Летние горбачи

В самом начале лета ловить крупного окуня сложно: он еще недостаточно «отболел» после нереста

По статистике, наиболее активный летний клев крупного окуня у меня случался в начале и в конце июня, и вторая волна активности – ближе к середине августа.

Почти весь июль поймать крупного горбача очень непросто. Поимки, конечно, случаются, но они бессистемны, их можно даже отнести к случайностям. Вообще, самый плотный график рыбалок у меня приходится на промежуток с середины июня по середину августа. Бывает даже так, что несколько недель каждый день хожу на рыбалку даже по два раза. Имея возможность (загородный дом находится в десяти минутах ходьбы от водохранилища), встаю в три утра и ловлю до полудня, в этот же день, отоспавшись, выхожу в 18:00 и ловлю до заката. И так – из года в год. Поэтому у меня есть все основания делать соответствующие выводы. График клева крупного окуня имеет свой пик в конце июня, потом плавный спуск почти до ноля (от 0 до 1 крупного окуня за день ловли) в середине июля, затем с третьей декады июля плавный подъем с ярко выраженным пиком во второй половине августа. Теперь остановимся на конкретных ситуациях.

ПРИБРЕЖНЫЕ БРОВКИ

Сначала разберемся с понятием «прибрежная бровка». Под этим мной подразумевается перепад глубин около берега с 1–1,2 м до 2,5–3 м. Как правило, перед этой бровкой или же прямо на ее вершине летом бывает очень много водорослей. Нет, это не тема для «вертушечника». Здесь уместней будет джиг или спиннер-бейт. В сезоне 2006 года сложилась весьма интересная ситуация: крупный окунь покинул плесы, на которых он до этого любил устраивать шумные охоты и что называется «ушел в подполье», то есть под берег, на прибрежные бровки. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2001 году. Весь (!) окунь разбился на небольшие стайки (по 2–5 особей) и рассредоточился по линии прибрежного свала. Причем в стайке или только мелкий (100–200 гр.), или исключительно крупный (от 700 гр. и выше).

В итоге тщательное прицельное облавливание свала приносит или 150-граммового окунька, или на 800–1300 граммов, причем частенько бывает, что килограммовый преобладает. А рыба «среднего диапазона» (300–400 гр.) как будто исчезла... Здесь, кстати, на практике можно убедиться в правомерности существования пословицы «Большому куску рот радуется», разумно увеличивая размер приманки, мы отсекаем мелочь.

Как ни странно, самым продуктивным на окуня является песчаный прибрежный свал, то есть пляжный. Да, бывает, встречаешь на себе удивленные взгляды купающихся, забрасывая какой-нибудь спиннер-бейт и стоя по пояс в воде. Но стоит приподнять кукан (прицепленный к плавкам), как сразу же следуют предложения продать рыбу. Помногу на пляжах не попадается, но один-два, а то и три-четыре граммов по 900 вылавливаются стабильно.

Иногда, если место не облюбовано купающимися, его проще обловить с лодки. Мы встаем в двадцати метрах от прибрежной бровки, забрасываем джиг на полуметровую глубину и стаскиваем с бровки. Здесь же случается поймать, как ни странно, сома...

В качестве приманки применяю мясистые и довольно большие твистеры (до 8–9 см), вес «чебурашки» подбирается экспериментально и чаще всего укладывается в диапазон от 4 до 8 граммов. Одинарные и тройные крючки на приманку не ставлю, предпочитаю двойники – с ними у рыбы меньше шансов сойти. Одинарник – он и в Африке одинарник, а вот тройник, цепляясь то одним крючком, то другим, помогает всему тройнику только освободиться от рыбы...

Джиг эффективен, если окунь пассивный. Если же окунь голодный, его легче соблазнить более приметной и шумящей приманкой – и спиннер-бейт здесь весьма кстати. Его лучше проводить «шаркающей» проводкой, существенно не удаляясь от дна.

Спиннер-бейт чаще применяю при ловле с берега. Наиболее эффективным он был в моих руках только при определенной подаче. Заброс, опускаем до дна, несильной потяжкой отрываем от дна, снова опускаем до дна и очень-очень медленно подматываем, потом (где-то через метров пять проводки) делаем рывок-потяжку, в результате которой приманка взлетает на полметра и снова опускаем и продолжаем вести очень медленно. Поклевки бывают как на опускании спиннер-бейта, так и во время медленного подтягивания к берегу.

СУДАЧЬИ ЯМЫ И КАМЕНИСТЫЕ БРОВКИ

Крупный окунь – частый сопутствующий трофей при ловле судака. Неоднократно вылавливал окуней весом до полутора килограммов на глубоких (9–12 м) ямах.

Также часто снимал с каменистой бровки «дежурного» окуня весом от 900 до 1200 гр. на достаточно большой для окуня глубине – свыше 7 метров.

Но здесь у меня была одна очень интересная хитрость – ловил окуней выше дна прямо над «вкусной» бровкой или ямой. А все получилось случайно. Я вел поиск вялого летнего судака на глубокой яме и однажды просто стал выматывать приманку, чтобы поменять место. Когда приманка вышла в полводы над самым глубоким местом в яме (13 м), произошла поклевка, итогом которой стал килограммовый окунь. Потом уже систематически (но опять же ловля происходила только летом; весной и осенью такая тактика срабатывала крайне редко) ловил крупных горбачей в полводы на весьма глубоких местах и над каменистыми бровками.

Здесь уже эффективней будет работать воблер с заглублением до пяти метров. Это единственный случай, когда ловлю на «дорожку» с ныряющим воблером. Также эффективен «Кастмастер» весом 12–18 граммов, который ведется «ступенькой» в полводы.

Вечерами на таких местах, также в полводы, я ловлю крупных окуней на раттлин, которому на передний тройничок навешиваю свинца – для того чтобы воблер не заваливался на бок и глубже уходил.

Ловля в полводы эффективна в августе – видимо, еще сохраняются остатки (а может быть, привычки рыбы?) от термоклина. По крайней мере, в конце июня в полводы крупных окуней ловил закрайне редко.