ЛЕГАШАТНИКИ И СПАНИЕЛИСТЫ ОБ ОХОТЕ

Все постоянные читатели журнала «Охотничьи собаки» и «Российской Охотничьей Газеты» знают о существовании научной группы «Вальдшнеп». В сферу его интересов попадает не только сам вальдшнеп, но и практически все основные объекты охоты с подружейными собаками на пернатую дичь.

В последние годы совместно с редакцией «РОГ» мы ежегодно проводим опросы и общаемся с сотнями любителей легавых и спаниелей. Они оказывают поистине неоценимую помощь в изучении птиц и особенностей современной отечественной охоты на них с подружейными собаками. Можно сказать, что в своей работе мы используем коллективный опыт и наблюдательность товарищей по страсти. И это очень важно. Как ни странно, несмотря на популярность у охотников вальдшнепа, болотно-луговых и полевых птиц, их биология и роль в охоте у нас в стране, то есть на их родине, пока изучена далеко недостаточно.

Каждое из административных подразделений, из которых складывается Россия, по масштабам под стать европейской стране. Регионы отличаются социально-экономическими характеристиками, природными условиями, видовым составом и обилием дичи, ее доступностью в различные периоды, охотничьими традициями, популярностью различных пород охотничьих собак, пристрастием охотников к определенным видам дичи, привычными размерами и составом добычи. Перечисленные характеристики зависят от природных и социальных условий и изменяются вместе с ними. Трудно представить познание всех этих тонкостей без помощи людей, небезразличных к судьбе отечественного собаководства и охоты, которые могут рассказать о реальной ситуации с дичью и охотой на местах, с чем они сталкиваются в процессе охотничьей практики.

Всем охотникам, приславшим заполненные анкеты и письма, мы выражаем искреннюю благодарность.

В этом обзоре нам хотелось отразить конкретные наблюдения, общие заботы и переживания охотников, которые содержатся в их письмах, сопровождающих анкеты. Некоторые письма, особенно те, где затрагиваются организация и практическая возможность охоты с легавыми и спаниелями, без преувеличения можно назвать «криком души».

Мы решили познакомить читателей «РОГ» с письмами охотников, приславших анкеты, исходя из соображений, что то, что интересно нам, будет интересно и другим энтузиастам культурной охоты, а также тем учреждениям и деятелям охотничьего хозяйства, в чей адрес направлена критика.

Чтобы соблюсти конфиденциальность и избежать ненужной рекламы, названия конкретных излюбленных мест, упоминающихся в письмах, сознательно опускаются. Надеемся, что на письма откликнутся читатели газеты и среагируют администрация и руководители охотничьего хозяйства, от которых напрямую зависят сроки охот и благоденствие охотников.

Сведения об охоте в Тверской области мы получили от С.А.Субботина. В письме ощущается личность автора, несмотря на то, что о себе он почти ничего прямо не говорит. Нам было приятно с ним познакомиться, думаем, что читателям «РОГ» тоже. «С пойнтером начал охотиться 8 лет назад, когда моей первой собаке было 6 месяцев. Натаску осуществлял по серой куропатке в поле, так как в тот сезон было очень сухо и все «потные» места пересохли. В районе моей постоянной охоты проведены были в свое время очень большие мелиоративные работы по осушению территории, прилегающей к г.Торжок. Поэтому при отсутствии осадков в течение одного месяца земля пересыхает и болотная дичь не задерживается или ее становится очень мало. Скапливается на отдельных небольших участках возле искусственных небольших водоемов для водопоя колхозного стада. Поэтому количество дупеля и бекаса сильно зависит от погоды в июле-сентябре. При выпадении обильных осадков увеличивается общая площадь влажных мест на выпасах скота и резко возрастает количество болотной дичи.

Местный дупель держится до первого сильного заморозка, что часто бывает около 15-17 августа, то есть практически в день открытия охоты.

Гаршнеп задерживается до установления холодов на прудах, где разводят рыбу, так как к октябрю воду сбрасывают для отлова рыбы и птица жирует на грязевых участках.

Тетерев постепенно восстанавливает численность и встречается чаще, чем в прошлые годы. В 2001 году в начале августа с двумя пойнтерами было разыскано 5 выводков, примерно по 6-8 птиц по опушкам смешанного леса».

Председатель охотколлектива, сеттерист С.Э.Афанасов сетует на трудности, с которыми сталкиваются молодые собаководы в постижении мастерства натаски своих питомцев и в обмене опытом с собратьями по интересам: «Очень обидно наблюдать, как постепенно разваливается охота с подружейными собаками, в частности с ирландским сеттером и пойнтером», — пишет он. Одну из причин этого Сергей Эрикович видит в большой возрастной разнице опытных легашатников-натасчиков (50 лет и более) и молодого поколения охотников, которых не так много, как хотелось бы. Сказанное он подтверждает собственным примером. «Мне 35 лет. Я только на пятом-шестом году охоты с ирландским сеттером Нильсом начал понимать какие-то тонкости охоты, состязаний и вообще работы своей собаки. Только по прошествии этого времени я чувствую то удовольствие, ту победу, которая может только, наверное, сравниться с получением пятерки в школе в далеком детстве».

Ю.К.Малыгин, работающий в Ярославской области егерем, любитель курцхааров, держащий двух собак, прислал очень хорошее письмо, где говорит о засухе, повлиявшей на распределение птиц по угодьям, и подробно описывает места встреч вальдшнепа. Теперь Юрий Константинович, ознакомившись с вопросами анкеты, будет еще более тщательно вести и записывать свои наблюдения, чтобы иметь возможность, содействуя работе группы «Вальдшнеп», в 2002 году сообщать побольше полезных сведений.

В.Ю.Локанов, охотящийся с курцхааром Жаном в Ярославской области, в дополнение к анкете приводит очень ценные выписки из охотничьего дневника о количестве поднятых вальдшнепов в каждый из выходов в угодья, указывает детально погодные условия, конкретно оценивает интенсивность пролета и высыпок, делится впечатлениями о наиболее интересных периодах охоты.

А.А.Маркелов из Пскова пишет, что последние 5 лет охотится мало по следующим причинам: «отсутствие согласия между охотобществами города и области (охота на боровую дичь и гуся) и военным охотобществом (здесь больше водоплавающей дичи); разница стоимости путевок для «своих» и «не своих» — в 3-5 раз(!); сложность приобретения разовых путевок, а иметь охотничьи билеты и там и здесь стало накладно; дороговизна самого процесса охоты; меньше свободного времени — необходимо бороться за собственное существование; сокращение численности многих видов дичи из-за угробленного сельского хозяйства Псковской области». В конце письма Александр Александрович пишет, что из собак предпочитает немецких легавых и особую любовь испытывает к дратхаарам — сильным, смелым, упорным, преданным, азартным (и хорошим сторожам). Говорит, что собаки этой породы из клуба Санкт-Петербурга замечательно работают как по птице, так и по зверю.

В.Н.Баков, регулярно (через 1-3 дня) охотящийся с дратхааром Рэмом в августе-начале сентября, пока птица держит стойку, рассказывает о своих впечатлениях о численности дичи в Ярославской области: «В 2001 году в связи с холодным летом дупеля практически не было, бекас встречался единично, тетеревиных выводков стало меньше, и состояли они не более, чем из трех хлопунцов. Но в этом году было много коростелей, и основная охота проводилась на них. Сам вальдшнепа не поднимал, но от друга-легашатника слышал, что в двадцатых числах октября у него на высыпках не хватало патронташа. Перепелиные выводки встречались года 3 назад, но в последние 2 года их не было».

В.И.Соловьев, постоянно держащий ирландских сеттеров, член МООиР с 1956 года, делится своими впечатлениями о численности дупеля, перепела и вальдшнепа в 2000 и 2001 гг. Письмо заканчивается просьбой, к которой присоединяются многие охотники с подружейными собаками: «Прошу от легашатников, если возможно, воздействовать на руководство Росохотрыболовсоюза и МООиР, чтобы в 2002 году предоставить возможность начать охоту с легавой на 2 недели раньше, луга без торфяников не пожароопасны, а птица уходит».

В своем письме дратхаарист из г.Долгопрудный Московской области А.А.Попков отождествляет научных сотрудников группы «Вальдшнеп» с чиновниками и адресует им, но в нашем лице, ряд упреков. Но это простительно, главное — суть вопросов. Он пишет: «Несомненно, опрос — дело нужное и ответственное. Сохраняя популяции охотничьих птиц, Вы доставляете огромную радость нам, охотникам-легашатникам, но этой радости с каждым годом становится все меньше и меньше.

Восьмой год я воспитываю свою собаку. С уверенностью могу сказать, она — слава и гордость этой породы. Отстаиваю честь породы на всевозможных выставках и испытаниях, а про охоту в поле и лесу с этой идеально поставленной собакой можно только мечтать.

Сроки открытия охоты с легавыми совпадают чуть ли не с первым выпавшим снегом. Складывается ощущение, что чиновники из МООиР специально толкают охотников на путь браконьерства.

Я очень люблю природу и охоту и никогда не позволю негуманного отношения к ней, но очень прошу Вас задуматься над криком души многих тысяч охотников, чье мнение я высказал».



научная группа «Вальдшнеп»
ГУ Центрохотконтроль