Синец, густера, белоглазка...

Изображение Синец, густера, белоглазка...
Изображение Синец, густера, белоглазка...

Началась весенняя стадия подледного ужения

Эта пора, несмотря на случающиеся с рыболовами холодные купания, замечательна тем, что рыбы некоторых видов начинают скапливаться в огромные и очень плотные косяки, медленно смещающиеся к своим постоянным нерестилищам. При этом клев в обнаруженной стае может быть таким, что положенная норма вылавливается за пару часов, а резкие уверенные поклевки, подобные ударам тока, замечаются не только по кивку, а передаются через удильник прямо в руку.

К самым «коллективным» рыбам обычно относятся лещ, плотва, синец (сопа), густера и белоглазка. И если с лещом и плотвой обычно не бывает проблем — в отличие от других рыб, они хорошо узнаваемы и ловля их изучена весьма досконально, то последние три из перечисленных рыб часто большинству удильщиков неизвестны либо они не отличают их от леща или подлещика. При этом, когда не ведется направленная ловля этих рыб, то и попадаются они лишь случайно. Например, рязанские рыболовы, чтобы не путаться в тонких морфологических признаках, придумали очень простой выход: они всех широкотелых рыб обозвали единым словом «лопырь», коим может оказаться и глазастая красноперая густера, и горбатый темноспинный подлещик, и серебристая белоглазка с очень длинным анальным плавником, и похожий на белоглазку синец, но обладающий из всех перечисленных рыб самой мелкой легко спадающей чешуей.  


Между тем, по повадкам эти рыбы рода Лещей весьма различаются и кулинарные их достоинства также неодинаковы. Завидным и признанным у рыбацких жен трофеем, конечно, считается крупный золотистый лещ. Но если один раз доведется наловить изрядное количество синца или белоглазки, не отличающихся внушительными размерами, не полениться их почистить и приготовить одно из привычных  блюд, то сразу станет ясно, что лещ их превосходит только более толстым слоем мяса, и это зачастую привлекает к нему основную массу рыбоедов. Мясо синца и белоглазки пусть и костляво, но необычайно жирно, нежно и ароматно при любом способе приготовления. А от копченого или вяленого, но не пересушенного синца едоков и за уши не оттащишь, пока не будет буквально обсосано каждое ребрышко. Превосходит по жирности леща и густера, но эта рыба из-за ее пристрастия питаться донными обрастаниями, сдирая их довольно жесткими губами, часто сильно отдает либо тиной, либо нефтепродуктами. Впрочем, на чистых водоемах густера, особенно крупная, весьма ценится рыболовами за ее своеобразное нежное мясо и очень бойкое поведение при вываживании.  


Густера не является столь редкой рыбой, как синец или белоглазка, и встречается повсеместно, важно лишь для успеха ее ловли знать, что на реках она не переносит мест с заметным течением и придерживается глубоких ям с твердым грунтом либо обширных тиховодных заливов, а на водохранилищах сопровождает стаи лещей, подбирая остатки их трапезы.  


Богата синцом и белоглазкой река Ока, но в ее верховьях преобладает белоглазка до полукилограмма весом, а от Рязани и ниже, вплоть до Волги, чаще ловится синец, который наибольших размеров и максимальных скоплений достигает уже на южных водохранилищах Волжского каскада. Эти рыбы очень хорошо адаптируются как на сильном течении быстрых рек, так и в спокойных условиях рукотворных морей, в некоторые из которых синца искусственно вселили. Теперь синец нередкий гость на крючке у рыболовов на Московском море. Весной эта рыба вместе с лещом, густерой и плотвой идет в верховья водоема, к устьям крупных притоков.  Здесь они активно клюют на играющего «чертика», предпочитая, чтобы на его крючки были подсажены либо мелкие опарыши, либо личинки репейной моли.  


Благодатные условия жизни нашел синец на бескрайних просторах Рыбинского водохранилища, изобилующего подводными буграми, мелями, островами и многочисленными затопленными руслами впадающих рек и речек. До поры последнего льда стаи синца удается обнаружить на подводных возвышениях в местах, удаленных от берега до 30 километров, особенно часто это случается в районе впадения Мологи. Однако в последнее время все чаще входы синца бывают к устьям больших притоков.