Вдалеке от деревень, на пологом лесистом холме, где сходятся вместе рубежи Ивановской, Владимирской и Ярославской областей, бьет издавна прозрачный студеный ключ. От него тонкий ручеек между деревьями змейкой сбегает на заброшенное поле, откуда сфтремится дальше на восток, сливаясь с другими безымянными ручьями. Постепенно он крепнет, набирает силу и в конце своего пути впадает в реку Нерль.
Народная молва гласит, что освятил источник сам святой Димитрий Солунский, во имя которого в 1801 году была построена каменная пятиглавая церковь с колокольней на краю села с чудным названием Хлебницы. Это село расположено километрах в пяти от источника. По преданию, на месте каменной церкви располагалась деревянная, но когда она была разрушена, точно неизвестно.
Над ключом, после его освещения, была воздвигнута деревянная часовня со святой купелью. Долгие-долгие годы, а может, и века, простояла часовня на этом месте. С тех давних пор тянется люд с окрестных деревень к святому источнику и лечит разнообразные хвори и недуги, славя Господа. Скольких избавил Он от болезней, скольким людям вернул душевный покой, доподлинно неизвестно.
В лихие 90-е, когда народ метался между приватизациями, ваучерами и таймшерами, неизвестные сожгли часовню и разрушили купель. Лишь в 2000-е годы часовенка была построена вновь на прежнем месте и восстановлена купель. Крышу украсила серо-голубая луковка с крестом. А внутри, на не струганной бревенчатой стене разместились несколько бумажных икон с ликами святых и лампадка.
Зимой даже в лютые морозы источник остается чистым ото льда. Только сам ручей, бегущий от стен часовенки, вначале покрывается тонким прозрачным, а затем уже и основательным голубым льдом. Снегопады и бураны закрывают его плотным белым покрывалом. И только по небольшому вьющемуся овражку можно определить, где проходит его русло.
С приходом весны наступает великое таяние. Талые воды бурным потоком смывают буро-серые остатки зимы. День удлиняется. Лучи солнца, как волшебные палочки, после своего прикосновения наполняют все живое новой несокрушимой энергией жизни. И так продолжается из года в год. Продолжается и поныне.
Так сложилось, что ручей вблизи святого источника облюбовала семья речных бобров. И началось обустройство русла. На берегу, у среза воды, была воздвигнута хатка в полтора метра высотой из веток ольхи, кустарника, из глины, ила и сухой травы. Вход в хатку располагался под водой. В сильные морозы над ней клубился пар, что говорило о наличии в ней жильцов.
Ниже по течению, самое узкое место с крутыми берегами бобры с истинно инженерной смекалкой перекрыли двухметровой плотиной, по которой взрослый человек мог спокойно перейти на другую сторону в поисках грибов, ягод или охотничьей удачи. Бобровым сооружением пользовался не только человек. Зайцы-беляки, лисы-кумушки, хори, мыши и другие жители леса нередко пользовались творением водных строителей. Весенний паводок из года в год прорывал плотину, но бобры не спешили чинить ее до окончания половодья. А потом аккуратно приводили ее в порядок, тем самым регулируя и поддерживая нужный уровень воды в ручье.
В нескольких местах пологого берега между хаткой и плотиной, они выбили всю траву до илистой черной земли, выбираясь в сумерках на берег кормиться. Срезанную кору, побеги, древесину осины, ивняка, березы или тополя они сносили к берегу, где и поедали. Такое постоянное место называют еще кормовым столиком. А оставшуюся добычу бобры сплавляли по воде в хатку, держа в передних лапах и зубах – так они готовили на зиму пищевой запас.
Народная молва приписывает окрестностям источника разные чудесные свойства. И сок березовый тут слаще, и урожай грибов и ягод всегда больше. Говорят также, что зверя вблизи добывать нельзя – большой грех. Но однажды местный охотник Мишка-рыжий пренебрег народным преданием, сказав, что все это лишь старушечьи байки и поповские наговоры, и добыл на ручье бобра. За это он, конечно, был немедленно наказан: слег на пару недель в горячке. Только целебные отвары, мед и шептания бабки Ниловны из Хлебниц позволили ему выздороветь. После этого случая в людях еще больше укрепилась вера в святость источника, и даже охотники-атеисты избегают теперь этих мест в поисках дичи.
А бобры продолжают хозяйствовать на ручье и поныне. Каждый год приносят потомство, которое, повзрослев, покидает отчую хатку и отправляется в поисках счастья на освоение новых мест. Так и живут они не потревоженные человеком на этом святом источнике.
Комментарии (0)