Приметил подходящие места, определил квадрат поиска.

Март. Старт поиска.
С каждым бесплодным выходом в угодья настойчивость и желание разгорались, а уверенность потухала.


Все предполагаемые места под токовища исследованы. Глухарей не было ни в местах зимовок, ни в каких либо других. Пройдены десятки километров. Дальше начинались чужие угодья.


В конце марта поехал в последний раз. Дойдя до дальней точки, мне следовало бы повернуть на 90º обратно и смириться с поражением. Но что-то поманило меня вдоль болота. Через 100 метров открывается красивая поляна. В окружающем сосняке густые наброды глухаря 60 метров диаметром. !!! Чертежей нет.
И если отсутствие чертежей можно было списать на крепкий наст, то отсутствие токовых деревьев говорило что это не ток. Кормовых деревьев тоже не было. Из набродов выходной след в ближайший ельник. В ельнике нашел лунки разных свежестей. За ельником тянулась цепочка трех маленьких полян. Весна-вода топила снег… Время поджимало нещадно…


Апрель. Конец поиска.
За не имением лучшей альтернативы и практически полного схода снега теперь только заключительный этап поиска – подслух. Рюкзак за спину и вперед на окраину болота к тем полянам. Надежды почти нет. Шесть вечера. До поляны остаются считанные метры. Сначала я не поверил ушам, а потом глазам! Адреналин хлынул в кровь.
Со стороны болота донеслось точение и скрежетание! Я от радости опустился на корточки. Реликтовая птица дала три полных колена гипнотической песни и притихла. Думаю, как бы не потревожить мошника, где заночевать. И тут из-под низких сосен с болота ко мне почти в упор выходит царь-птица! До глухаря 4-5 метров. Мошник расправляет хвост, поднимает голову вверх и начинает токовать. Я попытался «выстрелить» фотоаппаратом. Глухарь сорвался.
Зрелище запомнится на всю жизнь. На зорьке хлопок при подлете окончательно обозначил ток. Утром словно в трансе наслушался песен глухаря вдоволь, которые мне милей серенад соловья. Это была ПОБЕДА!
Ночью сильный заморозок прихватил оставшийся снег крепким настом, а воду и землю льдом. Обратная двухчасовая дорога показалась прогулкой по парку. Дело остается за малым, и терпение, терпение, терпение до открытия сезона.
Продолжение следует…
Комментарии (3)
Алекс Никандров
Такой птицы, как глухарь остается все меньше, скоро она исчезнет совсем, так что я против отстрела этих реликтовых птиц, наоборот, необходимо продумать и принять меры к возрождению этих красавцев.
1 ответ
Дмитрий
Единственная возможная мера по сохранению численности глухаря – запрет выруба токовищ на что, к сожалению ни егеря, ни обычные охотники повлиять не могут. Также соглашусь, что в удалённых от больших городов угодьях глухаря хватает и его численность не находится под угрозой.
Илья Сидоров
Не кажется ли вам,что прежде чем вводить запрет охоты на какой-либо вид,нужно сначала как минимум иметь информацию о численном составе? Уверяю вас, в некоторых угодьях глухарь наоборот появился,хотя раньше не было..А чтобы знать численный состав,нужно возрождать так называемые "егерьские обходы".Заявлю ответственно-те угодья которые знаю я,эта работа НЕ ВЕДЕТСЯ! вне принадлежности угодий как государству,так и частнику..