Спаниели используются во Франции гораздо реже, чем в англо-саксонских странах. Чтобы приблизиться к совершенству, удовольствие на охоте должно быть двойным: хорошо обученная собака с твердой стойкой и птица, склонная к выдумыванию самых хитрых уловок, чтобы уйти от охотника и его собаки.
Как и ее хозяин, легавая-вальдшнепятница должна быть страстной. Эта страсть к охоте заставит ее забыть об усталости, труднопроходимой местности, уколах ежевики и поможет ей распутать клубок запахов в подлеске. Страстная собака храбра и настойчива. Эти два качества необходимы для охоты на вальдшнепа, так как ветер с запахами птицы может провести охотника и его помощника по реальной полосе препятствий, придется пройти через колючие кусты, под низкой и густой растительностью, по иногда влажной и болотистой почве, где вода может доходить до середины голени.
Некоторые из укрытий вальдшнепов (заросли, молодая поросль хвойников) настолько непроходимы, что охотнику приходится полностью полагаться на свою собаку. Она одна, без чьей-либо помощи, имея совсем мало шансов, пойдет и исследует эти кущи, чтобы заставить взлететь лесную красавицу, которая взлетит навстречу ее хозяину или… отправится отдыхать в более укромное место.
АЗАРТ И НАСТОЙЧИВОСТЬ
Прежде чем стать артистом, легавая-вальдшнепятница должна быть хорошим работником. Собака истребителем идет к цели, никогда не переосмысливая задачу, выслеживает лесную птицу носом к земле, как гончая, и рыскает, как спаниель. Перед захватывающим зрелищем стойки часто бывает долгий и болезненный поиск в таких зарослях, где вам захочется надеть прочный защитный комбинезон.
Одним из главных качеств такой собаки является наличие характера, так как вальдшнеп этого заслуживает. У нее должна быть смелость идти в колючки, продираться сквозь чащу. Это редкость, когда молодая собака спонтанно пойдет в ежевику, которая жжет и рвет, причиняет боль. Неблагодарная работка! Хозяину тоже нужно идти туда, указывать путь, ободрять свою собаку, пока та не поймет, что дичь именно там, а не где-то еще. Кстати, охотники в такой местности, чтобы не порвать брюки о колючки, надевают поверх них кожаные легинсы-ноговицы по типу ковбойских.
Натаска на вальдшнепов — это долгая история, но она будет значительно облегчена, если вальдшнепов много. Выводить собаку придется часто, показывать ей максимум птиц с раннего возраста. Великий вальдшнепятник создается очень рано. Он должен увидеть много вальдшнепов.
Их иногда при нем будут обваливать в муке, но он сумеет сохранить уроки, становясь с возрастом, как хорошее вино, только лучше. Лишь через два или три сезона он выдаст все лучшее, на что способен. Исключительный вальдшнепятник — это всегда многоопытная собака.
УМ И ОПЫТ
Собака также должна быть умной и работать не на себя, а на своего хозяина, чтобы позволить ему стрелять много птиц. Ее интеллект — это инициатива, способность приспосабливаться, хитрость перед лицом дичи с запутанным и часто непредсказуемым поведением.
Осторожно, по нескольку раз сверяясь с запахом, эти собаки, благодаря идеальному исследованию местности, способны поднять вальдшнепа из разных мест, они способны «чуять лес». Собака понимает «смысл местности», следуя известному английскому выражению bird finding brains, то есть имеет «находящий птиц мозг». Некоторые собаки так хорошо владеют этим мастерством, что сами ищут птиц одну за другой, даже без указаний своего хозяина.
Есть и такие умнички, которые обходят вальдшнепа, чтобы заставить его вылететь на охотника, такие, которые обозначают свое место стойки одиночным бряканьем колокольчика. И еще такие, которые лают на птицу при ее взлете, сигнализируя об этом опоздавшему или неудачно расположившемуся охотнику.
Наиболее редка собака, «сообщающая о своей стойке», т.е. появляющаяся перед своим хозяином, чтобы направить его к вальдшнепу, которого она только что обнаружила.
Конечно, врожденные качества легавой собаки тоже существенны. Ее нос должен быть мощным и тонким, чтобы различать тонкие запахи птицы, смешанные с щедрым ароматом лесной подстилки. Ее стойка должна быть безукоризненной твердости. Прогулка в подлеске — это всегда множество препятствий. Охотник должен успеть перешагнуть через поваленное дерево, протиснуться через папоротники, обойти ежевику, чтобы занять позицию для стрельбы. По всем этим причинам надо избегать отзыва собаки со стойки и, наоборот, давать ей держать стойку как можно дольше.
Вальдшнеп или улетит сам, или охотник, медленно продвигаясь вперед, заставит птицу подняться. Найдите собаку на стойке, пусть все пройдет не гладко, но это придаст очарования охоте. Когда две легавые охотятся вместе, секундирование становится абсолютно необходимым. Собака, находясь в поиске, должна быть осмотрительной, чтобы сразу остановиться при виде своего товарища на стойке. Какое это чудесное зрелище!
Не будучи обязательной, подача является плюсом, которым не надо пренебрегать. В холмистой местности или в поле, заросшем кустарником, что бывает часто, вы избежите потери птицы. Отличная подача, когда собака отдает вальдшнепа вам в руку, ставит точку в охотничьем действе и наполняет охотника счастьем.
КАКУЮ ПОРОДУ ВЫБРАТЬ?
С этим согласны все или почти все: порода не имеет большого значения и только соответствует вкусу каждого из нас. Но легавая, обладающая описанными выше качествами, с большей вероятностью станет хорошей вальдшнепятницей. При условии, что ее хозяин имеет достаточно знаний, выявляет и развивает способности своего четвероногого помощника.
По традиции охотники на вальдшнепов обычно предпочитают светлых собак, потому что в лесу они лучше видны. Этот критерий, на наш взгляд, не определяющий, потому что темная собака образует пятно, которое также легко обнаружить.
Если выбор породы чаще всего зависит от симпатий охотника, то характер биотопа и плотность птиц могут иметь значение. В районах, где вальдшнепы немногочисленны и где приходится много ходить, могут быть предпочтительны островные породы с более широким челноком. Они исследуют большие площади, берут на себя больше рисков и увеличивают шансы найти птиц. Континентальные собаки больше охотятся под ружьем, ближе к своим владельцам. Может оказаться, что они лучше подходят для более закрытых и сильно загущенных сред.
На самом деле, будь то британская или континентальная легавая, она в большинстве случаев адаптирует свой поиск к территории. Лес, в отличие от поля, практически уравнивает всех.
Все британские породы — превосходные специалисты. Особенно широко распространен английский сеттер, который высоко ценится своим пылом, поисковыми качествами, сопротивлением травмам от колючек и неподражаемым стилем, скользящим, стелющимся над землей галопом. Его движения гибкие, кошачьи. Когда он ловит запах птицы, его тело низко опускается к земле. Это единственная собака с лежачей стойкой (в меньшей степени перед вальдшнепом, в зависимости от биотопа и расстояния до птицы).
Пойнтер — наиболее эффектная собака из всех легавых, что объясняет ее популярность. Благодаря большой селекционной работе, эта порода достигла очень высокого уровня.
Сеттер Гордон в черном окрасе с подпалом также хорошо известен. Он отличается надежностью, редко делает пустые стойки и имеет исключительную выносливость. Он может охотиться целый день с таким же рвением, как в начале дня, не сдаваясь и не демонстрируя усталости. Это приятная собака, хороший ретривер, и ею легко управлять в поле.
Ирландский сеттер используется гораздо реже из-за меньшей численности и отбора, слишком ориентированного только на красоту. Тем не менее эта легавая может быть очень эффективной на охоте на вальдшнепа при умении направлять ее темперамент. «Красный дьявол» подойдет не каждому.
Если сравнивать с приверженцами английского сеттера, то пойнтер насчитает не меньше фанатов. Конечно, по своим качествам (сила обоняния, твердость стойки) и при всех эмоциях, которые он вызывает благодаря своей элегантности, величественности головы, движениям великого лорда, даже в лесу он — король.
Среди континентальных пород самая многочисленная во Франции — это бретонский эпаньоль. Порода эта занимает первое место с большим отрывом. Эпаньоль давно уже не деревенская собачка, коренастая и игривая, рожденная самой жизнью. В нем сейчас есть все, чтобы соблазнить самого искушенного охотника. С бонусом в виде ума, с одной стороны, и способностью выше среднего к адаптации, с другой. Он великолепный специалист-вальдшнепятник.
Французский эпаньоль крупнее. Это мощная, волевая и хорошо сложенная собака. Другие эпаньоли (Пикард, Блю де Пикард, Пон-Одемер, Мюнстер) встречаются реже.
Среди бракков курцхаар поднялся на самый верх рейтинга легавых собак, часто соперничая с бретонским эпаньолем. Это очень правильная собака, сохраняющая постоянство в работе, предприимчивая и упорная, с прекрасным характером для подачи.
Те же общие качества обнаруживаются у дратхааров, породы немецкого происхождения, которая хорошо распространилась во Франции.
СЕКРЕТЫ БЕКАСЬЕ
Вальдшнепы как люди: есть уверенные в себе и добродушные, хитрые и дикие. Вальдшнепы не встречаются в лесу где попало. Некоторые места более привлекательны для них, там бронзовые птицы обитают из года в год. Знание этих «волшебных» мест — вот истинная сила. «Старые вальдшнепятники», которые волочили свои сапоги веками по лесам, часто умеют узнавать по запаху в лесу хорошие уголки для вальдшнепов...
«Вальдшнепиные места» остаются прекрасными до тех пор, пока среда обитания не меняется слишком сильно, но довольно часто в новых перелесках также можно обнаружить лесных куликов.
Опыт собаки — это основное качество. Привычка, рутина вылазок хозяина помогают ей запоминать детально каждое место. Такая мудрая собака упредит решение охотника и будет искать без команды следующую дневку птицы.
Пусть птица убегает, собака постарается обойти ее, чтобы заблокировать под ружье. Именно в эти моменты измеряется качество пары, образованной охотником и его собакой. Большой, средний или короткий поиск не имеют большого значения. Выбор зависит прежде всего от вкуса охотника, который предпочтет, чтобы его компаньон работал вдали от него или «натирал его сапоги», чтобы ничего не потерять из виду. В обоих случаях страсть к охоте и твердая стойка — ключ к успеху.
В лесу постоянный контакт с собакой не всегда удобен. Большая часть охотников снабжает своего спутника колокольчиком. Любое прерывание звона настораживает охотника: стойка? А короткое позвякивание, перемежающееся длительными периодами молчания, свидетельствует об осторожном приближении собаки по струе запаха (потяжка), чтобы не поднять птицу на крыло. Охотника эта «музыка» возбуждает больше всего, даже больше вида дичи на столе.
Охота на вальдшнепа — занятие индивидуальное, одиночное. Вальдшнеп имеет ярко выраженный вкус к одиночеству. Охотник на вальдшнепа также предпочитает ритмичный звон колокольчика на шее своего помощника, а не крики загонщиков или других охотников. Страсть и разум обеспечат будущее вальдшнепа.
Комментарии (0)