После жестокой летней жары и пожаров наконец наступила долгожданная осенняя благодать. В Московской и ряде других областей об открытии охоты разговоры и не велись. Узнаю, что в Тверской области охоту якобы открывают с 1сентября. Все, еду. 28 августа я уже в своей любимой деревне. Да-а, видок у нее, скажу я вам… Жара ее жестоко потрепала. Все рыжее, кроме камыша и осоки на озере Верестово. Воды немного. Но на лодке по протокам можно плавать. Проблем с разрешениями-путевками как в Бежецком районном обществе, так и в Дубакинском (коммерческом) охотхозяйстве не было.
УТКИ
На озере Верестово и на реке Уйвешь в начале сентября утка была. Правда, не в больших количествах. Охота осложнялась тем, что все ранее более или менее открытые и доступные для плавания на лодке места поросли высоченным камышом и осокой. Сбитую утку без собаки отыскать было очень трудно. Поэтому охотился на протоках. В первые дни сентября в трофеях присутствовала в основном серая утка. Нередко добычу пополняли кряква и чирок. На чучела в одиночку и парочками подсаживались чернеть, красноголовый нырок и свиязь. Но это были, на мой взгляд, утки из местных выводков. Совсем отсутствовала широконоска и шилохвость. С конца сентября уток стало значительно меньше. Такая малодобычливая охота продолжалась до двадцатых чисел октября. Где-то с 23 октября появилась кряква, к 27 числу утки на озере вновь исчезли. Иногда на утренней или вечерней зорьке вообще оставался без выстрела. По рассказам знакомых охотников, нечто подобное наблюдалось и в других областях. Охота в Тверской области на уток заканчивалась 31 октября, и я уехал домой. Потом стало известно, что охоту продлили до 30 ноября. Рискнул поехать на охоту на праздничные дни. Была только кряква. Неплохо поохотились. Утки хорошо вылиняли и были очень упитанные. Можно сделать такой вывод: по количеству утка была на уровне прошлых лет. Не встречал хлопунцов. Местные охотники говорили, что в выводках насчитывали по 7-8 утят. Выводки на крыло встали рано. Отлет уток на юг проходил небольшими волнами и был малозаметен. По моим наблюдениям, журавли в этом сезоне отлетали в период с 15 по 18 сентября. Несколько ранее обычных сроков.
ГУСИ
В этом году в планах гусей что-то изменилось. Их, как всегда, ждали к концу сентября, но первые стаи появились 12 сентября. Среди «знатоков» пошли разговоры и предположения, что холода наступят рано. На озеро они не садились. Кругом была высокая трава. Иногда гуси появлялись в районе Михайловой горы и делали попытки сесть на чистую воду. Но их было мало. Однажды на особо любимом гусями поле заметил небольшой табунок. Подготовив с вечера чучела и профиля, утром отправился на поле. Птицы появились ближе к полудню. Но на мое «гусиное стадо» не обращали внимания. Шли высоко и транзитом. Ближе к вечеру стороной, молча, пролетало с десяток гусей. Я начал манить. Стая смешалась, от табунка отделились три гуся и повернули ко мне. Но после «строгого окрика» вожака они сделали попытку вернуться в строй. Мне ничего не оставалось, как прицелиться в последнего и ближнего ко мне гуся и раз за разом выстрелить. Я осознавал, что дистанция запредельная, но понадеялся на ружье «Бенелли», насадку, удлинняющую ствол на 10 см, самокрутный патрон с гильзой 76 мм и снарядом дроби в 40 г. К моему удивлению, гусь рухнул на землю. Я быстро выбрался из скрадка и зашустрил к нему. Он не подавал признаков жизни. Тогда я вернулся к укрытию и принялся шагами вымерять расстояние. Насчитал 43 пары шагов. Подняв гуся, начал его осматривать. Он оказался молодой. Был убит двумя дробинками №1. Одна попала под глаз, другая в шею, перебив шейные позвонки. На обратном пути снова промерил дистанцию и насчитал 45 пар шагов. Получилось 65 метров! В последующие дни гуси изредка появлялись над озером. Некоторым моим знакомым охотникам при охоте на уток попутно удавалось добывать и гуся. Лысуха продержалась в небольшом количестве до середины октября. 27-28 октября выпал первый снег толщиной в 1,5-2 см и немного подморозило. Но в последующие дни потеплело, снег сошел. Охоты никакой.
В этот сезон охоты на дупеля и бекаса не получилось. В сентябре дупель уже отошел, а бекас не подпускал на надежный выстрел. За всю осень отстрелял трех птиц. Чибисов уже не было. Наверное, как мне думалось, отлетели. И каково же было мое удивление, когда 15 октября на лугу встретил стайку в 12–14 птиц. Коростеля не видел и не слышал, хотя с дратхааром товарища не раз обходили привычные места для коростеля.
БОРОВАЯ ДИЧЬ
Тетеревов в угодьях Бежецкого района было в пределах прошлых лет. В сентябре и октябре в теплые и тихие дни они по утрам активно токовали. Так как охота открылась поздно, то выводки уже распались. После дождей появилось очень много грибов, народ рванул в лес. Так что охотой и не пахло. Да и остерегался, чтобы не подстрелить грибника. Лес одаривал своими богатствами людей до конца ноября: брусника, грибы, клюква. На вальдшнепа не ходил. Осиротел: моя спаниелька Рада умерла. Однажды двое местных охотников пригласили поохотиться на зайца. Я отнекивался, мол, сил осталось на одну затяжку. Ребята пообещали, что далеко не пойдем. Да куда там! Как только гончак поднял зайца, вместе с ним со слуха сошли и мои компаньоны. Я постоял часок и потихоньку поплелся домой. У меня привычка на любых охотах с ружья снимать погонный ремень. Получается так, что ружье всегда в руках и я готов к быстрому выстрелу. Так было и в этот раз. А вдруг выскочит заяц? Шел по опушке, потом перешел ручей и двинулся по луговине. Почти из-под ног с грохотом (как мне показалось) выпорхнул вальдшнеп. Вот он рядом. Вижу его большой испуганный и темный глаз. Конечно, промазал! Вальдшнеп в куст, и я туда стволом. Быстрый выстрел, и птица комочком падает. Заглянув за куст в пожухлой траве, сразу же увидел свою драгоценную добычу. Стрелял-то единицей. Птица была немного «помята». Ну, это ничего. Главное – какой я молодец! Сам себя не похвалишь, ходишь как…
И в заключение. Аномальные явления в природе все-таки наложили свой отпечаток на животный и растительный мир. Если водоплавающие от них не особо пострадали, то остальным животным пришлось туго. Не всем было достаточно корма. Тетеревиных грибники и ягодники выдавили из привычных мест. Но труднее всех, наверное, будет медведям. Вот уж кому пришлось голодно. Овес, их любимое лакомство, выгорел, да и ягод уродилось не густо. Мои знакомые охотники, большие любители охоты на овсах, отмечали, что все добытые медведи были худы, егеря выражали обеспокоенность, что медведи не нагуляют необходимых запасов, и некоторые не залягут в берлоги. На охоте в середине ноября встречал шастающих ежей, а сосед-грибник видел барсука. Зайцы и другие пушные звери еще не закончили линьку.
Не лучшим образом дела обстоят и у растений. На дачах пытаются зацвести некоторые цветы и зеленеют газоны. Аграрии беспокоятся о судьбе озимых. Снега нет. В случае внезапных морозов ниже минус 10° озимые могут вымерзнуть. В общем, ноябрьская теплынь не совсем благо.
Комментарии (0)