ПИСЬМО УЧЕНОМУ СОСЕДУ

Не могу умолчать и не терплю, когда ученые неправильно мыслят в уме своем, потому как этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
Войска Донского отставной урядник Василий Семи-Булатов.

Прочел недавно в №17 «РОГ» статью многоуважаемого Р.В.Раевского, ведущего ихтиолога ФГУ «Мосрыбвод» и, можно даже сказать, расстроился. Опять то же самое. И ученые мужи туда же. Словно бы сговорились все – как только начинают судить да рядить о рыбалке, то непременно рыбе приписывают наше, человеческое, мировосприятие.
А собственно почему? С какой стати? Ведь живем мы в абсолютно разных мирах. Общее у всех живых тварей лишь одно – поддержание своего рода. Потому как только в этом одном смысл и самоцель жизни. А все прочее – врозь.

И вот на этом скользком моменте и поскальзываются раз за разом многочисленные авторы, переливая в итоге из пустого в порожнее. Но чтобы не разбежаться мыслию по древу, давайте абзац за абзацем разберем статью.
Начинает ведущий ихтиолог достаточно скромно: «…на клев рыбы влияет целый комплекс причин. Понять их может только рыболов, хорошо знакомый с ихтиологией». Вот так – нет специального образования, нипочем не догадаешься, отчего не клюет. Тем больше причин прислушаться к словам многоученых мужей.
И вот она – первая истина: «… успешная рыбалка зависит не только от мастерства рыболова и совершенства снастей, необходимы также навыки маскировки на водоеме…». Продолжая мысль автора – самый хороший улов должен быть у какого-нибудь спецназовца, мастера камуфляжа. Далее, примерно в середине статьи, приводятся и конкретные рекомендации по маскировке. Например, «…прозрачно-зеленая леска напоминает внешне травинку и не отпугивает рыб». Вы когда-нибудь видели прозрачно-зеленые травки? Я нет. А вот еще одна рекомендация: «…удилища также лучше приобретать голубого или зеленого цвета». На ум приходит Винни-Пух: «Если я возьму голубой шарик, то буду похожим на маленькую тучку, а если возьму зеленый – то стану похожим на дерево».
А я-то, отсталый такой, на всяком незнакомом водоеме долго и утомительно искал, где и в какое время клюет и кормится рыба, считая это залогом дальнейшего успеха. Прочь ненужные заботы, ибо: «…защитная раскраска типа армейской намного увеличит ваши уловы». Скорее скажите мне, где тут ближайший военторг. Не надо больше искать рыбу. Прикинься засохшим папоротником и рыба сама тебя найдет. И даже потребует предоставить ей персональный vip-садок, как минимум от Milo. На крайний случай – от Trabucco. Не ниже!
Хотя, чего это я вдруг развеселился?
Далее автор вываливает на нас массу необходимейшей информации. Например, о критической частоте мельканий или сравнительной спектральной чувствительности глаз морских и пресноводных рыб. Следует и цифровая информация. Например, бинокулярное зрение рыб составляет 20–30°, а законы преломления не позволяют рыбам любоваться нами под углом менее 48,8° над поверхностью воды. Какая жалость. Как же карась сможет оценить мой новенький и красивый костюмчик-хаки? Придется встать повыше.
И еще важный факт – пескари очень любят обедать из мисочек непременно красного цвета.
По прочтении этой и подобной информации задумываешься – а что собственно сообщила нам наука о рыбах? Что она о них знает? И получается вывод довольно интересный. Наука до сих пор не знает по существу о жизни рыб ничего! Ибо знания предполагают возможность предугадывать результат. Здесь же мы имеем высасывание выводов из пальца в чистом виде. Например, такое: «У пелагических рыб ведущим рецептором (органом чувств), несомненно, является зрение».
Вот тут товарищ из зала требует немедленного разоблачения и интересуется – а откуда вы это взяли? С какого потолка сняли?
Может, это просто экстраполяция человеческих органов чувств на рыб?
Давайте попробуем порассуждать самостоятельно, благо наука в вопросах о рыбалке плавает не менее нашего. В качестве точки опоры примем за аксиому, что приоритетность органов чувств зависит от сравнительного количества информации ими даваемой. А это, в свою очередь, напрямую зависит от физических свойств среды обитания.
Человек живет на поверхности земли, окруженный воздушным пространством. Мир этот достаточно плоский, т.е. все свои потребности homo sapiens может удовлетворять, не взлетая вверх и не погружаясь в морские пучины. Воздух вокруг нас является очень разреженной средой. Видимость на многие десятки километров, ничто не мешает передвигаться достаточно быстро и долго. Были бы мышцы тренированы. Но вот звук передается сравнительно плохо – уже на дистанции метров 20 мы вряд ли разберем, о чем беседуют люди. А на расстоянии нескольких километров даже мощнейшие удары грома слышны приглушенно.
Запахи ощущаются относительно хорошо и распространяются за счет ветров быстро. Осязание и вкус… Ну, в нашем случае они, по определению, дают информацию лишь при непосредственном контакте. Что в итоге получаем? При полноценном зрении – возможность практически полностью контролировать ситуацию благодаря одним лишь глазам. А в закрытых пространствах или темноте нам также помогут слух и обоняние. Догонять добычу или, наоборот, спасаться сами можем очень долго. Двое-трое суток.
А если погрузиться в воду? Сразу стало темно, одноцветно и очень плохая видимость. Рекорд видимости в морской воде – 80–90 метров, в среднем – 30–40 метров. Также и в самых чистых пресноводных озерах, а в обычных речках и прудах видимость катастрофически падает до 2–4 метров. От одних лишь глаз толку маловато. Быстро станешь чьим-нибудь обедом. Можно, конечно, попытаться удрать, но плотная среда просто не даст вам этого сделать. Чтобы быстро и долго двигаться, нужно потратить колоссальное количество энергии. Так что оптимально – двигаться медленно и плавно, экономя силы, и лишь в крайних случаях совершать хоть короткие, но молниеносные броски. Схватить что-нибудь или увернуться. Благодаря высокой плотности воды рыбы вовсю используют закон Архимеда. Слегка подработал плавательным пузырем и вот ты уже паришь высоко надо дном. Только успевай плавниками рулить.
Запахи распространяются в воде заметно хуже, а в холодной стоячей воде так вообще почти не распространяются. Зато благодаря необыкновенной плотности воды в ней отлично распространяется звук. Скорость около 800 м/сек. Дальность – гидроакустики регистрировали случаи общения китов между собой на расстоянии свыше тысячи километров! Чтобы ощутить звуковые колебания в воде, совсем не обязательно иметь такой изощренный слуховой аппарат, как у наземных животных. Достаточно лишь немного увеличить чувствительность кожи. Что рыбы и сделали в виде боковой линии. А если увеличить количество чувствительных точек и усеять ими все тело от морды до хвоста, то организм превращается в превосходный высокочувствительный, с отличным разрешением сонар. Рыбы и до этого дошли. Лещи, например, формой тела здорово напоминают радары ПВО. Двигаясь в воде и непрерывно сканируя окружающее пространство, они ориентируются не хуже летучих мышей и в полной темноте тоже. Тело-радар всегда выдает информацию о наличии потенциальной добычи, ее досягаемости, размерах и даже о самочувствии по манере двигаться. Можно сказать, что у рыб осязание и слух превратились в совершенно особый вид чувств – гидролокацию, которая не подведет. Да вообще-то говоря, о слухе рыб вряд ли стоит говорить. У них и ушей-то в нашем понимании никогда не было.
Из приведенных рассуждений напрашивается вывод, что если и говорить о приоритетности органов чувств у рыб, то это не зрение.
Однако ведущий ихтиолог ФГУ «Мосрыбвод» Раевский Р.В. все-таки утверждает, что глаза у рыбы – это наше все. И приводит доказательства. Приведу их в виде списка цитат.
«…немаловажное значение для побуждения рыбы к захвату приманки играют способы ее движения в воде…»;
«…блесны, за редким исключением, по характеру движения совершенно не похожи на живую рыбку!»;
«…по большому счету, рыбе не важна ни ее форма, ни тем более окраска, нужно умело ею пользоваться …чтобы была естественная игра…»;
«…рекомендуется… научиться управлять блесной…»
«…в наших водоемах вода имеет малую прозрачность… и блесна появляется перед глазами хищника внезапно…»;
«…рыбакам удается отлавливать судака и в полной темноте – на мертвую рыбку и блесну – где вряд ли он может что-либо видеть!»;
«…в неглубокой воде привлекает внимание рыб и плеск упавшей блесны, а также волны, образующиеся от ее падения…»;
«…деревянными плавающими рыбками с пропеллерами у головы и хвоста ловят в сумерках, ведя их по поверхности воды, привлекая рыбу шумами…»
«…сидя в лодке, привязанной к водным растениям или нависающим кустам, можете быть уверены: самые резкие ваши движения не испугают рыбу».
По-моему, достаточно. Это процитированы доводы ведущего ихтиолога ФГУ «Мосрыбвод» о главенствующей роли зрения в жизни рыб. Крайне убедительно. Есть еще в статье и другие доводы. Ну, например: «Не прыгайте с обрывистых берегов в районе ловли». На этом пожелании я и закругляюсь.