Снаряжать или покупать? «За» и «Против»

В последние годы на страницах «Российской Охотничьей Газеты» прошла жаркая и, на мой взгляд, полезная дискуссия на тему, какой патрон предпочтительнее – собственного снаряжения или фабричный.

На многих охотах патроны фабричного изготовления вполне удовлетворяют охотников, давая бой не ниже среднего. Но добиться ими оптимального боя из любого  ружья практически НЕВОЗМОЖНО.

Изображение фото Сёмина Михаила
фото Сёмина Михаила 

По той причине, что  даже в ружьях одного и того же калибра не бывает абсолютно одинаковых стволов. Они различаются  между собой по массе, длине патронников (65, 70, 76 и 89 мм), диаметру каналов стволов, величине  и длине снарядных входов, а также устройству дульных сужений – постоянные или сменные, конические и параболические.

У некоторых охотников на руках имеются штучные ружья высокого разбора с многоступенчатыми чоками. В этих ружьях могут быть два-три сужения чередующихся с цилиндрическими участками ствольной трубки. Эту особенность стволов заметили охотники. Подтверждением этому являются слова С.Т. Аксакова, высказанные им в знаменитых «Записках охотника Оренбургской губернии», что «каждое ружье имеет свой собственный, особенный заряд, которым бьет лучше, чем зарядом несколько поменьше или побольше».

Этой проблеме были посвящены исследования таких специалистов, как С. Бутурлин, А. Ивашенцев, С. Качиони, А. Зернов, М. Блюм, И. Шишкин и другие. Все они убеждают, что наилучшего боя от конкретного ружья можно добиться лишь при условии, что оно тщательно пристреляно только для него подобранными зарядами и  навесками дроби.

Убедительны и слова одного из авторов «РОГ» (к сожалению, не помню его имени) в защиту «самокрутного» патрона: «Разнообразие русских охот вынуждает прибегать к самостоятельному снаряжению патронов, а не нищета охотника «в телогрейке и резиновых сапогах».

У каждого «самозарядчика» имеются свои маленькие хитрости, секреты и оригинальные способы снаряжения таких патронов.  Рискну признаться в том, что я с первых шагов на своей охотничьей тропе и по сей день стараюсь снарядить такой патрон, чтобы он имел высокие показатели по бою, и в то же время был дешевле фабричного.

Я убежден, что весной на гусей, на осеннем пролете на водоплавающих, на зайца и лису с подхода не всякий охотник отправится с фабричными патронами. Он постарается правильно снарядить патроны и пристрелять ружье. Он также непременно поступит и, готовясь к охоте, где придется стрелять пулями и картечью.

Сразу хочу предупредить охотников, не стесненных в средствах и привыкших стрелять фабричными патронами, отложите эту статью в сторону, так как она для вас не представляет никакого интереса. Имея за плечами более чем 60-летний опыт охоты и занятия стендовой стрельбой, я попытаюсь рассказать читателям, как решаю эти задачи сегодня.

Самостоятельным снаряжением преследую две цели:

– снарядить патрон, дающий наилучшие результаты по кучности, резкости боя и равномерности дробовой осыпи на дистанциях  до 55 – 60 м, независимо оттого, во что он мне обойдется;
– снарядить патрон, более приемлемый по цене в сравнении с фабричным, при охоте на полевую, болотно-луговую дичь, по уткам, тетеревиным выводкам летом, высыпкам вальдшнепа из-под собаки и для тренировки в стрельбе на круглом стенде.

Дальнобойный патрон, к примеру, на гусей для своего ружья «Бенелли» с патронником 76  мм снаряжаю только в новую  гильзу длиной непременно 76 мм. Засыпаю навеску пороха «Сокол» на 0,5 г  больше от максимума  рекомендуемого в инструкции. На порох досылаю отрезанную «юбку» от полиэтиленового пыжа-контейнера, затем кладу войлочные пыжи (подобранные по высоте), досылаю стаканчик, отрезав от него амортизационную часть, засыпаю 38 г дроби, пересыпав ее 2 г крахмала.

И вовсе не для того чтобы повысить кучность, а для того, чтобы дробь меньше деформировалась в момент выстрела, преодолевая инерцию покоя. Гильзу заделываю «звездочкой», а сами лепестки «звездочки» завариваю раскаленной шляпкой гвоздя, предварительно сточив с нее риски, чтобы не липла расплавленная пластмасса.

Изображение fotolia.com
fotolia.com 

Этот прием надежно предотвращает от раскрытия снаряженного патрона в соседнем стволе или в магазине полуавтомата и высыпания дроби в ствол или в ствольную коробку. Калибрую патрон и обкручиваю заделанную часть патрона настольной закруткой. Затем беру ствол ружья и каждый патрон опускаю в него. Патрон под собственной тяжестью должен легко входить в патронник.

Это гарантия того, что автоматика ружья будет работать надежно. Не скрою, операция трудоемкая и требует времени. Но сколько надо охотнику таких патронов? Я обхожусь полусотней за сезон. Гусей-то не ахти как много.

По моим подсчетам, я за год на охоте по полевой, болотно-луговой, боровой дичи, уткам и на стенде расстреливаю около тысячи патронов и, естественно, не могу себе позволить приобретать патроны в магазине. Для снижения себестоимости патрона собственного снаряжения я на стрелково-стендовых комплексах (где приходится стрелять) без стеснения собираю стреляные гильзы и полиэтиленовые пыжи-контейнеры.

Советую гильзы брать таких фирм, как «Феттер» и «Главпатрон». Они более технологичны при запрессовке их «звездочкой» (края гильзы не режутся проволокой УПС). Стреляные гильзы калибрую через втулку (подобие патронника 12 калибра), затем каждую гильзу вставляю в ствол и топлю ее пальцем в патронник. Если свободно входит – годится. Выталкиваю гильзу шомполом. Прибором УПС выдавливаю стреляные капсюли. У меня еще с советских времен осталось несколько пачек (по 300 шт.) капсюлей «Жевело» и до 30 кг дроби от «семерки» до «0000».

Подобранные гильзы имеют капсюльное гнездо под евростандарт, а у меня «Жевело». Он в такое гнездо проваливается. Я нашел довольно простое решение. Из пластмассовой бутылки нарезаю полоски размером  5х8 мм, прогибаю их полукольцом, гнездо под капсюль смазываю клеем «Момент» (для охоты) или ПВА (для стрельбы на стенде), вставляю пластинку в гнездо, оставляя примерно 0,8 – 1 мм над донцем гильзы, также промазываю ее клеем, «наживляю» капсюль, запрессовываю его УПС и даю просохнуть.

Кое-кто мне может возразить: ну с гильзами понятно. А пыжи-контейнеры грязные, к ним мог прилипнуть песок и при выстреле он может поцарапать ствол. Чтобы этого не случилось, я собранные пыжи-контейнеры помещаю в ведро, насыпаю стирального порошка и заливаю теплой водой. В течение суток  их не раз перемешиваю (стираю), затем сливаю грязную воду и неоднократно промываю в ванной проточной водой.

Чистые пыжи высыпаю на газеты и сушу летом на балконе, а зимой у батареи. После сушки сортирую пыжи. У деформированных пыжей обрезаю юбки (сгодятся для снаряжения патронов при стрельбе накоротке), а ровные пыжи идут для снаряжения патронов на летне-осенние охоты по перу и для стрельбы на стенде. Хочу заметить, что использованные пыжи не проваливаются в новые гильзы, так как обтюрирующая юбка у них раздалась и прорыв пороховых газов в дробовой снаряд исключается.

Небольшая заминка может произойти при досылании такого пыжа на порох в стреляную гильзу. Чтобы избежать такого неудобства, достаточно навойником с конусом расправить дульце гильзы (такой навойник можно выстругать самому). При снаряжении патронов могут потребоваться прокладки на порох или дробь. Я их вырубаю самодельной высечкой из картона и пакетов из-под молока (лучшего материала и не найти). А как быть с дробью?

Дробь лью сам с 1949 г. Научил отец. В дело годятся старые автомобильные аккумуляторы и другой подручный материал. Дробь номеров 6, 5, и 4 получается не хуже фабричной. Более крупная дробь отливается несколько каплевидной формы. Но две сковородки поправят дело. Не хватает пороха? Тут уж ничего не поделаешь. Придется идти в магазин. Но вот все компоненты имеются в наличии. Домочадцы уснули. Охотник, уединившись в укромном местечке,  приступает к очень важному процессу – снаряжению патронов.

Поглядывая на ровные ряды подготовленных гильз, лицо его добреет, жесткие складки на нем разглаживаются, а у ног уютно примостился верный четвероногий спутник в охотничьих скитаниях. Засыпая порох в гильзы  и вставляя в них пыжи, он погружается в чарующий мир охоты, отмеривая дробь, мысленно переносится на заветную опушку леса или на широкий речной плес, где не раз встречался с тетеревами и утками.

Патроны заделываю «звездочкой» по ранее описанной технологии. Аккуратно собранные мною, патроны надежно работали в моих самозарядных ружьях, таких, как МЦ 21-12 и «Германика», а сегодня работают и в «Бенелли Рафаэлло де люкс», поражая уток и гусей. Сработанный своими руками патрон, удовлетворяющий охотника по всем показателям, включая и цену (что поделаешь, кризис), доставит несравненно большую радость и моральное удовлетворение на охоте, чем купленный в магазине.

Некоторым охотникам мой способ снаряжения патронов и попытки как-то удешевить их может показаться хлопотным и трудоемким. Спешу заверить – это только на первый взгляд. С приобретением навыков и сноровки нет ничего проще. Попробуйте, и у вас обязательно получится. Ни пуха ни пера!

Из архива редакции