Браконьерство – национальная забава или трагедия?

Изображение Браконьерство – национальная забава или трагедия?
Изображение Браконьерство – национальная забава или трагедия?

Гремят выстрелы по всей матушке Руси. Падают на ее грудь сраженные горячим свинцом браконьеров тигры, медведи, лоси, олени, кабаны, косули – братья наши меньшие. А иногда и те, кто призван их защищать: охотоведы, охотинспекторы и егеря.

Гремят выстрелы по всей матушке Руси. Падают на ее грудь сраженные горячим свинцом браконьеров тигры, медведи, лоси, олени, кабаны, косули – братья наши меньшие. А иногда и те, кто призван их защищать: охотоведы, охотинспекторы и егеря.

Редкий номер «Российской охотничьей газеты» обходится без сообщений о браконьерстве с вертолетов, машин и снегоходов. Не стали исключением и номера «РОГ» 49 и 51 за 2010 год («Охотоведы под прицелом браконьеров»).

Проработав охотоведом, я узнал эту проблему изнутри. Мне не раз угрожали расправой, а однажды, чтобы запугать, подложили на сиденье машины отрезанную голову лося. Не раз по машине, на которой я преследовал вооруженных браконьеров, стреляли пулями или картечью. А когда все-таки удавалось задержать «стрелков», то на вопрос: «Почему стреляли по людям?», в ответ услышал: «Попугать, чтобы отстали». Готовясь к написанию этой статьи, пролистал подшивки «РОГ» и журнала «Охота и охотничье хозяйство». Сообщения как с поля брани. Убиты, убиты. Имена, имена, имена… Редко кому из егерей не угрожали расправой. Особенно браконьерство обострилось с началом пресловутой «перестройки».

Я всегда стремился понять психологию браконьеров, что ими движет и каковы мотивы их действий. Поэтому при задержании всегда их об этом долго расспрашивал. И сегодня, бывая на охотах в разных областях, сталкиваясь с браконьерами, пытаюсь их расспросить и разговорить. Иногда мне это удается. В результате своих наблюдений я условно разделил браконьеров на три группы.

Первая. Это люди, которых на браконьерство толкнула нужда и нищета – как материальная, так и духовная. Попавшись, они начинают плакаться о своей бедности и оставшихся дома голодных и холодных детишках. Они трусливы. Страх перед наказанием толкает их на убийство работников службы охраны.

Вторая. Это «профессионалы-промышленники», работающие под заказ. Они добывают шкуры и дериваты тигра или медведя, а также великолепные рога лося и оленя; отстреливают глухаря или тетерева на чучело, мясцо – к праздничному столу и шкурки – на шапку и воротник. Другой работы они уже не хотят. Отлично знают угодья, стараются меньше пользоваться транспортом. Если им грозит опасность быть пойманными, готовы пойти на убийство. Довольно наглые. Надеются на покровительство «высоких заказчиков».

Третья. Самая отвратительная по своей сути. Это «беспредельщики», обличенные властью или близкие к ней, считающие себя хозяевами жизни. Пред ними «и суд, и правда – все молчи!» Задавят в полном смысле этого слова – и физически, и морально. Об этом свидетельствуют события в Зарайском и Дмитровском районах Подмосковья – всего лишь в какой-то сотне километров от столицы! Что тогда говорить о переферии России? Не раз слышал от некоторых хвастливых «охотников», как они лихо уходили от охотинспектора или егерей. «Герои»! Запретный плод-то сладок. А мои товарищи, люди думающие, браконьерство рассматривают как болезнь общества и считают, что оно стало набирать силу после революции 1917 года, когда собственность объявили общенародной: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Оказывается, не совсем так.

Читаем в ежемесячном иллюстрированном журнале «Природа и охота», органе Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты (том 1-й, 1881 г.) статью г-на В. В…ва «Голос в защиту беспощадно истребляемой дичи»: «Много потрачено времени, бумаги и чернил на многое множество толков и разговоров о систематическом истреблении дичи, много протестов против этого зла, много проектов, как отстранить или вернее убить хищничество, составляются общества правильной охоты и размножения полезных животных, и все это остается мертвой буквой в глазах хищников, стремящихся к поголовному избиению дичи». А если заглянем вглубь веков, то убедимся, что браконьерство на Руси появилось с возникновением частной собственности. Вот тут-то и задумаешься: браконьерство – национальная забава или трагедия?

Попытаемся на эту проблему взглянуть с позиции сегодняшнего дня и найти причины процветания браконьерства. В основном их уже называл  Михаил Кречмар. Я попытался их дополнить некоторыми мыслями, и в моем понимании они выглядят так.

1. Обнищание населения страны, особенно сельского, и отсутствие у значительного количества этого населения каких-либо источников дохода. Об этой причине еще на заре советской власти предупреждал один из виднейших ученых того времени А. Силантьев: «Когда беднейшие слои охотников, не имея материальной возможности состоять в различных охотничьих кружках и обществах и арендовать угодья, оказывались лишенными возможности охоты и вынуждены были вставать на путь браконьерства. А охотничья страсть неистребима в человеке, и никакие запреты не в силах ее заглушить».

2. Высокая статусность охоты у горожан со средним или выше среднего достатком (причина, противоположная первой). Раз у охотника есть машина и оружие, то машина должна ездить, а ружье стрелять. Благосостояние этих охотников не зависит от количества добытого мяса. На охоте они заводят нужные знакомства, у них есть возможность себя показать и примкнуть к кругу «избранных».

3. У нас принято считать, что охотничьи животные – твари Божьи, и они принадлежат всему народу. Поэтому и отношение к браконьерству испокон веков снисходительное: подумаешь, грохнули у олигарха лося или кабана – от него не убудет!

4. Откровенное браконьерство некоторых представителей властных структур и сотрудников правоохранительных органов. Большинству из них удается избежать ответственности. Система «своего» не сдаст. Отсюда и реакция простых охотников: если им можно, то почему мне нельзя?

5. Отсутствие надежной службы охотнадзора – святой обязанности государства (перекладыванием ее на арендатора проблему не решить). Государство не хочет заниматься охраной того, что ему принадлежит, и тем самым позволяет оседать огромным средствам в карманах нечистых на руку людей.

6. Отсутствие культуры охоты и воспитания молодых охотников в соблюдении правил охоты и охотничьей этики, уважительного отношения к природе и охотничьим традициям нашего народа. К сожалению, у властей нет четкой программы такого воспитания. Сами по себе растут только чертополох и браконьеры.

7. Неуемное стремление властей ликвидировать общества охотников (о чем свидетельствует, например, указ губернатора Ивановской области о переводе охотничьих угодий областного общества охотников в категорию общедоступных). А ведь только в обществах воспитывается настоящий охотник. Неужели М. Мень надеется, что частные арендаторы смогут заменить общества охотников?

8. Желание властей свести к минимуму присутствие рядовых охотников в угодьях, не говоря уж об их привлечении к охране этих угодий, что отрицательно сказывается на сбережении животного мира. Поучительно в этом плане мнение ученого – заведующего отделом охраны животного мира ВНИИ природы В. Флинта: «Я не вижу другой реальной силы для охраны животного мира, кроме охотников и охотничьих организаций».

Изображение фото: Илья Антонюк
фото: Илья Антонюк 

Из личного опыта работы охотоведом я вынес такое наблюдение: в период, когда проводились коллективные облавные охоты, браконьеры в лес не совались. Знали, что пощады от охотников им не будет. А теперь, выдавив охотников из угодий, власти превратили эти угодья в край непуганых браконьеров. Если бы на пути браконьеров встали 5–7 местных суровых мужиков, да еще с ружьями, то и статьи «Охотоведы под прицелом браконьеров» не было.

И не надо думать, что если сделать охоту бесплатной, то браконьерство исчезнет само по себе. Хотя я дитя страны Советов, но воздержусь от высказывания каких-либо рекомендаций Ю. Трутневу, министру природных ресурсов и экологии, его заместителю В. Мельникову и руководителю департамента охоты А. Берсеневу, как с этим злом бороться. На мой взгляд, они пока действуют в рамках принятого закона «Об охоте…». Это первая команда по руководству охотой и охотничьим хозяйством страны, которая что-то внятно говорит и делает. Многие авторы упрекают их за бюрократизацию в получении разрешения на охоту. А ведь не Ю. Трутнев придумал перечень необходимых документов для получения этого пресловутого разрешения. Проблему все возрастающего браконьерства мы можем решить только общими усилиями. Поэтому, как мне кажется, надо дать Ю. Трутневу и его команде время на разбор завалов, что нагородили депутаты. Пока что Ю. Трутнев отсебятины в дело охоты и охотничьего хозяйства не привнес – давайте не будем ставить ему в укор его нелюбовь к охоте на берлоге и высказывания о продолжительности весенней охоты.

В заключение позвольте всех охотников России, Ю. Трутнева и его команду поздравить с Новым годом, пожелать им доброго здоровья и всяческих успехов. В Новом году хочется верить в чудо и надеяться, что милые зверюшки кролик и кот – символы года – принесут нам удачу.