О смене пороха в дробовом патроне

Изображение О  смене  пороха   в  дробовом  патроне
Изображение О  смене  пороха   в  дробовом  патроне

В одно из посещений редакции «РОГ» мне было предложено ознакомиться со статьей Александра Лебедева «Как сменить порох в дробовых патронах». Редакция сочла рискованным публикацию данного материала.

В одно из посещений редакции «РОГ» мне было предложено ознакомиться со статьей Александра Лебедева «Как сменить порох в дробовых патронах». Редакция сочла рискованным публикацию данного материала.
При первом его прочтении у меня возникла мысль: «Ну, этого делать ни в коем случае нельзя. Опасно!». Потом, прочитав несколько раз статью, задумался. И пришел
к выводу...

 

Что бы я ни написал, Александр от своего способа «смены» порохового заряда не откажется и будет «ненавязчиво» поучать своих товарищей. Для предметного разговора я буду вынужден достаточно подробно цитировать А. Лебедева и известных мне специалистов в области боеприпасов к гладкоствольному ружью. Александр пишет: «По истечении срока годности бездымного пороха в хранимых и неиспользуемых патронах он меняет свои свойства, особенно если был снаряжен в гильзу, уже использованную и с недостаточной тщательностью прочищенную». Кто бы с этим спорил? У мною уважаемых авторов М.М. Блюма и И.Б. Шишкина в книге «Охотничье ружье» читаем: «Патроны приходится не только снаряжать, но и разряжать. Разборку унитарного патрона на составляющие его элементы производят в случае их выхода из строя в результате осечки, истечения срока эксплуатации, сильного разбухания бумажной гильзы от воды, сырости». Здесь, как видим, мысли А. Лебедева не противоречат постулатам специалистов. Дальше
М. Блюм и И. Шишкин пишут: «Разбирая патроны, снаряженные в бумажные или в пластмассовые гильзы, извлекают из них для последующего применения снаряды. Если гильзы в хорошем состоянии, их используют вновь после распрямления краев, если в плохом – выбрасывают». Вот как они рекомендуют выполнять эту работу: «Разряжаемый патрон ставят на подставку с отверстием посередине. Подставку с патроном следует несколько отодвинуть в сторону от лица. Наклоняться над патроном во время его разряжания нельзя. Лезвием ножа, ножницами расправляют края гильзы, поддевают дробовой пыж, вынимают его, высыпают дробь (картечь) или достают пулю. Затем штопором вытаскивают пороховые пыжи. Порох высыпают и сжигают, приняв меры предосторожности. Гильзы с капсюлями закладывают в ружье с густо смазанными стволами… и разбивают капсюли... В бумажных и пластмассовых гильзах капсюли удаляют в том случае, если гильзы пригодны для дальнейшего использования... Выбрасывать негодные для эксплуатации патроны нельзя: их может кто-нибудь подобрать и подорваться».
Заглянем в справочник В.Н. Трофимова «Охотничьи боеприпасы» и прочитаем следующее: «Разряжая патрон, его нужно ставить только на подставку с выточкой под дно гильзы и с отверстием под капсюль; не следует наклоняться над патроном, лучше его отодвинуть от лица и работать в очках. Узкой отверткой, ножницами или ножом расправляют завальцованный край гильзы, поддевают и вытаскивают дробовой пыж и высыпают дробь». Далее В. Трофимов перечисляет инструменты, необходимые для разрядки некачественных патронов. Для извлечения пыжей и прокладок он рекомендует пользоваться пыжеизвлекателем – штопором Никитина. Если мы обратимся к работам других специалистов по поводу разрядки некачественных патронов, то они едины во мнениях. Это не означает, что все эти рекомендации они переписывали друг у друга, как иногда некоторые современные авторы в этом их упрекают. Они излагают горький опыт, приобретенный охотниками за многие годы существования унитарного патрона. Вспоминаю, как мой старший брат, прошедший войну, где-то в 1946–1947 гг., точно уже не помню, разряжал дробовой патрон после неоднократной осечки, снаряженный в металлическую гильзу. Дробь высыпана. Он доставал шилом бумажный пороховой пыж. Как он добрался до капсюля, неизвестно. Но что-то рвануло у него в руках. Дым, огонь. Брат выскочил из дома, мать, схватив за стволы ружье, выбежала за ним следом. Я думал, что сейчас брату попадет. Но она со всего размаху хватила ружьем об угол дома со словами, как ей все это надоело. Брату-танкисту к шрамам на иссеченном лице добавились опаленные брови и воткнувшиеся в лицо черные порошинки, которые его жена потом выковыривала иголкой. Александр Лебедев в своей статье пишет: «Целиком выбрасывать патроны – непозволительная роскошь, а разбирать их для смены пороха не то что трудоемко, а просто недопустимо: имеем раскореженное дульце гильзы, порванные или деформированные пыжи, рассыпанную дробь... Да и порох менять не всегда оправданно: хоть и увеличилась от времени его бризантность, т.е. способность взрываться (детонировать), иногда достаточно лишь уменьшить его навеску на 0,2–0,3 г, чтобы он заработал как свежий и выстрел стал комфортным. Исключением являются случаи разложения пороха под воздействием кислорода, влаги и вредных веществ со стенок непрочищенных гильз. Тогда он или не поджигается капсюлем, или взрывается и требует полной замены». И далее делится: «Для всех этих случаев мной придуман простой способ заменить порох или уменьшить его навеску». Вот его суть.
«Снаряженный патрон через мягкую прокладку осторожно закрепляется в тисках. Ручной дрелью сверлится отверстие диаметром 3,0–3,5 мм в стенке гильзы или ее длинной юбке на таком расстоянии от донышка, чтобы не попасть ни в донный пыж, ни в пыж-контейнер. После того как отверстие просверлено, края его зенкуются и – внимание! – к отверстию подносится магнит, чтобы вынуть стружку, образовавшуюся в результате сверления и зенковки. Сами понимаете, стальные опилки в стволе ни к чему хорошему не приведут! Через просверленное отверстие порох отсыпается на чашечку весов, с постукиванием по донышку гильзы. Если его надо полностью заменить, то он высыпается в отдельную посуду весь, после чего через воронку, свернутую из бумаги, засыпается отвешенная порция нового пороха при постоянном постукивании по гильзе. Не надо быть очень догадливым, чтобы не отвешивать больше, чем было в патроне. Иначе вся порция не войдет через маленькое отверстие. Отсыпание части массы пороха из остающегося неизменным объема зарядного пространства приводит к так называемому уменьшению плотности заряжания. При мощном капсюле-воспламенителе необходимое давление форсирования будет обеспечено. Выстрел будет развиваться медленнее, и абсолютное значение максимума давления в стволе будет меньше. Это нам и требуется: облегчить нагрузку на ружье. В разумных пределах, конечно, чтобы не потерять резкости боя. Далее берется кусочек «скотча» и заклеивается отверстие. Потом покрывается лаком: стык трубки гильзы и юбки, стык капсюля и донышка гильзы, середина закатки «звездочка» или края завальцовки».
После этой процедуры Александр советует отстрелять из каждой партии по два-три патрона, прочувствовать отдачу, и послушать звук выстрела.
Чтобы выразить свое отношение к способу А. Лебедева, я был вынужден, всячески соблюдая меры безопасности, просверлить патрон и отсыпать порох. Просверлить гильзу снаряженного патрона и отсыпать порох из него мне с определенными трудностями все же удалось. Но засыпать навеску пороха, даже уменьшенную на
0,3 г, не удалось. Стрелять такими патронами я бы воздержался. Слава Богу, что у Александра до сих пор все обходилось благополучно. Но мой совет ему – отказаться от своего «способа», а другим охотникам, сжигаемым желанием снизить стоимость патрона, – не пытаться его способ воплотить в своей практике под лозунгом «Голь на выдумки богата». Сколько мы сегодня платим за охоту, всем известно. Поэтому пара пачек не спасут семейный бюджет. Если возникла необходимость переснарядить патроны, то воспользуйтесь советами специалистов, о которых я рассказывал выше. Я при разборке завальцованного патрона первым делом острой отверткой поддеваю дробовую прокладку и высыпаю дробь. А потом уж расправляю дульце гильзы. Проблем с «раскореженностью» краев гильзы не возникало. Напомню: В. Трофимов рекомендует патрон «ставить только на подставку с выточкой под дно гильзы и с отверстием под капсюль». Повторяю – под капсюль! Значит, рекомендация взята не с потолка. Капсюль – компонент очень чувствительный. За год охоты и стрельбы на стенде сжигаю около тысячи патронов.
Я пенсионер, и, конечно, патронов в таком количестве мне не купить. На стенде собираю стреляные гильзы и пыжи-контейнеры и снаряжаю свой эконом-патрон. Как это делается, я неоднократно рассказывал на страницах «РОГ». Стреляю ими на открытии охоты по уткам и другой мелочи вплоть до середины октября, а про стрельбу на стенде и говорить нечего. В новые гильзы и свежим порохом снаряжаю патроны для охоты на гусей и зайцев. В конце сезона остаются неизрасходованные охотничьи патроны. В них только меняю утиную дробь на «девятку» и достреливаю на стенде. Александру не хочется «разбирать их для смены пороха», потому что, говорит он, получим «раскореженное дульце гильзы, порванные или деформированные пыжи и рассыпанную дробь». Да полноте, Александр! При определенных навыках нет ничего проще. Я использую стреляные гильзы из-под закрутки «звездочкой», и получаются приличные патроны. Мое ружье «Бенелли» их «кушает» с удовольствием. Попробуйте! С Вашей аккуратностью у вас будут получаться весьма приличные патроны.