Бурите лунки заранее! 2023

Как-то очень быстро оно к нам подкралось. Еще вчера радовались смелым поклевкам щуки на блесны, а теперь – она лишь слегка прикусывает малюсенького живца и, потрепав его за хвост, уходит, даже не сдернув флажок жерлицы

Вот так оно бывает: у кого-то праздник перволедья только-только наступил, но праздника не чувствуется – глухозимье с его отвратительным клевом и жестким морозом процветает.

Еще в субботу мы навещали заветные места, но клева рыбы не застали: по паре матросиков словили, и все. Тяжеловато после такого фиаско снова возвращаться на эти же места, но рыболовы народ такой: даже в глубине души осознавая, что клевать, скорее всего, не будет, тем не менее, надеются, что осыпется на них манна небесная. Тем более, разработан за ночь целый план действий, по которому намеревался ловить весь сегодняшний день.

Кроме нас, в знаменитом заливе собирается человек пятнадцать. Теперь, после того как активный клев закончился, наступают в этой среде новые законы: рыбу прячь и никому не рассказывай. По перволедью все смело разбрасывали рыбу вокруг лунок – клевало у всех, но теперь клюет у грамотно подходящих к процессу рыбаков.

Выходим на берег вместе с огромной оравой зимников. Остаюсь на высоком берегу – наблюдаю, кто куда пойдет. Все рвутся подальше от левого берега – под правый. Кто-то бурится у пеньков, кто-то под прибрежный куст. Делают одну лунку и тут же на нее садятся. Обловив за пять минут, вскакивают, бегут делать следующую лунку и тут же садятся. Эх, неправильно, мужики, мыслите. Рыба сейчас ужасно боится шума ледобура, тем более что глубина в месте ловли не более метра. Поступаю по-другому: делаю вдоль ближнего берега, буквально в метре-двух от него, подряд серию из десяти лунок. Рыба явно сдвинулась оттуда, где набурил, но вскоре она обязательно вернется. Надо ждать. Те рыболовы, что сразу начинают ловить в сделанной лунке, как правило, своего часа не дожидаются – нетерпение гонит их сделать новую лунку, из-под которой рыба снова уйдет. Занимаю себя тем, что перевязываю на основной удочке мормышку и крючок-поводок. Минут двадцать проходит, пожалуй, можно и попробовать. Сегодня стоит свежая тонкая лесочка диаметром 0,08 мм и небольшая мормышка, на крючок которой теперь приходится насаживать по одному мотылику. В первой лунке глубина 80 см – никто не клюет. Иду дальше, здесь 60 см, но поклевок тоже нет. И только где-то в седьмой лунке происходит четкая поклевочка. Рыба стаскивает мотыля. Глубина здесь 25 см. Лунка заранее припорошена снегом – главное, не засветить. Насаживаю нового мотыля – и на подъеме кивок наливается живой тяжестью. Аккуратно беру в лунке сорожку граммов на 150. На такой глубине промежуток между поклевками может достигать и 5–7 минут, поэтому после пары пустых проводок сажусь на соседнюю лунку, здесь глубина уже 30 см. Но тут же – поклевка! Снова сорожка, около 100 граммов. Еще пара контрольный проводок – не клюет. Проверяю оставшиеся лунки, но там тишина. Пора вернуться на лунку, где поймал первую сорожку. Только опустил мормышку – тычок, есть сорога. Граммов под двести – ее уже тяжело взять на такой глубине, да с такой леской. Вываживанием распугал всю стайку, смещаюсь на вторую удачную лунку – там подряд выхватываю двух сорожек-близняшек граммов около ста, и снова тишина. Для очистки совести проверяю другие, более глубоководные лунки, что сделал поутру – но там не клюет. Забегая вперед, скажу, что больше в тот день лунок не делал, ловил в этих двух, где глубина была 25–30 см.

С пригорка спускается очередной рыбак – он, споткнувшись о корни дерева, лихо вылетает на лед. Из лунок аж вода горкой вышла. Орет на весь лес, обращаясь ко мне: «Ну что, клюет?». Отрицательно мотаю головой, и он удаляется.

После его танцев на льду с полчаса не клюет. Но потом начинается такое! С перерывом в две минуты, то с одной лунки, то с другой, начинаю доставать полновесных плотвиц. Учитывая небольшую глубину, получается это не очень удачно, и какая-то часть сходит, тем не менее, в соседней лунке уже ждет другая стайка. Приоткрываю ящик – там половина емкости наполнена живым серебром. Пожалуй, неплохо. Но часов с двенадцати вдруг по всему заливу пошел такой ужасный треск, что многие в ужасе повыскакивали их своих палаток. Оказалось, начал опускаться лед. В принципе, это неопасно. Но когда лед треснул рядом, клев как отрезало на полчаса. Как раз в это время некоторые рыбаки стали собираться домой. Основная и, пожалуй, единственная тропа проходит через мои лунки. Рыбаки проходят, интересуются о результатах, а я – об их. В ходе социологического опроса было выяснено, что пять вышедших рыбаков за все это время поймали три матросика. О своих результатах, естественно, промолчал. Смотрю – остальные не торопятся покидать водоем и целеустремленно буравят новые лунки. Значит, что-то ловят?

После перерыва вновь начинаются поклевки. Вяло, вяло, но постепенно расклевывается, и через каждые две-три минуты достаю очередную мерную плотву. Темп ловли отличный!

Но вдруг замечаю, ко мне движется человек – тот самый рыбак, что танцевал здесь поутру. Я тут же снимаю с крючка мотыля и, опустив мормышку на самое дно, сижу с грустным видом. Рыбак подходит, садится рядом на ящик и, слава Богу, не начинает бурить лунку. «Что-то не клюет...» – начинает он заунывно. «Ага». «Вот, помню, раньше...». Чувствую, это надолго. Для виду начинаю играть мормышкой без насадки. Почти уверен, что не клюнет – после обеда только на стоячку клевала. Но кивок уверенно гнется вниз. Мое лицо вытягивается в удивлении, но  не подсекаю. Гляжу, рыбак этот на мой кивок смотрит. «Все, хана...» – проносится в голове. Но рыбак не замечает, видимо, слеповат. От греха подальше, бросаю мормышку на дно и продолжаю слушать рассказы двадцатилетней давности. Наконец рыбак, не найдя понимания, вроде начинает собираться. Тут ни с того ни с сего начинает в моем ящике ерзать какая-то шустрая плотвица! Я в панике. Но, видимо, рыбачок не только слеповат, но и слегка глуховат, не замечает. И все бы отлично, если бы он не решил отбить от своего ледобура лед при помощи шумовки! Постучал своим металлом и ушел. Скорее насаживать мотыля, но не клюет, видимо, из-за шума. И только через двадцать минут начинаются поклевки. Уже темнеет, собираются рыбаки. Чтобы не опоздать на автобус, собираюсь тоже. В ящике – килограммов пять-шесть отборной сорожки. На остановке встречаю знакомых ребят – они ловили под противоположным берегом. Показывают свои уловы: у кого два, у кого три матросика. Кивают на мой ящик. Открываю крышку. Немая пауза. Один чуть было сразу не сорвался бежать на мои лунки, но подъезжает автобус. Всю дорогу до города пришлось объяснять, как действовал: как бурил лунки, какую леску ставил... В следующий выходной будет очередной массовый наплыв в этот залив, туда не поеду – толкотня там будет как на предновогодней распродаже рыболовных товаров. Лучше в Сидельниковский затон махну. Есть одна идея...