Смотрит ли рыба на часы?

Кто из активно ловящих джиг-спиннингистов не сталкивался с такой ситуацией, что активные (и продуктивные) поклевки хищной рыбы происходят в один какой-то определенный момент?

Кому-то может показаться бутафорией, но изучив за последние шесть-семь лет порядка тридцати «точек» в низовьях Чебоксарского водохранилища, я пришел к однозначному выводу, что выход на эти самые точки носит предсказуемый характер.

И это вовсе не фикция, многолетняя статистика только подтверждает мое мнение.

Для начала поговорим о глобальных, массовых выходах, которые случаются повсеместно – как у нас, на Чебоксарском водохранилище, так и на Оке под Рязанью, и где бы то ни было еще в средней полосе России в одно определенное время. Эти «выходы» знакомы абсолютно всем и носят названия утреннего и вечернего клева.

Хочу сразу предупредить, что сейчас говорю  о спиннинговой ловле судака.

Итак, утренний клев. На всех известных мне точках он начинается лишь тогда, когда из-за леса выходит самый краешек солнца или еще в сумерках, когда начинает алеть на востоке. Длится клев, как правило, не более двух часов и фактически повсеместно на всех стандартных судачьих местах. Поклевки следуют одна за другой, но в какой-то момент они разом заканчиваются. И лишь окунь может проявить себя в это время. Но вот пройдет час-полтора и клев судака возобновляется, но уже на более глубоких местах. Так происходит осенью. Летом картина несколько иная: активные утренние поклевки на 2-4-метровых бровках, через час после затишья судака можно обнаружить лишь по границе термоклина, но уже не под берегом.

Возникает вопрос: почему рыба после утреннего клева перестает себя проявлять на целый час, а уже позже обнаруживает себя на больших глубинах? Итак, вот каким я вижу объяснение этого явления. С утра судак подходит к берегу, где стоит его потенциальная добыча, и «шерстит» в стайках тюльки. Он явно гоняет стадо мелочи вдоль берега, поджимая коллективно ее под берег. Бой продолжается часа два, до того как дадут течение. Эта повседневная процедура вносит свои изменения в жизнь всех обитателей водоема и они перестраиваются под новые условия. «Перестройка» выражается как раз в переходе на более значительные глубины. Есть исключение. Так не бывает поздней осенью, позднеосенний судак – обитатель больших глубин.

Лично для меня больший интерес представляет вечерний клев. Именно по вечерам я вылавливал свои самые значимые трофеи как судачьей, так и сомовьей породы.

На наших местах вечерний клев начинается часов так в шесть вечера и продолжается до темноты. Поклевки прекращаются где-то через полчаса-час после того как солнце уйдет за гребень леса. Самый пик клева наблюдается в тот момент, когда солнце только-только село за горизонт.

Ночной клев судака очень явно регламентирован: первые поклевки на ночных перекатах начинаются где-то через полчаса после заката и заканчивается клев уже в полной темноте где-то через час-полтора. Вторая волна ночной активности наблюдается лишь часа в 2–3 утра, но этот выход очень скоротечен и больше пяти судаков приносит редко.

В завершении разговора об утреннем и вечернем  клеве следует сказать, что бывают определенные годы, когда утреннего и вечернего клева нет вообще! Такая ситуация, в частности, сложилась в этом году на одной точке. До восьми часов утра и после восьми вечера судак не клевал вовсе ни весной, ни летом!

На определенном участке водохранилища может сразу находиться несколько стай судака и их на «подходах» удается ловить целый день с перерывами в клеве от 15 минут до полутора часов.

Теперь же остановимся на клеве судака, а точнее на «выходах» в определенное время на определенном месте. Я сам бы еще лет пять назад не поверил бы, что рыбалку можно действительно планировать и расписать буквально так: 7:10–8:30 – точка № 1, 8:35–9:05 – точка № 2, 9:15–9:25 – точка № 3.

Я уже давно пришел к выводу, что каждая точка индивидуальна. Не бывает двух абсолютно одинаковых точек!
Еще одно, что я понял, у каждой точки имеются свои хозяева. Здесь сразу стоит отметить,  что сейчас не беру во внимание прибрежные точки, а говорю о прифарватерных. На прибрежных бровках выходы судака носят проходной характер, т.е. одну бровку посещает сразу несколько судачьих стай, особи которых размерами отличаются друг от друга.

Знаю немало мест, где местной (так называемыми хозяевами) является стая судаков одного определенного веса. Сюда могут подходить пришлые, но их появление на точке носит непредсказуемый характер и его нельзя систематизировать.

Что еще заметил, хозяева точки могут находиться в окрестностях или недалеко от этой точки, но не клевать. Но в один какой-то определенный момент они все выходят на жировку. Жор длится, как правило, не больше двадцати минут, но выловить можно за это время десяток-полтора хвостов.

Помню случай в прошлом году. Заплыл на только мне известную бровку и начал ее облавливать. Знал, что клев на ней начинается часов так в полдесятого, у меня было еще с полчаса «свободного» времени, но я все равно обстукивал бровку. Рыба не клевала, но явно присутствовала: чувствовал, как поролонка скачет по каким-то аномальным предметам, но поклевок не было. В итоге, в очередной раз шаркнув по чьей-то спине, я кого-то забагрил. Вытащил килограммового судачка, крючок зацепился в окрестностях спинного плавника.

Но вот подошло время, и первая же уверенная поклевка, случившаяся ровно в полдесятого, принесла килограммового судачка. Выход длился минут 25–30 и так же неожиданно затих, как и начался. Поймано было одиннадцать хвостов, все в районе 900–1100 граммов, и это притом, что не было ни одной пустой поклевки. После окончания «выхода» поменял место и встал на следующую бровку, которая находилась метрах в трехстах от предыдущей. Оставался целый час до начала клева (уже знал, во сколько он тут начинается), но я все равно решил половить. И снова ни одной поклевки.

Но вот подходит время, и долгожданный удар приносит судачка килограмма на полтора. На этой точке клев длился всего лишь минут десять, и выловить я успел три хвоста, все в районе 1400–1700 граммов. После окончания клева быстро заработал веслами в сторону еще одной точки, памятуя, что выход на ней будет минут через пять и что судак, если он там начнет клевать, как на подбор крупный.