Для белой рыбы и окуня мелководная зона привлекательна тем, что здесь с установлением ледостава длительное время остается хорошая кормовая база. Бокоплавы, нимфы, мелкие пиявки, водные черви живут и развиваются обычно на небольших глубинах. Позже, с наступлением морозных дней, рыба отходит на глубину, где условия обитания для нее становятся лучше. Однако в затянувшиеся оттепели некоторые карповые рыбы, окунь, пескарь, ерш снова могут подойти к берегу. Обусловлено это тем, что в оттепель возле берегового уреза под лед в большом количестве поступает вода, хорошо насыщенная кислородом. А с приходом теплых циклонов нередко идут затяжные дожди. Однако крупную белую рыбу у берега бывает поймать трудно, так как в оттепель береговой лед трещит, слишком много шума. Но среднюю и мелкую рыбу шум не пугает. Правда, в отношении пугливости крупной рыбы на мелководье бывают исключения. Так, однажды у берега в оттепель я попадал на клев крупного леща, в другой раз – на клев мерной плотвы, и как-то в мелководном заливчике среди зимы на жерлицу ввалился шестикилограммовый судак.
За мелкой рыбой к берегу в оттепель подходит и крупный хищник. В такие периоды бывает успешной ловля щуки, а на некоторых крупных реках в береговую зону подходит и окунь-горбач. Так, однажды на Протве в середине зимы я обнаружил скопления крупного окуня возле самого берега, где бил родник. На глубине всего 0,5-1 м собралось много верховки, на которую горбач периодически нападал. Применяя удочку с мормышкой «капля» и насадкой из одной личинки мотыля, я сумел поймать несколько увесистых хищников. В то же время местные рыболовы, считая, что в середине зимы нужно ориентироваться на предельные глубины реки, сидели толпой на яме, изредка вылавливая только мелких плотвичек.
Что касается щуки, то в затяжные зимние оттепели ее иногда приходится ловить по-весеннему. С активным снеготаянием масса малька устремляется к тростниковым зарослям, коряжнику, на каменисто-песчаные участки мелководья, где имеет смысл устанавливать жерлицы на глубине всего в 20-50 см. Мелкая стайная рыба (окунь, плотва) шума не боится, и щука – рыба не пугливая, поэтому рыбалка порой бывает очень результативной. Однако стоит различать оттепели по продолжительности теплых дней. В короткую оттепель рыба не успевает приспособиться к новым условиям, поэтому и малек, и щука чаще остаются на глубине вдали от берега.
Если оттепель продолжается больше недели, то поступающая под лед более холодная и тяжелая вода начинает вытеснять «старую» теплую и легкую воду на неглубоких поливах, и тогда зона ловли может уже располагаться не только у берегового уреза, а значительно шире.
При выборе места для установки щучьих жерлиц нужно учитывать некоторые особенности:
1. Не стоит располагать жерлицы вблизи ряски. Если возле водорослей, расположенных рядом с заметным течением, щука держится на протяжении длительных периодов, то там, где есть ряска, ее практически никогда не бывает даже в начале ледостава, потому что через ряску к охотничьим местам зубастой не пробиться.
2. Следует учитывать, что на водохранилищах и крупных озерах зимой щука может кормиться в самых непредсказуемых местах. Это результат того, что на таких водоемах, особенно со второй половины зимы, некоторые виды мелкой стайной рыбы почти полностью переходят на питание планктоном. Планктон перемещается по акватории, за ним перемещается малек, а за тем следует щука. Вот почему на Рыбинском, Горьковском и других крупных водохранилищах с уловами бывают жерличники, устанавливающие свои снасти по периметру обнаруженных плотных стай окуня и плотвы.
3. Хорошим ориентиром в поиске участков ловли могут быть обнажения берегового грунта, уходящего под лед. Стаи мелких окуней обычно предпочитают держаться на твердом песчаном, глинистом или гравийном грунте, поэтому за ним подойдет и щука. Понятно, если берег заболоченный, то возле него окунь держаться вряд ли будет. Также ориентиром для установки жерлиц могут служить зеленые водоросли, не отмирающие на водоемах с проточностью. Если водоросли располагаются рядом с освежающей струей воды, малек может обитать возле них всю зиму.
Ловля на мелководье в конце ледостава – это вообще отдельная тема. В этот период, несмотря на существующие закономерности в рыбной ловле, чаще с уловом бывает тот, кто ищет рыбу не только там, где она теоретически должна скапливаться, но порой и в самых необычных местах.
Например, на притоках Рыбинского водохранилища по последнему льду мне приходилось ловить крупную плотву и язя на глубинах всего в 10–20 см под береговой кромкой льда, а иногда даже в береговых нишах. Такие вымоины-углубления могут образовываться в конце ледостава возле травянистых мест на мелководье. Плотва, массово зашедшая в приток из водохранилища, может буквально забивать их. При этом она активно реагирует на приманку. Зачем рыба сюда протискивается – не очень понятно. Но факт остается фактом.
Мормышка больше всего для такой ловли подходит мелкая. Но иногда приманку приходится ставить и покрупнее, чтобы она стабильнее играла с учетом силы течения и оптимального вытягивания лески. Наиболее уловисты мормышки моделей: «капля», «уралка», «муравей», «дробинка», «личинка», «нимфа», «дрейссена» – серого, черного, коричневатого или зеленоватого тонов. Требование к крючку предъявляется жесткое: жало должно быть очень острое и правильно отогнутое, ведь поклевки бывают крайне осторожные.
Для ловли на малых глубинах леску нужно выбирать наиболее прочную. Рыбача весной на притоках Рыбинского водохранилища, леску тоньше 0,16 мм я вообще не ставлю, так как при ловле стандартной плотвы иногда вваливаются такие экземпляры, что снасть не выдерживает.
Хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что рыба по последнему льду порой не успевает адаптироваться к новым водным условиям (когда под лед поступает в избытке талая вода) и плохо реагирует на приманку. В такие периоды мормышка подходит чаще всего самая мелкая. Соотношение маленькая мормышка + толстая леска не дают правильной игры, поэтому иногда как довесок к мормышке приходится делать дополнительную огрузку в виде правильно подобранного подпаска. Крошечный свинцовый элемент огрузки может закрепляться в 10-20-40 см выше мормышки, в зависимости от глубины ловли. Если глубина для ловли подходящая, а течение сильно сносит приманку, то на леску можно устанавливать от 2 до 5 дополнительных элементов огрузки. Бывает, не просто подобрать такое сочетание элементов в оснастке, но порой сделать это просто необходимо, так как игра даже средней по величине мормышки на малых глубинах становится подозрительной. Иногда на сверхмалых глубинах плотва и самую мелкую мормышку игнорирует. Тогда выручает поплавочная оснастка.
С ходовой поплавочной оснасткой мне удавалось ловить некрупного голавля, окуня и плотву на мелководных участках рек. Предварительно перед началом рыбалки я сверлил вблизи берега лунки на большом протяжении в подходящих местах. Это необходимо сделать для того, чтобы не подшумливать рыбу в процессе ловли. На свободно текущих реках подходящие участки мелководья я чаще всего обнаруживал в прогалах между кустарником или на плесах ниже быстрин, где струя воды доходит до расположенных ниже по течению отмелей. Иногда эти отмели бывают довольно обширные, покрытые большими площадями не отмирающих водорослей, к которым периодически подходит рыба кормиться.
Так, в конце февраля на реке Угре мне удалось обнаружить одну такую отмель, на которой в вечерние часы хорошо клевали крупный окунь и плотва. Клев был эпизодический, в небольшой промежуток времени, когда подходила стая. Прикормка из мелкого мотыля плохо помогала, стая на ней не задерживалась. Возможно, для нее в выбранных мною точках расположения лунок были не совсем подходящие места. Здесь, среди пятаков водорослей, были подкрутки течения, и, может быть, стая, выйдя на чистый простор кормиться, потом удалялась в более тихое место. Еще можно предположить, что плотву и окуня пугали щуки, которых на этом участке было предостаточно. О том, почему рыба порой не собирается на прикормку, приходится только догадываться.
На этой же реке в марте мне удавалось находить некрупную рыбу в устье притоков. На одном притоке с глубиной по руслу всего в 1,5 м я наткнулся на плотные стаи ельца и пескарей. Здесь течение было довольно сильное, и чтобы ловить на нем, приходилось для поплавочной удочки использовать скользящую оснастку. Для этого выше фиксирующего подпаска я надевал на леску половинку «оливки». Поводок длиной 15-20 см. Крючок №18. Ловил на одну-две личинки крупного мотыля. Для создания привлекательной для рыбы мути, «оливку» можно периодически пошевеливать на дне.
Особенно хороши мелководные устья различных маленьких притоков для ловли живца. Так, на речках, впадающих во многие пруды и запруды Подмосковья, в середине и в конце зимы удается без труда наловить пескарей, окуней и мелкую плотву. На Верхнем Царицынском пруду у перепускной трубы притока мне раньше удавалось без труда наловить горчака, который очень живуч на крючке и хорошо подходит для ловли зубастой. На пруду возле деревни Кутузово верховку можно было наловить на ровных прибрежных плато с песчаным дном на глубине всего в 1-1,5 м. Для этого я использовал очень деликатную поплавочную снасть и прикормку из молотых сухарей. Еще на одном подмосковном пруду мелкий окунь и плотва в изобилии водились в месте слияния двух притоков в небольшом заливчике. Здесь на широком мелководном плесе рыбу нужно было искать, но чтобы ее не подшумливать, лунки тоже приходилось сверлить заранее по широкой акватории.
Исследуя мелководные участки, особенно на реках, не следует забывать о бдительности. Ведь мелководья могут сочетаться с ямами, и оказаться подо льдом очень опасно, так как течение на реках быстрое. Поэтому обязательным условием ловли, особенно по последнему льду, является наличие пешни. Рыболов должен не торопиться при передвижении и тщательно прощупывать перед собой путь, особенно если отсутствует рыболовная тропа.
Комментарии (0)