До постройки ГЭС в нижнем течении Волги были знатные места: многочисленные острова, обширные мели и солидные глубины между всем этим. Рыбы в ту пору было очень много, и с ее ловлей никаких проблем не возникало, не клюет одна – ловиться другая. С постройкой же Чебоксарской ГЭС многие хорошие места затопило, однако рыба до сих пор помнит какие-то из этих замечательных мест и прекрасно там ловится.
Проран, так называли участок Волги, глубокая поперечная протока между двумя островами, на которых в свою очередь росло много деревьев и кустарника. До затопления дерево местами срубили, а местами оставили. Сейчас, по прошествии многих лет, дерево еще и подгнило, но тем не менее, коряг много. Проран стал глубокой ямой, в которой все дно покрылось толстым слоем ила, по краям ее стоял непролазный коряжник.
И это были бы хорошие места для ловли судака, если бы не злосчастный ил. Как известно, клыкастый хищник – любитель твердого дна, а ил – это прерогатива других плотоядных. И жить бы здесь крупным фарватерным щукам, если бы не одно обстоятельство – щуки Чебоксарского водохранилища вот уже несколько лет избегают самых низовий водохранилища.
Какое-то время полагал, что проран так и закрепился за стаями лещей и сомов, которые здесь появлялись лишь в летний период, если бы не обнаружил там в один год скопление крупных одиночных окуней.
Решил навестить горбачей и в этом году, тем более что зима нынешнего года по крупному окуню выдалась урожайной, и в затопленном проране вполне можно было ожидать поимку самых выдающихся окуней низовий Чебоксарского водохранилища.
Поиск крупного окуня – дело несложное, куда тяжелее соблазнить этого самого горбача. Проран по сути – это протяженное донное углубление с илистым дном и множеством коряг. Максимальная глубина здесь сейчас около восьми метров, глубина далеко не окуневого формата, однако он здесь есть. Яма находится практически в самом центре прорана и представляет собой овальный участок три на пять метров. В яме обычно всегда происходит одна-две поклевки. Вокруг ямы ровная глубина с отдельными коряжками. Окунь поодиночке локализируется под этими самыми коряжками, однако клюет плохо, очень избирательно относясь к приманкам.
За этим ровным поливом глубина понижается, и с верхней стороны углубления имеется резкая, обрывистая бровка с множеством коряг, в которых тоже таится немало окуней. Если окунь здесь клюет, то обычно очень крупный.
Традиционно крупный окунь хорошо реагирует на вертикальные блесны и балансиры и совсем не ловится на мормышки.
На последней рыбалке решил отправиться в Проран, чтобы поискать там крупного окуня. В былые годы, когда на водохранилища окуня было больше, он здесь ловился просто здорово, в прошлом же году крупняка в яме не оказалось, удалось обнаружить лишь среднего размера окуньков на мелководье у ямы. Интересно было проверить, как там ситуация с горбачами в этом году?
Подошел к месту и серьезно призадумался, с чего начать? А выбрать было из чего. Для начала нужно было определиться, где здесь что. Первая пробуренная лунка попала точно на самое глубокое место. Немного смущало отсутствие старых лунок на месте, было очевидно, что популярностью проран зимой не пользуется. Летом здесь постоянно ловят на кольцо лещей и квочат сомов.
Ловить начал на блесну. Ближе к последнему льду хищник не очень любит резких движений блесны. Поэтому рывочки сегодня делаю короткие: буквально на 5-7 см и стараюсь проверять все слои воды. Окунь пока не реагирует, не отчаиваюсь, при ловле крупного горбача быстро ничего не получается.
Первая поклевка происходит лишь в третьей лунке, когда облавливал яму по периметру. Кто-то кротко остановил блесну в метре от дна, резко дернулся в сторону и отвалился с крючка. Судя по первому рывку, окунь был солидный. Это вселяло оптимизм.
На всякий случай проверяю яму еще парой лунок, но понимаю, что это, скорее всего, впустую. При ловле крупного окуня в таких местах у рыболова есть право лишь на одну поклевку. Крупный окунь здесь редко держится стайно или кучно, чаще всего он категоричный индивидуал. А солидность ему не позволяет после неудачи повторять поклевку.
Решаю сразу идти к бровке. Блесну веду той же проводкой. Поклевка произошла уже в третьей лунке. После поклевки окунь дал немного себя поднять, но тут же нырнул в коряги. Пришлось рвать леску.
Меняю лунку, бурюсь на достаточном расстоянии от места схода. На короткой проводке кто-то смело останавливает блесну и на этот раз просто отрывает блесну. Да, окунь в этом году здесь клюет очень крупный. Не могу даже примерно сказать вес клевавших рыбин, но очевидно, далеко за килограмм.
После третьего схода решаю уходить с бровки – окуни там все равно напуганы.
Остается лишь искать отдельные коряжки на поливах, там тоже любит держаться крупный окунь. Под одной коряжкой удалось поймать десяток средненьких, граммов по 300 окуней, но после таких сходов это не очень устраивало.
Следующую коряжку пришлось немало поискать. Однако здесь ждал сюрприз. На третьей проводке после слабенькой поклевки засек левиафана. Окунь как обычно дал себя поднять на метр-полтора и стал давить вниз. Но пускать его было нельзя – у дна была коряжка, уход в которую был бы нежелательным. Пришлось форсировать, леска, свежая 0,12, звенела стрункой. Пока подвел рыбу к лунке, несколько раз вспотел.
Теперь появилась проблема – как протащить высокого в теле окуня в узкую и длинную трубу лунки. Багра, конечно же, не было. Окунь еще, зараза полосатая, растопырил колючки и совсем не хотел протискиваться. И это все же удалось. Легший у лунки горбач очень выделялся на фоне белого снега. Горбач был черен, как трубочист и был очень похож на басса, черного американского окуня.
Весу в нем, очевидно, было больше полутора килограммов. Это самый крупный окунь, который когда-либо попадался в Проране, предыдущий по весу был 1350 граммов, в этом же оказалось 1560.
Под вечер вернулся на яму, где смог уговорить еще одного такого же черного окуня на 1300. На коряжистых бровках произошло еще две поклевки, но рыба на лед не попала – снова обрывы. Будет за чем вернуться в следующий раз!
Комментарии (0)