Пытаюсь раскрыть ружье ИЖ-54, но оно что-то не раскрывается. По привычке несколько раз поддал левой рукой по ствольной коробке снизу, и ружье раскрылось. Вечером на вальдшнепиной тяге ружье из правого ствола дало осечку. Это для меня было настолько неожиданно, что я про второй выстрел и забыл. Капсюль оказался не наколотым. После попытки произвести выстрел из правого ствола, осечка повторилась. Осмотрев ружье, я понял: что-то с бойком. Расстроился. Пришлось весеннюю охоту заканчивать с одним стволом. После охоты отнес ружье к «эскулапу» П. Луневу, ремонтировавшему ружья охотникам нашего военного городка. Выслушав мой рассказ и осмотрев ружье, Петр Михайлович поставил «диагноз»: «Из-за сильной отдачи боек «залип» в капсюле стреляной гильзы, а ты, раскрывая ружье через колено, его сломал». Он высказал мне несколько «лестных замечаний»: «Это как же надо не любить ружье, чтобы за каких-то полтора года довести его до такого состояния; дерево безжалостно побито, на стволах светлые пятна после удаленной ржавчины, а ведь ружье штучное». Узнав, что я стреляю патронами с навеской пороха 2,4 г, а дроби 40 г, он покрутил пальцем у виска и обронил: «Соображать надо». Все это он мне высказал, наверное, потому, что ИЖ-54 я купил по его рекомендации. Он меня огорчил окончательно, сказав, что раньше осени ружье не приведет в порядок. В ответ на мои слова: «А как же на стенд и на открытие охоты в августе?» — он посоветовал съездить в магазин в Ленинграде и купить там ружье ИЖ-58. Ружье, по его словам, дешевое, но вполне приличное.
Делать нечего. Собрался в Ленинград. Ко мне присоединились два товарища, тоже охотники. Они решили поменять ружья: Николай свою одностволку ИЖ-18, Антон разбитую курковую «тулку». В магазине оказались все ружья ИЖ-58 16 калибра. Ребят это вполне устраивало, как и цена 60 рублей. У них принадлежности по снаряжению патронов подходили, а вот мне пришлось задуматься. Но ребята успокоили: «Хватит нам всем того, что у нас есть». И я решился.
Дома принялся изучать свое приобретение. В тот период Ижевский механический завод еще продолжал производство ружей ИЖ-54, ИЖ-57 и ИЖ-26, но добавил к выпуску новинку — ружье ИЖ-58, которое пришло на смену вышеназванным ружьям. По признанию Н. Л. Изметинского, главного конструктора ИЖМЕХа, причина постановки на поток ИЖ-58 заключалась в том, что «коробка нового ружья изготавливалась из прочной конструкционной стали, не требовавшей дополнительной термической обработки. Многочисленные наружные винты, требовавшие внимания и аккуратности при их установке, были заменены штифтами; сложное присоединение ложи к коробке было заменено более простым; пластинчатые пружины также были заменены более простыми в производстве винтовыми цилиндрическими. Было осуществлено соединение стволов в казенной части с помощью муфт».
Ружье ИЖ-58 хорошо было известно не только нашим охотникам, но и за рубежом. Оно производилось крупными сериями в течение почти 30 лет. Модель ИЖ-58 задумывалась как промысловое ружье малых калибров — 28-го и 20-го. Серийно ружья 28 калибра не выпускались. А вот ИЖ-58 20 калибра, созданный конструктором Л. И. Пугачевым (отцом ИЖ-54), выделывали несколько лет. Еще в 1979 г. на ВНДХ мне довелось увидеть ружье ИЖ-58МА-20М с длиной стволов 680 мм, патронника 76,2 мм, массой 3,3 кг. Ружье позволяло использовать патроны «магнум» с длиной гильзы 76 мм. В основном выпускались ружья 16-го и 12-го калибров. Модель ИЖ-58 — это ружье с горизонтальным расположением стволов. Прицельная планка на первых моделях была «утопленной». Стволы и цевье отъемные. Цевье к стволам крепится защелкой рычажного типа. Колодка выделывалась из стали 50 РА. Замок типа «Энсон — Дилли», смонтирован в колодке. Запирание стволов тройное: запорной планкой Пердэ на два подствольных крюка и рычагом управления на верхний (малый) крюк. Боевые пружины спиральные, цилиндрические. Взведение боевых пружин происходит при открывании ружья. Большой новостью для охотников оказалось, что курки и бойки составляют одно целое. После поломки бойка в ИЖ-54 это посчитали не совсем удачным конструкторским решением. Но практика охоты показала, что случаи поломки бойков весьма редки (см. таблицу).
В 1970 г. был налажен выпуск ружья ИЖ-58М 12 калибра. На этом ружье устанавливалась обычная прицельная планка. Предохранитель оставался неавтоматическим. В 1977 г. модель ИЖ-58М модернизировали и стали выпускать ружья ИЖ-58МА и ИЖ-58МАЕ. Ружье ИЖ-58МА оснащено автоматическим предохранителем, а на модели ИЖ-58МАЕ наряду с автоматическим предохранителем был установлен и эжекторный механизм.
Надо отметить, что ружья моделей ИЖ-58МА и ИЖ-58МАЕ были последними двустволками ИЖМЕХа с тройным механизмом запирания и приличным дизайном. Ружья ИЖ-58 и по сей, день продолжают служить их владельцам. Я знаком со многими охотниками, которые и сегодня охотятся с ружьями ИЖ-58.
Показательны в этом плане теплые слова о своем ружье главного редактора журнала «Охота и охотничье хозяйство» Олега Кирилловича Гусева: «Ружье ИЖ-58 16 калибра я купил в 1959 году. За все годы охоты оно меня ни разу не подвело. А поохотился я с ним немало. Бой ружья превосходный, особенно пулями. На охоте по лосям и кабанам я не знал промахов, и не был потерян ни один подранок. На удивление стволы до сего времени в идеальном состоянии. Ни одной раковины».
Но вернусь к своему приобретению. Конечно, после ИЖ-54 оно меня как-то не проняло. Из магазина мы привезли каждый по пачке патронов в 25 штук с дробью № 5. Первым делом принялись проводить пробы своих ружей стрельбой по мишени с кругом в 750 мм. Мы уже знали, как определять кучность и резкость боя. Мое ружье и ружье Николая имели показатели кучности боя, близкие к паспортным: правый ствол (получок) 49-55%, левый (чок) — 60-63%. Ружье Антона нас удивило. Кучность боя правого ствола — 62%, а левого — 73 (!). Мы несколько раз проводили пробу ружей. В наших ружьях кучность как заводскими, так и «самокрутными» патронами оставалась почти неизменной. А вот антошкино нас продолжало удивлять. Оно из 70% кучности не выходило. Сегодня многие охотники знают, что ружья одного и того же калибра, произведенные одним и тем же заводом или компанией, могут отличаться друг от друга баллистическими характеристиками. Подтверждением этому феномену служат и слова С. Т. Аксакова: «Каждое ружье имеет свой собственный, особенный заряд, которым бьет лучше, чем зарядом несколько поменьше или побольше». Эти слова классика правильной охоты я стараюсь всякий раз приводить своим знакомым охотникам, чтобы убедить их в необходимости проводить проверку и пристрелку ружья. Стреляя на стенде из ИЖ-58 16 калибра, я легко выполнял норму 2-го разряда, что, к сожалению, мне не удавалось из ИЖ-54. Да и на охоте из-под собаки я почти не знал промахов. Я привык к этому прикладистому и легкому ружью и совсем оставил ружье ИЖ-54.
Несколько хуже шла охота у Антона. Он постоянно жаловался на промахи. У него довольно часто случались и обидные подранки. Он начал «подозревать», что его ружье «живит». Однажды мы вместе отправились охотиться по тетеревиным выводкам с моей собакой Белкой, английским сеттером. Я подводил его к собаке, застывшей на стойке, и предлагал стрелять после подачи птицы собакой. Промахи были нередки. Но несколько раз он сбивал тетерева или куропатку. И всякий раз собака находила подранка где-то в 15-20 м от места падения птицы. У тетерева или куропатки были перебиты то крыло, то одной-двумя дробинками биты ножки или живот. Антон всякий раз приговаривал: «Ну вот видишь — живит». Мои доводы, что он попадает краем осыпи из-за кучного боя ружья, для него были неубедительны. А как снаряжать патроны с раскидистым боем, мы по молодости лет еще не знали. Так и продал Антон свое кучное ружье. Я к тому времени окончательно увлекся стендовой стрельбой и подумывал о покупке двуствольного ружья со стволами, расположенными в вертикальной плоскости. В одно из посещений охотничьего магазина в Ленинграде я увидел ружье ИЖ-12 двенадцатого калибра. Не раздумывая, продал ИЖ-54 и ИЖ-58 и стал обладателем ружья ИЖ-12, с которым прошагал по стендовым площадкам.
Анализируя с высоты прожитых лет охоты с разными ружьями, прихожу к неутешительному выводу: современное двуствольное ружье ИЖ-43 со стволами, расположенными в горизонтальной плоскости, значительно проигрывает своим предшественникам, таким ружьям, как ИЖ-54, ИЖ-57, ИЖ-26, ИЖ-41 и ИЖ-58. И как бы ижевские оружейники ни убеждали охотников, выложив на прилавки охотничьих магазинов «народное» ружье ИЖ-43, что оно значительно превосходит своих предшественников, в это трудно верится. Что бы они ни «нагорбатили» на эту модель, ИЖ-43 остается непрезентабельной «стрелялкой». А очередная модификация ИЖ-43 — двуствольное ружье со стволами, соединенными в горизонтальной плоскости, МР-213 с отделяемым ударно-спусковым механизмом, имеющим один или два автономных спуска, тянет на «революцию» в оружейном деле.
Оценивая ИЖ-43 и его модификации, можно сказать, что конструкторы имеют все возможности выпускать вполне приличные двустволки со стволами, соединенными в горизонтальной плоскости. И начинать надо с дизайна ружья. И в первую очередь уйти от веслообразного приклада. Ижевским конструкторам и дизайнерам не мешало бы заглянуть в книгу Жана Бертона «Охотничье оружие мира», где он пишет: «ИЖ-43. Двуствольное ружье промышленного производства, выпускаемое в России. Самое дешевое из имеющихся на рынке и при этом одно из самых надежных: из него можно без всяких проблем сделать много выстрелов. Как жаль, что оно так некрасиво и его внешняя отделка столь плоха!» Ну что тут можно возразить?
Комментарии (1)
Пользователь удалён
Приведенные в статье технические характеристики ИЖ-54 к "54" никакого отношения не имеют. Возможно это описание ИЖ-58, уточнять поленился, но никак ИЖ-54, просьба автора или корректора быть внимательнее.