С одной стороны, «малые гладкоствольные» калибры, называемые у нас Ланкастерами, были именно как эрзац нарезных, за что, собственно, и поплатились. Но, с другой — надежда, что они сохранятся, все-таки есть.
ВСПОМНИМ ИСТОРИЮ
К появлению Ланкастеров, как обычно и бывает, привело несколько причин. Это большое количество армейского оружия и оружия, разработанного под армейские, нарезные, калибры. Законодательство позволяло продавать его после переделки только тем, у кого был пятилетний стаж владения гладкоствольным оружием, а таких было гораздо меньше, чем «первоходов».
Конечно, существовали такие ружья, как «Сайга-12» или «Вепрь-12», но потенциал в плане продаж у «настоящих» АК и АКМ был значительно выше. Выходом из данной ситуации стало сертифицирование нового патрона .366ТКМ, разработанного на базе гильзы 7,62х39 и имеющего аналогичные габаритные характеристики.
Интересно, что формально сделать такое было невозможно, поскольку изготавливать гладкоствольное оружие под нарезные калибры было запрещено законом, но, как оказалось, если патрон выглядит как нарезной, имеет характеристики нарезного, но сертифицирован как гладкий, это все меняет. Именно поэтому стало возможно переделать под него АКМ, АК, а позднее и СКС. Кроме того, под него без особых хлопот переделывались и родные магазины. Выход оказался удачным, и на рынок хлынуло большое количество карабинов под этот патрон. Следом потянулись и новые разработки на базе охотничьих карабинов под данный боеприпас, переделанные из карабинов калибра 7,62х39.
Сами переделки технически малоинтересны; благодаря небольшому количеству изменений они практически не отличаются от исходных карабинов. Интересно, что стволы на этом оружии оказались разными. Первые — это тот самый Ланкастер, овально-винтовая сверловка, давшая имя новым калибрам. Вторые — это стволы со сверловкой «Парадокс», то есть обычные нарезы, но длиной не более 140 мм, как того требовал закон. Спор, что было лучше, не урегулирован до сих пор, но теперь, видимо, это и неважно.
Как ни странно, оружие получилось удачное, а патрон вообще отличный. Заметим, что последовавший за ним 9,6/54 Ланкастер оказался мощнее и лучше своего нарезного аналога 9,3х53R.
Видимо, поэтому законодатель обратил внимание на это несоответствие (что нарезное оружие попало в руки граждан без стажа) и внес поправки, которые сделали все стволы Ланкстера и все несъемные парадоксы нарезным оружием.
Надо отметить, что переход оружия в нарезное не привел к тому, что патроны Ланкастер стали нарезными, они по закону так и остались гладкими, о чем мы расскажем ниже. Кроме того, под запрет не попали съемные насадки «Парадокс» длиною до 140 мм.
Сегодня идет переходный период, при котором все продающиеся Ланкастеры и «Парадоксы» являются нарезным оружием, а те, что куплены ранее, до перерегистрации, по факту являются гладкими. Именно этим объясняется, почему не требуют прямо сейчас отстрелять все оружие этого типа, находящееся на руках, и, как следствие, такое оружие не дает права на приобретение нарезного оружия, о чем мечтали его владельцы на первых этапах ввода поправок.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Действительно, перевод Ланкастеров в нарезное оружие резко сокращает интерес к ним и обесценивает то оружие, которое есть на руках. Тем не менее эти патроны уже вошли в обиход охотников и стрелков, выпуск их налажен, и нет оснований считать, что они просто сойдут со сцены. Такие калибры, как .366ТКМ, .366 Magnum и 9,6/54 получились удачными и прижились в арсенале охотников. Думаю, следует ожидать появления под них полностью нарезного оружия, которое поможет реализовать все их плюсы, избавившись от минусов. Это позволит поддержать сами калибры и простимулировать производителей патронов.
ОБХОДНОЙ МАНЕВР
Появившись как приспособление к нашему законодательству, Ланкастеры не могли просто уйти в нарезные винтовки. Производители начали искать выход. Рынок гладкоствольного оружия по сравнению с нарезным очень широк и привлекателен, он хорошо раскручен, подготовлена почва, причем не только в охотничьих, перечисленных выше калибрах, но и в спортивных вроде .345-го или 22 Altay. Так что бросать его было бы глупо. Вот тут и пригодилась лазейка: сами патроны остались гладкоствольными, а насадки с нарезами не запретили. В результате мы очень быстро увидели новые, полностью гладкоствольные «карабины», где ствол просто гладкая трубка, а калибры прежние. Почти все производители предлагают такие варианты, а некоторые разработали и новые, вроде ТК-506 — болт под .366 Маgnum.
Проблема в том, что малые калибры из полностью гладкого ствола не дают приемлемой кучности, поэтому использование насадки практически обязательно и, что хорошо, полностью законно.
Насколько такая лазейка будет рабочей, конечно, покажет время, а пока покупатели настроены критически, хотя надо отметить, что при появлении Ланкастеров настрой был аналогичным.
Какие же выводы можно сделать? Прежде всего надо признать очевидное: эра Ланкастеров подходит к концу, именно этот вариант практически стопроцентно уйдет в историю. Данный эксперимент был крайне интересен и полезен, но, к сожалению, закончился он совсем не так, как мы ожидали и хотели.
Данный эксперимент должен был показать, что нарезное оружие можно продавать охотникам без всякого стажа, на тех же условиях, что и гладкоствольное. И сама жизнь это показала: роста преступности с этим оружием не произошло, применение его в незаконных целях выявлено не было. Кроме того, данный сектор позволил нашим предприятиям получить дополнительную прибыль, а часть оружия со складов Минобороны пошла не в печь, а была продана за вполне приличные деньги. В общем, опыт получился однозначно положительный, а выводы из него совершенно противоположные. Оружие по сути запретили, поскольку с нарезным оружием Ланкастеры конкурировать не смогут, а значит, само оружие обесценится и интерес к нему будет потерян.
С патронами ситуация иная. Оставаясь гладкими по закону, они смогут продолжить свое развитие не только в рамках старых Ланкастеров, но и в рамках новых гладкоствольных ружей под них, а возможно, и новых полностью нарезных версиях. Тут надо отметить, что снаряжение патронов данных калибров не является сложной задачей, все для этого доступно, а матрицы отечественного производства стоят вменяемых денег. Кроме того, пули для Ланкастеров можно лить из свинца, и они хорошо работают. Все это делает Ланкастеры перспективными для охотника.
Что можно посоветовать тем, у кого есть Ланкастеры? Продавать это оружие сегодня практического не имеет смысла. Самый благоприятный момент был накануне вступления поправок, и он прошел. В тот момент оружие продавалось как гладкое, и продавалось очень дорого. Но с другой стороны, если вы покупали оружие для охоты, охотиться с ним можно и дальше. С уверенностью можно сказать, что с патронами проблем не будет, тот же Техкрим не только делает патроны, но и разрабатывает новые, в том числе и охотничьи пули.
Интересным направлением могло бы стать перестваливание старых Ланкастеров в нарезные калибры, особенно на это напрашиваются карабины, разработанные на базе патрона 9х19, но, скорее всего, учитывая косность наших заводов и цены на данную процедуру, ожидать подобного не приходится.
Жаль, конечно, что эксперимент не кончился отменой «нарезного стажа» или хотя бы его сокращением, но тут ничего не поделаешь. Логика не всегда срабатывает.
Комментарии (2)
Антон Карелин
"Логика не всегда срабатывает?" Мне кажется у политиков она вообще не работает. Как у женщин.
Антон Карелин