, что помогает быстрее найти эффективную насадку.

 Все эти явления, происходящие на речке, несущей ледяные воды, рыболову необходимо подмечать и учитывать при выборе места предстоящей ловли плотвы, причем желательно достойного размера, поскольку такая рыба, а не мелочь, уже обосновалась на зимовку на речных участках с определенным набором условий и по этой причине никакая самая хорошая прикормка, прекрасная наживка и умение владеть снастью не приведут к поклевкам там, где рыбы нет и куда ее не заманить никакими «коврижками». И даже если плотва в реках обычно активнее, чем, к примеру, в прудах, но и здесь, в условиях ледяной воды, она стремится найти такие стоянки, где бы расходы энергии на добычу корма и борьбу с течением были минимальными. В преддверии зимы скопления средней и крупной плотвы на реке реально встретить в глубоких омутах ниже перекатов, где поток затихает; также на плесах, где речное ложе расширяется; но особенно в протяженных суводях и участках с обратным течением, которые всегда образуются за мысами и после крутых поворотов речного русла; также следует обратить внимание на места впадения в речку притоков, что обычно приводит к сбою струй. При этом на практике оказывается, что на одной и той же реке в одно время на каждом из указанных участков рыба будет ловиться на совершенно разные насадки, потому что везде различная кормовая база, что в итоге и определяет пищевые пристрастия плотвы. И в этой связи глубокой осенью на реке, в отличие от водоемов без течения, сплошь и рядом бывает так, что в одном месте плотва положительно реагирует на прикармливание правильными прикормочными составами для холодной воды, а в других местах любая прикормка, даже обогащенная, казалось бы, неотразимым для рыбы мелким мотылем, попросту именно плотву разгоняет, но в то же время привлекает пескаря, уклейку, ельца, подлещика. Дело в том, что когда вода остывает до предела, плотва на реках начинает все большее пристрастие питать к естественному корму, который в каждом конкретном месте преобладает, а прикормка становится тут как бы инородной субстанцией, которая изменяет почти стерильную накануне зимы среду обитания, что настораживает и даже отпугивает рыбу.

Но хорошо продуманная схема прикармливания, причем по сезону очень умеренного, способна принести большую пользу и даже вообще сделать рыбалку результативной на тех участках реки, где рыбе комфортно держаться, однако донные отложения тут бедны кормом, или там, где рыбы на зимовку встало слишком много, вследствие чего возникла пищевая конкуренция и дефицит определенного корма, к примеру, мелких ракообразных или каких-то личинок, поскольку плотва, в отличие от леща, не способна «копать» мотыля из донного грунта, но крупная рыба вполне может обосноваться на «плантациях» моллюска дрейссены.

Наиболее оптимальной схемой привлечения речной плотвы к месту ловли прикормкой будет как бы постепенное «раскармливание» рыбы, то есть по сути возбуждение ее пищевой активности, поскольку предполагается, что на данном участке реки плотва в достаточном количестве присутствует – она тут встала на зимовку. Но вот если рыболов перестарается и сразу забросит в воду непомерное количество прикормки, богатой к тому же реальным кормом в виде мелкого мотыля, то рыба быстро насытится, пищу в холодной воде переварит очень нескоро, поэтому клевать затем станет редко и неверно, лишь придавливая, как бы слегка «обсасывая» самые хвостики мотыля на крючке, а потом вообще не прикасаясь к наживке до ее замены на свежую. Кстати, обычно только качественный крупный мотыль (одна или несколько личинок на крючке, в зависимости от активности рыбы) применяется в случае ловли плотвы на прикормке накануне зимы. Чтобы все же клев рыбы был устойчивым и даже активность его постепенно нарастала, лучше начать ловлю с малых порций прикормки, которые следует непременно подавать строго в одну точку практически после каждого окончания очередной проводки и нового заброса снасти. Если действовать действительно точно, для чего нужны немалые технические навыки, приходящие с опытом, то через определенное время в зоне ловли на дне создастся «пятно» прикормки, а на траектории проводки возникнет точка поклевок, где рыба ожидаемо станет брать раз за разом.
В дальнейшем, когда клев достигнет определенной интенсивности и прикормка уже не будет ее увеличивать, надо будет постепенно свести подачу прикормки к нулю и затем ловить как бы на «старых дрожжах», что может продолжаться довольно долго. Но если вовремя не остановить прикармливание и пытаться выжать из ситуации невозможное, то это неизбежно приведет к полному прекращению клева без надежды на его возобновление, что характерно для поведения плотвы в ледяной воде как весной, так и в предзимье.

Кстати, чтобы прикормка хорошо «держала» рыбу в точке ловли в холодной воде, да еще на течении, а расход ее был бы минимальным, следует особое внимание уделить опять же не ее количеству, а составу – качественному соотношению компонентов. Конечно, живой корм нужен – здесь вне конкуренции мелкий мотыль, который может занимать до 10 процентов всего объема приготовленной прикормки, только его перед внесением в разбавленную водой смесь надо отдельно сильно увлажнить и дать напитаться водой, иначе он просто всплывет вверх. Также накануне зимы речную плотву иногда приходится ловить в условиях отрицательной температуры воздуха, поэтому с водой замешивать надо столько прикормки, сколько ее будет заброшено в воду в ближайшее время – «окаменевшая» от мороза прикормка для дальнейшего использования непригодна. Конечно, от замерзания следует беречь и мотыля. Далее, для очень холодной воды совсем необязательно мотыля замешивать с привычной композицией из панировочных сухарей и толокна – в качестве носителя мотыля зачастую больший эффект дает грунт оптимальной вязкости с берега водоема. Но если указанная композиция идет в дело, то ее надо примерно наполовину, а то и больше, разбавить балластом (грунтом), что утяжелит прикормку и позволит ей на течении предельно точно ложиться в точку на дне, а также не позволит живому корму далеко уноситься потоком, что плотнее сконцентрирует рыбу, и это в итоге положительно скажется на клеве. В данном случае очень важно в состав прикормки добавить (не менее пяти процентов от ее объема) сухое молоко – почему-то этот компонент долго держит рыбу на месте в холодной воде после прекращения прикармливания, выполняя роль упомянутых ранее «старых дрожжей».

Теперь еще несколько слов о насадке. С мотылем всё ясно – для ледяной воды эта наживка универсальна. И тем не менее, многократно приходилось на речной рыбалке в предзимье сталкиваться с ситуацией, когда при обилии в зоне ловли мелочи она мгновенно атаковала мотыля на крючке, делая ловлю достойной рыбы невозможной. И тогда на выручку приходили самые мелкие зерна распаренной перловки, однако наиболее поразительный эффект при ловле крупной речной плотвы порой дает намотанный на крючок небольшой шарик тягучей манной болтушки, только в этом случае, чтобы поклевки были верными, надо максимально активно тормозить движение оснастки по течению.

Но в случае, если плотва перед ледоставом перестает реагировать на прикармливание и не клюет на те насадки и наживки, что предлагает ей рыболов, то выбор эффективной наживки или ее поиск порой становится самым проблемным моментом ловли в эту пору. Тогда, если место перспективное и рыба выдает себя довольно частыми всплесками, необходимо предложить плотве ее естественный корм, которым обычно служат различные мелкие водные организмы – рачки, личинки, пиявки, моллюски и даже мальки. Эту живность легко набрать прямо на месте ловли, если длинной палкой с крючком или рогулькой на конце достать из воды полегшие на дно водоросли, а затем на берегу тщательно их разобрать, помещая в баночку с крышкой всё живое, что там будет копошиться. Обычно в массе из водорослей попадается много крупных личинок стрекозы – «каракатиц», но еще больше здесь зеленоватых мелких личинок – «казары». Крупных насаживают на крючок по одной, а мелких – по две-три, протыкая острым жалом тонкого крючка брюшко приманки насквозь. Эту наживку следует пускать во всех слоях воды, часто меняя спуск на снасти. И еще, клев на «казару» перед ледоставом заметно улучшается, когда пройдут обильные дожди и усилится течение даже в заводях, вымывающее большое количество живности из травы – тут нужно ловить струю, по которой несет корм, и пускать здесь снасть в проплыв.

Что касается самой поплавочной снасти, то не только в водоемах без течения, но и на реках в предзимье плотва становится крайне чувствительной к ее качеству, часто бросая наживку, как только ощутит излишний вес оснастки – избыточное сопротивление при захвате корма, а также слишком толстую, жесткую леску. Поплавок поэтому, как бы ни было сложно за ним наблюдать, необходимо огружать под основание очень тонкой антенны: тем самым вся оснастка приобретает как бы «нулевую» плавучесть и, обладая незначительной инерцией массы, станет почти неощутимой для рыбы при поклевке, если к тому же она смонтирована на предельно тонкой леске. При ловле в проводку в предзимье такой чуткой к поведению приманки рыбы, как плотва, оказывается очень важной длина поводка – участка лески от крючка до первого грузика. Как правило, чем сильнее приходится притормаживать проплыв оснастки на течении, тем более длинный поводок дает больше поклевок, и наоборот, со слишком коротким этим элементом оснастки, бывает, плотва не клюет вовсе. Конечно, длина поводка меняется в разумных пределах, но не раз накануне зимы речную рыбалку буквально спасал поводок длиной около метра – видимо, так удавалось задавать наживке более естественное поведение, и здесь напрашивается аналогия с игрой мормышки...