Сюрпризы последнего льда

Изображение Сюрпризы  последнего льда
Изображение Сюрпризы  последнего льда

Весна – время оттепелей и таяния снегового покрова на льду. Свежие лунки, если и покрываются за ночь тонкой корочкой льда, днем, на весеннем солнце, оттаивают и под лед начинает поступать талая живительная вода. Тогда, в отличие от января-февраля, мы наблюдаем наибольшие массовые посещения рыболовами своих заветных водоемов. Однако удача нам сопутствует не всегда. Почему?

Некоторые рыболовы, особенно новички на подледной ловле, связывают понятие «последний лед» буквально с ураганным клевом. Смею утверждать, что ни с чем подобным за долгую практику мне сталкиваться не приходилось. Конечно, сейчас – не глухозимье. Но помимо кислородного голодания, существует еще множество других факторов, отрицательно влияющих на клев. Например, особенности поведения различных рыб в связи со сроками нереста. Взять хотя бы выбор приманок. Весной брюшная полость подавляющего большинства рыб забита икрой и молоками. И если плотва, скажем, проявляет разборчивость в насадках, то это вовсе не потому, что она сыта. Вообще, при ловле в эту пору, за исключением разве что налима, успех чаще приносят мелкие насадки и искусственные приманки. Я, например, неоднократно экспериментировал, ставя на жерлицы живцов различного калибра. Был случай, когда наживленная на крючок довольно крупная плотвица в течение суток так и не вызвала интереса у хищников, в то время как на соседних жерлицах с мелкими плотвичками поклевки следовали буквально одна за одной. А сколько раз стоило лишь заменить крупную блесну на однотипную, но помельче, как начинались хватки хищника!
 

Ну а как в этот период вести поиск стоянок главных объектов нашего рыбацкого внимания? Ясно представлять себе это – первый шаг к успеху. Рассмотрим данный вопрос применительно к Угличскому водохранилищу, к тем конкретным видам рыб, которые чаще всего присутствуют здесь в уловах по последнему льду. Впрочем, и на других водохранилищах Волжского каскада ситуация будет похожей, за редким исключением.
Налим. Еще в январе-феврале, когда стояли трескучие морозы и мела по льду поземка, этот хищник выметал икру, а теперь проявляет завидную активность. При затяжной весне, когда долго держится холодная погода, я не раз отдавал предпочтение этой рыбе и, как правило, не оставался без улова. После нереста налим какое-то время остается вблизи нерестилищ: на выходе из незамерзающих ручьев и речушек, вдоль каменистых гряд, особенно там, где имеются подводные родники. Достаточно найти несколько таких мест, чтобы из года в год успешно охотиться с зимними жерлицами за ночным хищником.
 

Судак. Нерест у судака в водоемах средней полосы бывает в мае-июне. Поэтому преднерестовый жор его приходится уже на сезон открытой воды, обычно на апрель. В зимний же период он ведет довольно оседлый образ жизни, придерживаясь крепких мест на предрусловных участках с глубиной 5-12 м.
Поражает удивительная привязанность судака к одним и тем же местам. На Угличском водохранилище это, как правило, края глубоких ям, подводные косы, каменистые гряды, различные неровности дна вблизи коряжника, берега затопленных рек и оврагов. Вместе с тем, судак – любитель чистой воды, поэтому искать его всегда лучше рядом со свежей струей.
По мере поступления под лед талой воды, несущей кислород, судак заметно активизируется. Крупный охотнее берет на живца и блесну, более мелкие особи нередко попадаются попутно при ловле леща на мормышку. Лучшее время – сумерки и ночь.
 

Щука. Было бы наивно полагать, что перед вскрытием обширных водоемов типа Угличского водохранилища вся масса кормовой рыбы дружно направляется в притоки. То же самое касается щуки. Скорее всего, одна часть пятнистых хищниц остается в водохранилище, выбирая для нереста мелководные участки с прошлогодней растительностью, где постоянно крутится рыбья мелочь. Другая часть поднимается вверх по рекам и речушкам, чтобы там, в заливах и старицах, заняться продолжением рода.
Как бы там ни было, с насыщением воды кислородом хищницы ведут себя более активно по сравнению с зимним периодом. На Угличском водохранилище весной мне приходилось ловить щук как местных, так и совершающих преднерестовые миграции. Более того, у меня сложилось мнение, что наиболее достойные экземпляры до 10 кг и более всегда предпочитают кормиться и размножаться на большой воде. Особенно там, где есть коряжники. И, конечно, не следует забывать, что щука раньше других хищников покидает зимние стоянки, направляясь к местам будущих нерестилищ.
 

Окунь. Это главный объект внимания рыболовов-«скнятинцев». При значительных сбросах воды через плотину Угличской ГРЭС окунь вынужден довольно часто менять свое местопребывание. Характерная особенность: быстрому течению он всегда предпочитает тиховодье. Поиск окуневых стай по последнему льду облегчается тем, что просверленные ранее лунки не замерзают.
Ранней весной, на мой взгляд, перспективнее обследовать протоки, старицы, заливы, куда поступает свежая талая вода или вода из родников. Нередко окунь группируется в прибрежной зоне у островов, берега которых поросли камышом и тростником. Полезно также обследовать коряжники на небольших подпруженных речках. Крупный окунь в эту пору покидает зимние пристанища и подходит ближе к берегу, а затем поднимается вверх по волжским притокам.
 

Плотва. В отличие от Угличского водохранилища, крупную плотву мне приходилось чаще ловить на Рыбинке. Но и в притоки Угличского водохранилища весной заходит довольно приличная плотва. Наиболее эффективной в это время бывает ловля с удочкой, оснащенной кивком и мормышкой. На относительно небольшой глубине (3-3,5 м) плотва ведет себя довольно активно. Прикормка может срабатывать, а иногда и нет. Особенно когда стайная плотва делает набеги к берегу, где оседающий лед выдавливает различных личинок.


ЛОВЛЯ ПОД БЕРЕГОМ


Вообще, в низовьях рек, впадающих в волжские водохранилища, после предпаводкового сброса воды начинается малоизвестная нашим рыболовам охота с мормышкой под берегом. Эта интереснейшая и добычливая ловля продолжается, к сожалению, всего несколько дней, до помутнения речной воды. Главные трофеи – крупный окунь и плотва. Реже – язь, красноперка. После того как обозначатся старые русла волжских притоков, лед в поперечном их сечении занимает «U»-образное положение. Под собственной тяжестью он лопается по кромкам берегов и в эти разломы начинает стекать талая вода, которая подо льдом пробивает себе дорогу, образуя многочисленные ручейки. Мини-ручейки играют двоякую роль: обогащают кислородом прибрежную зону и выносят сюда различный корм – мотыля, всевозможных рачков, моллюсков, пиявок и т.д. Но даже там, куда еще не поступает свежая вода, полуметровый лед, оседающий по наклонной плоскости, выдавливает, как пресс, корм вместе с донным грунтом. Все это, разумеется, привлекает сюда рыбу.
 

Впервые на одно из таких мест я набрел в нижнем течении реки Нерль, впадающей в Угличское водохранилище, совершенно случайно во время ловли живца под берегом. Стояло тихое, теплое утро. На противоположном берегу, среди мохового болота, уже начали пробовать голоса токующие тетерева. Накануне был солнечный день и верхний слой льда теперь представлял собой расползавшуюся под ногами кашицу. Обходя небольшую промоину, я обнаружил на ледяном прибрежном склоне старые вскрывшиеся лунки. В надежде на пузатого ерша, опустил в одну из них мормышку с мотылем. Глубина подо льдом оказалась всего сантиметров тридцать.
 

Почти сразу последовал резкий удар, кивок выпрямился и после короткой подсечки я с трудом вытащил из лунки полукилограммового окуня. Прошло минут пять – и снова поклевка. Еще один красноперый запрыгал на льду. В то утро, обходя старые лунки, мне удалось поймать с десяток отменных окуней.
В другой раз, и тоже под берегом, безотказно брала крупная плотва, хотя и с большими паузами в клеве. После каждого вываживания я присыпал лунки снегом, проткнув узкое отверстие лишь для прохода мормышки.
 

Любитель экспериментов, я вскоре обнаружил, что в новых лунках окунь ловится лучше, чем в старых, даже если они расположены в метре друг от друга. Из мормышек для такой необычной ловли оптимальной оказалась плоскоовальная, которая при соприкосновении с заиленным дном не только поднимает облачка мути, но еще и как бы разгоняет их, что провоцирует хватку полосатого гурмана. Для плотвы предпочтительнее темная свинцовая «дробинка», «капелька» с желтой латунной оболочкой и миниатюрный черный «муравей». Особой разницы между ними я не заметил.
 

В пасмурную погоду лунку не обязательно затемнять, а вот в солнечный день эффект от затемнения снегом или крошевом белесого льда налицо. При отсутствии клева не стоит высиживать рыбу, это редко приносит удачу. Давая лунке «отдохнуть», не забывайте засыпать ее снегом. Пробовал я закрывать лунки кружком из текстолита – результат отрицательный. Видимо, непроницаемый для света, он отбрасывает тень на дно (глубина-то менее полуметра), что настораживает рыбу.
После поимки очередного трофея надо обязательно подсадить на крючок мормышки хотя бы одного свежего мотыля. Но главное, конечно, найти подошедшую к берегу рыбу и грамотно сориентироваться в выборе приманки и тактики ловли.
 

В заключение хотелось бы сказать вот о чем. Последний лед очень коварен. В отличие от первого льда, под вашей тяжестью он рушится без предупреждения. Все это я говорю только потому, чтобы вы не появлялись на льду, когда он стремительно распадается под лучами весенннего солнца. Берегите свою жизнь!