В ожидании охоты

Изображение В ожидании охоты
Изображение В ожидании охоты

Кажется, еще недавно была весна, а на дворе уже начало августа

В старину с Петрова дня (12 июля н.ст.) начиналась охота на пернатых. Скоро придет пора и нам собираться на охоту. Но что-то не радуют последние сообщения о введении норм и квот добычи пернатых, да и с пожарами опять тревожно. Впрочем, поживем – увидим.

ВИДЫ НА «УРОЖАЙ»

Прогнозы будущей охоты я получал путем личных наблюдений, брал из разговоров с местными охотниками и егерями, знакомыми и товарищами, выезжавшими на рыбалку или отдых на природе. Наблюдениями и опросами были охвачены отдельные районы Тамбовской, Рязанской, Московской, Тверской, Ярославской и Вологодской областей. Прошу уважаемых читателей учесть, что сбором информации занимались не профессионалы, поэтому сведения носят субъективный характер — судить по ним о реальной численности пернатых можно только приблизительно.

Собранные сведения обещают, что охота на пернатых в 2011 г будет несколько лучше прошлогодней. Такие оптимистические предположения основаны в первую очередь на наблюдениях за погодой в конце апреля — начале мая и в первой декаде июня. Благоприятные погодные условия способствовали сохранению кладок пернатых и раннему появлению птенцов. У меня на даче, к примеру, скворчата покинули скворечник 7 июня. Небольшие дожди в мае — июне сохранили воду и влагу в канавах, болотцах, мелких водоемах и повлияли на хороший рост травы. Наблюдения показали, что перепелов и коростелей в этом году по сравнению со среднегодовой численностью несколько меньше. Вероятно, повлияли прошлогодние пожары. Бекас и дупель есть, так что владельцы легавых отведут душу.

Утиному племени в этом году раздолье — воды и корма достаточно. Выводки встречались даже в придорожных канавах. На прудах Люберецкого района Московской области и на Рузском водохранилище первые выводки наблюдались в конце мая. Правда, в Домодедовском и Солнечногорском районах в привычных местах, где раньше гнездилась кряква, выводков почему-то не было видно. Если в прошлом году в выводках кряквы насчитывалось от 2 до 6 утят, то в этом году их максимальное число достигало 11 голов. Численность чирков сопоставима с цифрами прошлого года. Что касается тетеревиных выводков, то в Тверской, Ярославской и Вологодской областях находили выводки численностью от 5 до 9 поршков. Мои знакомые легашатники были несколько напуганы сообщениями СМИ о нашествии клещей, да и ограничения на посещения лесов из-за пожароопасной обстановки не располагали к походам в угодья. Но если оценивать сложившиеся погодные условия, то можно предположить, что охота по тетеревиным выводкам будет хорошей.

Итак, на основании собранных сведений можно с осторожностью предположить, что пернатой дичи вывелось в пределах среднегодовой численности. В каких-то районах ее меньше, в каких-то больше, чем в прошлые годы, но на общую картину это не повлияет, и охота, особенно в день открытия, обещает быть хорошей. Если, конечно, власти не придумают каких-нибудь ограничений.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Чтобы праздник охоты удался, поговорим о том, как вести себя в угодьях. К сожалению, на охоте мы почти не задумываемся об охотничьей этике. А процесс охоты требует от человека исключительного поведения. За многие столетия охотниками выработаны правовые и этические нормы. И далеко не последняя из них звучит так: охоться сам и не мешай охотиться другим. Большинство охотников европейской части России рассуждают: «Поеду еще на охоту или нет, но на открытие отправлюсь обязательно и настреляюсь вволю». Для них главное — получить удовольствие от общения с друзьями на природе. И если трофеями окажутся одна-две пенькастые утки, то лучшего, как они считают, и желать нечего.

Не следует предполагать, что на открытии охоты вы будете в угодьях в одиночестве. Рядом могут оказаться весьма азартные парни. Они будут стрелять по уткам на мыслимые и немыслимые дистанции, не заботясь о том, что они портят охоту другим. Им лишь бы «вдарить», а куда полетит дробь и не опасна ли она для окружающих — это их горячие головы не занимает. Вопросы безопасности в обращении с оружием на охоте являются важнейшими требованиями охотничьей этики. Несоблюдение их может привести к ранению или гибели человека. Выбирая место для шалаша или лодки, мы в первую очередь должны побеспокоиться о личной безопасности. Из укрытия должна хорошо просматриваться местность, хотя бы на сотню метров в округе, чтобы ни пешие охотники, ни тем более плывущие на лодке, особенно на моторке, не могли к нам приблизиться незамеченными. Иначе следует встать и показать им себя. Некоторые же, наоборот, затаиваются в надежде, что другие охотники выгонят утку на них. Могут выгнать. Но могут и влепить дробью по глазам. Утки зачастую летают низко над камышом или «взрываются» из-под ног. Вот тут-то охотника, поспешившего с выстрелом, и подстерегает беда. Может статься и так: напротив вас затаился охотник, рано утром бесшумно пробравшийся по зарослям и занявший место незаметно для вас. Поэтому на утиной охоте, а также на охоте по боровой дичи в лесу охотник не должен стрелять ниже человеческого роста. Нарушение этого требования не раз приводило к печальным последствиям: выбитые глаза, другие увечья, смерть.

Все опытные охотники, выступающие на страницах охотничьих изданий, предостерегают от стрельбы по неясно видимой цели и особенно — на шум и шорох. Сколько таким образом отстреляно «кабанов», «лосей» и «медведей»! Потом такой торопыга всю оставшуюся жизнь расплачивается за свою горячность. Однажды был свидетелем, как два закадычных друга жестоко бранились в лодке. А все из-за азарта. Наконец они договорились, что один толкает лодку шестом, а другой с «подрыва» стреляет. Но вот при очередном подъеме утки гребущий видит, как его товарищ, замешкавшись с выстрелом, пропуделял. Он бросает шест, хватает ружье и стреляет поверх головы напарника-мазилы. У того слетает кепка, в голове звенит, как от удара обухом. Хорошо, что для обоих все закончилось так «удачно» и была возможность «поговорить». А бывает, только плачут.

Еще существует такая «мелочь», как вопрос, где заряжать ружье перед охотой и где его разряжать после нее. Например, я знаю, что в Тверской области милиция требовала, чтобы, идя к месту охоты и возвращаясь с нее, охотник нес ружье в чехле. Чтобы не попасть впросак, поинтересуйтесь, каковы требования по этому вопросу в регионе, где предполагается ваша охота. Лично я взял себе за правило заряжать ружье только после того, как занял место и осмотрелся по сторонам. Разряжаю ружье, как только закончу охоту. Возвращение домой на базу или в охотничий лагерь с заряженным ружьем в надежде, что «вдруг налетит», чревато опасностью. Идите с разряженным ружьем, а если и налетит перепуганный чирок, порадуйтесь неожиданной встрече с ним, как с добрым знакомым, и не сокрушайтесь, что пропустили. Суматошный и торопливый выстрел, как правило, верный промах. Гораздо опаснее будет, если принесете заряженное ружье в дом и забудете о нем. А оно кого-то из компаньонов заинтересует, и он возьмет его в руки без спросу. С чего начинается осмотр ружья? Правильно! Первым делом человек нажимает на спусковой крючок…

На открытии охоты по уткам — а именно за ними отправится большинство городских охотников — рекомендуется применять патроны с дробью № 7 или 6, не крупнее. Из какого ружья стрелять? Да из того, каким вы обладаете. Тут ружья и патроны «магнум» не нужны. Утки молодые, непуганые. Летают и подпускают на близкую дистанцию. Перовая одежонка у них тоненькая, и потому на расстоянии 35–40 м они поражаются надежно. Испытаниями установлено, что на этих дистанциях дробь № 7 при встрече с дичью имеет скорость полета около 200 м/с, а № 6 — 204 м/с. Это как раз и есть необходимые скорости полета дроби для надежного поражения птицы. Так что не сомневайтесь: при верном выстреле трофей окажется у вас в руках.

Заканчивая разговор, хочу еще раз повторить: охота по перу в этом году должна быть хорошей. Мать-земля одарила нас неплохим «урожаем» пернатых. Давайте разумно и радостно им воспользуемся, памятуя о том, что останется после нас потомкам.