Между тем существует множество самых разных ружейных замков, причем жизнь безжалостно отобрала из них самые эффективные и недорогие.
Рассмотрим наиболее популярные и интересные варианты запирающих устройств на гладкоствольном оружии с откидными стволами.
Зачем нужно запирание вообще?
Этот вопрос обычно возникает после просмотра ролика, где американский стрелок производит выстрел из самодельного устройства, сделанного из водопроводных труб.
Выглядит это действительно эффектно: испытатель вкладывает патрон в трубу, надевает на нее отрезок трубы большего диаметра, далее следует быстрое движение «ствола» на казенник и выстрел.
Можно предположить, что казенник такого устройства (назвать его оружием язык не поворачивается) должен отлететь назад со скоростью, немного меньшей, чем заряд, но этого не происходит, «устройство» не раскладывается.
Так зачем все эти «танцы» с запирающими устройствами?
Ответ лежит в конструкции ствола. В нем нет патронника и его диаметр равен диаметру внешней части патрона, что же касается оружия, то диаметр его ствола равен внутреннему диаметру гильзы, а по-простому давление в таком устройстве просто сбрасывается.
Сами понимаете, ни кучности, ни резкости боя ожидать не приходится. Кому эти характеристики нужны, тому запирание стволов совершенно необходимо.
Переломки появились вместе с унитарным патроном, это один из самых простых способов сделать казнозарядное ружье.
При откидывании стволов вы сразу получаете доступ к патронникам, что удобно и просто. Но если в армейском оружии от этого быстро отказались, то в охотничьем такая схема прижилась на столетия и в скором времени вряд ли уйдет с рынка.
Переломками называют ружья с откидными стволами. Это большое семейство, включающее в себя как ружья с вертикально расположенными стволами, так и горизонталки. Они могут быть одноствольными, двуствольными и трехствольными, т. е. тройниками. Стволов может быть и больше, но это реже.
Общее во всех конструкциях — это колодка, в которой расположен УСМ, и поворотный механизм, вокруг которого осуществляется поворот стволов.
Хотя внимание конструкторов было максимально сосредоточено на забирающих механизмах, основную нагрузку при выстреле, как ни странно, несут именно колодка и поворотный механизм (устройство последнего особенно важно для ресурса оружия).
Вы редко встретите оружие с изношенной рамкой Перде или крюки с наклепом, но первое, что вы заметите при появлении шата, — это изношенная ось, вокруг которой поворачивается блок стволов.
Именно эту часть необходимо разгружать, если мы хотим сделать оружие живучим. Как это реализуется на практике, увидим ниже.
Способов запирания переломок немало, многие специфичны и оригинальны, так что для их освещения потребуется сделать целый цикл статей, но начать, думаю, будет логично, с рассмотрения вариантов запирания на примере тех ружей, которые охотник может встретить сегодня в магазине.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Один из первых вариантов, в котором поворотный механизм не разделен и цевье соединено с коробкой шарниром, реализован в системе запирания Казимира Лефоше.
Стволы крепились к цевью и при закрывании запирались личинкой, управляемой рычагом под цевьем. Такое запирание было распространено до появления и широкого распространения нитропорохов.
Это нижнее запирание было достаточным для оружия на черном порохе, но при появлении мощных порохов быстро потеряло своих почитателей.
МР-18
Одноствольное ружье МР-18 (продолжение известной модели ИЖ-18) выпускалось и выпускается в различных калибрах, кроме варианта с гладким стволом. Существуют два варианта: с нарезными стволами различных калибров и в комплектации «одна колодка и несколько гладких или нарезных стволов».
В обоих запирание ствола совершенно одинаковое. В единственный подствольный крюк входит клин, который управляется рычагом, расположенным за спусковой скобой.
Подобное запирание может показаться недостаточным, но оно прекрасно зарекомендовало себя как на гладкоствольном, так и на нарезном варианте исполнения. Отпирание осуществляется мгновенно, при этом руку не нужно отрывать от шейки приклада.
МР-27
Как ни странно, но у вертикалок второе по сложности запирание. Возможно, это связано с тем, что они появились, когда мир стал значительно технологичнее. Интересно, что все вертикалки имеют высокие коробки, и логично ожидать, что запирание будет как нижнее, так и верхнее, но наши конструкторы посчитали иначе.
По крайней мере в недорогом серийном оружии запирание у вертикалок только нижнее. Например, у МР-27 стволы откидываются на оси, при этом запирание происходит на один очень широкий крюк, расположенный в самом низу блока стволов.
Массивная пластина входит в него, надежно запирая стволы. Поскольку при таком запирании большую нагрузку несет ось, вокруг которой поворачиваются стволы, конструкторы несколько разгрузили ее, сделав снизу на блоке стволов выступ, входящий в коробку при запирании оружия.
Время показало как надежность подобной конструкции, так и ее живучесть. Оружие с люфтом стволов встречается достаточно редко, и это полностью заслуга именно сцепления выступа блока стволов и коробки.
ТОЗ-34
Конструкторы известного ружья ТОЗ-34 пошли еще дальше: в нем выступ на блоке стволов, который входит в колодку, в несколько раз больше, и поэтому он принимает на себя почти всю нагрузку. Впрочем, и само сцепление блока стволов с коробкой необычно.
В ТОЗ-34 нет оси, вокруг которой вращаются стволы, на блоке с каждой стороны выполнены концентрические выступы, входящие в аналогичные пазы в коробке. Площадь взаимодействия такого запирания в несколько раз больше, чем у традиционного варианта с осью.
К сожалению, конструкция ружья вызвала трудности у пользователей. Сначала проблемы возникли с разборкой. В оригинальном варианте, чтобы разобрать ружье, нужно было нажать на передний спуск и отвести ключ отпирания до упора вправо, после этого стволы свободно отделялись.
Попытки разобрать ружье, отведя ключ не до конца, приводили к поломке. Так как это простейшее действие вызывало массу нареканий, в итоге в конструкцию ввели специальный элемент для разборки — флажок, испортивший, на мой взгляд, красивую и гармоничную конструкцию.
Примыкание же стволов так и осталось проблемой, хотя тут нет ничего сложного, достаточно лишь один раз сделать все правильно самому. Тем не менее эти два фактора породили слухи, скажем так, о недружественном интерфейсе ТОЗ-34.
ТОЗ-Б
Ружья с горизонтальным расположением стволов — классика охотничьего оружия, а ТОЗ-Б и ТОЗ-БМ в этом плане особенно интересны.
В этих ружьях воплощены два наиболее интересных и распространенных варианта запирания, и прежде всего рамка Перде. В ТОЗ-Б она двойная и запирает оружие на два крюка.
Просто и надежно и для горизонталки достаточно, но конструкторы пошли дальше — добавили болт Гринера. Это верхнее запирание, при котором поперечный запирающий элемент входит в специальное ушко, расположенное вверху блока стволов.
Такое запирание не только надежно, но и разгружает ось, вокруг которых поворачиваются стволы. Именно поэтому ружья с таким запиранием живучи. В итоге на ТОЗ-Б, а позднее и на ТОЗ-БМ мы имеем сочетание двух вариантов запирания — надежных и неубиваемых.
К сожалению, сегодня на отечественном оружии такой вариант практически не встречается, прежде всего из-за трудоемкости ручной подгонки.
Как мы видим, при всем разнообразии у запираний есть общая черта: в основном все запирания нижние, и только у дорогого оружия встречаются замки в верхней части коробки. Это и понятно: изготовление и подгонка таких замков — занятие долгое и кропотливое, малоподходящее для серийного оружия.
Именно поэтому в большинстве наших ружей встречается простое и надежное нижнее запирание.
Что бы хотелось отметить напоследок? Как показала практика, основным бичом для износа или повреждения элементов запирания оружия становится не стрельба, а удары ружья, причем особенно сильно повреждают элементы запирания удары дульной части стволов.
Мало какой настрел (конечно, стандартными патронами) может сравниться с жесткой эксплуатацией оружия, при котором оно падает, ударяется стволами или испытывает нагрузки на излом.
Возможно, еще и этим объясняется то, что спортивные ружья выдерживают значительно больший настрел, чем охотничьи.
Комментарии (5)
Александр Воробьев
спасибо за статью
Леонид Галась
На мой взгляд материал очень поверхностный. Не затронуты современные тенденции затворов большинства вертикалок и другие элементы ружья влияющие на долговечность системы запирания.
Александр Арапов
Хорошая познавательная статья.
Однако, я бы не пел дифирамбы тройному запиранию у ТОЗ-Б и его клонов, плоть до МЦ-9. Может быть у ружей ЦКИБ или Перде подгонка такова, что работают все три элемента запирания, но у массовых тозовок, скорее всего, все три не работают вместе, что делает неубиваемость этих ружей мифом.
О каких нагрузках на излом и ударах стволами говорит автор? Это же ружьё, а не дубинка! И до кучи, некоторые ружья на фото не мешало бы почистить, хотя бы перед съёмкой.
Любопытно, что расположено в предохранительной скобе у якобы дорогого ружья на фото 3 так щедро украшенного "лепниной", резьбой, слёзками и прочей, в данном случае, эклектикой? Скоба необычно толстая и ещё видны два винта. Зачем?
1 ответ
Леонид Галась
А как тройное запирание может одновременно не работать? Запорная планка всегда будет входить в пазы подствольных крюков и гринер будет по месту, правда может не очень плотно, но это другой разговор. В плане неубиваемости, здесь правильнее было бы сказать о безопасности стрельбы из разболтанного ружья с тройным запиранием. Толстая спусковая скоба, такое ружье у меня было. Это не металл, что-то похожее на рог, а может искусственного происхождения, но всякие эбониты вроде появились позднее.
Леонид Галась
Вообще ружье на фото интересное. Похоже на одном стволе шнеллер, а возможно есть эжектора или самовзвод внешних курков. Возможно это парадокс или штуцер, если это так, то под черный порох. Трудно рассмотреть, но похоже стволы дамаск.