Ему не страшен конец света!

Изображение Ему не страшен конец света!
Изображение Ему не страшен конец света!

В длину ротан может достигать 14-25 см, в зависимости от условий обитания, однако рыбы рекордных размеров встречаются нечасто. Продолжительность жизни – до 7 лет, обычно составляет 4-5 лет. Половозрелость наступает к двухлетнему возрасту. Нерест происходит в мае-июле. Плодовитость около 1 тыс. икринок. Икру ротан откладывает на растения и различные предметы, после чего кладку охраняет самец. Лучше всего себя чувствует в стоячих водоемах с хорошо развитой высшей водной растительностью. Ротан выдерживает частичное пересыхание водоема и полное промерзание до дна зимой. Ротан – хищник. Первоначально мальки питаются зоопланктоном, затем мелкими беспозвоночными, бентосом. Взрослые ротаны поедают икру и мальков рыб, пиявок, тритонов, личинок земноводных (головастиков). У ротана широко распространен каннибализм – поедание более мелких особей своего вида. В небольшом водоеме ротан становится многочисленным и способен полностью истребить представителей других видов рыб. В крупных водоемах численность ротана регулируют другие хищные рыбы: щука, сом и особенно окунь.

Случилось мне ловить со льда деревенского пруда окуньков на блесну и мормышку. С раннего утра окунишки были зло веселы и бойко хватали как блесенку-«змейку», так и мормышку с полукольцом мотыля. Едва же солнце выкатилось за овраги и заполыхало над белоснежьем полей, клев матросиков прекратился. Но вскоре насадку кто-то тронул, кивок удильника мелко задробило. После подсечки из лунки выплеснулось что-то несуразное: и не ерш, и не окунь, одно слово – ротан. Состоял он, кажется, из одной головы и пасти. По совету местного дедка, заменил мотыля на кусочек сала с мясными прожилками. Мясца мне тоже отщипнул вышеуказанный добрый самаритянин... И рыбалка продолжилась. Уверенно стали брать плотненькие ротаны, причем ловля их, головастиков, ничуть не уступала в жадности и бойкости окуневой. Так и засиделся над лункой. Результатом сего баловства стал улов головешек-ротанов, потянувший на пару килограммов. Дома ротаны и окуни пошли в первый отвар для заливного, куда уже потом были положены щучья голова и куски судака.

Личная жизнь

Одного ротана бросил в банку с водой, нисколько не заботясь о ее качестве. Ротана намеревался поместить потом в аквариум, чтобы долгими зимними вечерами любоваться рыбами, живущими своей вполне разумной жизнью. У меня уже когда-то жил ротан. Однажды он, забытый, вывалился из рюкзака, весь в крошках и, казалось, не подающий признаков жизни. Но этот тип вдруг зашевелился, вылупил наглые глаза и, отряхнувшись, уставился на нас пристальным оценивающим взглядом, мол, не сожрать ли вас, когда вырасту?.. Брошенный в ведро с водой, он, словно ничего и не случилось, начал деловито выписывать круги, временами поднимая вопросительный взгляд: когда, мол, ужин?.. Потом, уже в аквариуме, он нападал на наши пальцы, покусывая их маленькими зубками. Нападал и на ножницы, когда мы за неимением мотыля нарезали червей в качестве корма. Очевидно, он принимал блеск ножниц за движение мальков. Маленький окуневый виброхвостик, в порядке эксперимента опускаемый в аквариум на нитке, был весь исчиркан зубами мрачного отшельника. Подсаженные к ротану серебряные и один золотой карасики быстро превратились из миловидных рыбок в ободранных бомжей, поскольку угрюмый ротан регулярно вышелушивал у них чешую и обгрызал хвосты и плавники...

 Но в один день все изменилось: ротан стал... ухаживать за карасями!.. Его, мужика, можно понять... Воздержание оно только на бумаге безвредно... Ротан был теперь внимателен и ревнив. Целыми днями он выпасал свой гарем, и караси стали опять стройны, миловидны и блестящи... Сын однажды предложил запустить в аквариум маленькую рыбку, для разнообразия. Так сожрет же, – прозвучало мое мнение, но сын утверждал, что ротан неуклюж, а рыбка резвая. Когда резвая рыбка забарахталась на поверхности, со дна словно поднялась черная субмарина. Пристальный взгляд исподлобья, неожиданно быстрый и резкий рывок и... рыбки не стало. А сын сидел и все не мог понять, куда же делась его протеже?

Жадность и выживаемость

Будучи опять на том же прудике, ставил жерлицы, насаживая на тройники окуньков и тех же ротанчиков. Щуки предпочитали окуньков, но когда живцы кончились, не отказались и от головешек... Впрочем, эти подледные ротаны не были черны, как часто их описывают. Цвет их был скорее темно-зеленым с желтизной. Еще не заиграли, видимо, весенние гормоны и пора любви не пришла. Лишь опьяненные любовью, они становятся черны, словно вороненые.
На второй день кончилось мясо для насадки. Не стоять же с протянутой рукой? Тем более, мясо нынче дорого. Отрезаю кусочек спинки у одного из примерзших ко льду ротанчиков и опускаю в лунку на блесенке. Клюют, бестии! Но не это стало откровением для меня, видавшего всякий размах рук (размер пойманной рыбы) и слыхавшего всякие байки... В конце дня на крючок блесны сел ротан с вырезанным на спине треугольником. По всей видимости, я случайно столкнул в лунку вымороженного ротана, из которого и вырезал наживку. Похоже, тот оклемался в воде, а потом, отойдя от стресса, решил и поужинать, не своей ли плотью?..

Химзащита

Однажды, отловившись на щучьей рыбалке в Боровской, что на зоне затопления реки Ветлуги, мы заехали по пути в Коротни: полюбопытствовать, мол, а на Волге как?.. Поставили машину на обочине, поглазели на ширь неохватную, «поспрошали» рыбаков волжских, покурили, а неподалеку лужа виднеется в низине под кладбищем, в разоренном под затопление местечке. Посреди лужи столб стоит с обвисшими проводами. Эта лужа нас когда-то выручила в перволедье, когда, не поймав на Волге ни рыбешки на живца, мы, на удивление, надергали здесь ротанчиков. Поставили их на жерлицы и были со щуками. Но с того времени много воды утекло.

Сейчас мы тут приткнулись лишь для того, чтобы поужинать с устатку. Выпить рюмку чаю... А поужинав, озорства ради, пробурили по лунке. Каково же было наше удивление, когда на удочки стали попадаться живые и невредимые ротаны, бодрые и жадные. А из лунки на лед выплескивалось нечто, только не «аш два о»... Рядом цистерны с топливом, в низину стекает всякая дрянь. Здесь разве что плутония нет, а впрочем, чем черт не шутит?.. Уж больно нефтяна и термоядерна водица. Между тем, ротан жив и не страдает отсутствием аппетита...

Что еще почитать