Вспомнились студенческие годы, когда, прохаживаясь теплым летом вдоль спокойной реки Свислочь, что протекает через центр белорусской столицы, тоже удивленно обращал внимание на то, как из глубины довольно чистоводной реки быстро и без опаски поднимаются к поверхности воды небольшие рыбки, похожие на плотвичек или верховок. Не пугаясь стоявших у бетонного парапета рыболовов и многочисленных прохожих, они, достигнув цели, жадно глотали воздух широко открытыми ртами. Клевала рыба редко, но пожилые горожане из близлежащих многоэтажек не торопились уходить, стараясь обеспечить вкусный ужин своим любимцам-котам.
В один из таких беззаботных дней я присмотрелся к уловам пенсионеров: на чешуе каждой выловленной рыбки имелись небольшие округлые язвочки, окруженные красноватым ореолом. Тогда я еще не начинал изучение в медицинском институте курса паразитологии и не знал о болезнях человека, передающихся ему от домашних и диких животных, а также возникающих после употребления больной рыбы. Но документальные “картинки” из молодости не забылись, а недавно я получил еще один импульс вспомнить о них.
В популярной газете сообщалось, что 39-летняя москвичка пришла на прием к врачу с высокой температурой (почти 40 градусов). Вначале медик районной амбулатории предположил, что у пациентки грипп, который в те дни приковал к постели сотни жителей столицы. Но в ходе беседы выяснилось, что накануне на работе женщину угостили маленькой вяленой рыбкой, похожей на плотву, с красноватыми язвочками на чешуе. Эту рыбу выловили в одной из рек Урала. Кстати, приехавший в гости к приятельнице заболевшей женщины родственник упоминал, что эти рыбки тоже поднимались на поверхность и широко открывали рты, заглатывая воздух…
Указанные симптомы — характерное подтверждение и предупреждение для человека: эта рыба и летом, и зимой страдает от биогельминтов, то есть от плоских и круглых червей, называемых в просторечье глистами. В любое время года она может заразить ими не только рыбоядных животных — кошек, лисиц, медведей, собак, свиней, но и человека.
Наиболее часто в нашей стране встречается широкий лентец — лентовидный гельминт с расчлененным телом. Его общая длина составляет 10 м и более. Головка этого паразита (сколекс) снабжена цепкими элементами фиксации — присосками. Широкий лентец поглощает огромное количество питательного материала, создавая пищевой дефицит для организма человека. За месяц он вырастает на несколько метров. Срок жизни лентеца в организме человека — более десяти лет.
Сложный цикл развития лентеца изучен учеными-гельминтологами подробно. Яйца лентеца, снабженные защитными оболочками, созревают в пресных водоемах, где из них выходят личинки, свободно плавающие с помощью многочисленных тончайших ресничек. Их проглатывают промежуточные “хозяева” — веслоногие рачки, называемые циклопами, в полости которых развивается следующая стадия паразита. Циклопов заглатывает рыба (второй промежуточный “хозяин”), а в ее мышцах и внутренних органах развиваются следующие формы этого биогельминта — плероцеркоиды. Человек, употребляя зараженных ими рыб, становится окончательным теплокровным “хозяином” взрослой формы опасного паразита — широкого лентеца.
От латинского названия широкого лентеца (Diphyllobothrium latum) происходит и название хронической болезни человека — дифиллоботриоз. Им довольно часто страдают люди, занимающиеся рыболовством в озерах и бассейнах рек северных и северо-западных районов европейской части Российской Федерации. В азиатских регионах это заболевание встречается по берегам Енисея, Индигирки, Лены, Оби и Таза, на Дальнем Востоке — в нижнем плесе Амура и на острове Сахалин. Яйца широкого лентеца из тонкой кишки человека попадают в почву и водоемы, где и начинается новый цикл развития паразита.
Клинически болезнь проявляется тошнотой, рвотой, болями в верхней части живота или по всему животу (вне связи с приемом пищи), понижением, а чаще повышением аппетита и неустойчивым стулом (запоры, поносы). Иногда на коже (в ответ на присутствие в организме чужеродного белка и токсинов лентеца) появляется аллергическая сыпь — крапивница или возникают судороги типа эпилептических. Человека беспокоят слабость, сонливость, головокружения, падение трудоспособности, боли в языке и пищеводе при прохождении пищи. У него отекают ноги и подкожная клетчатка туловища, кожа становится бледной с желтоватым оттенком, сосочки слизистой оболочки языка сглаживаются. Такой язык медики называют “лакированным”.
Особенно часто можно заразиться широким лентецом, употребляя в пищу рыбу, пойманную в крупных водохранилищах. Там создаются экологические условия, в частности относительно стоячая вода, благоприятствующие размножению промежуточных и дополнительных “хозяев” паразитов. Отрицательную роль при этом играет и спуск в воду нечистот из пароходов и прогулочных судов.
Под Москвой очаги дифиллоботриоза нередко появляются в селениях, прилегающих к Истринскому и Икшинскому водохранилищам. Особенно интенсивны очаги дифиллоботриоза на Волге — от Московского моря и канала имени Москвы до Астрахани, а также на Горьковском, Куйбышевском и Волгоградском водохранилищах.
В приведенном случае с 39-летней женщиной, употребившей вяленую рыбу из уральской реки, врачи диагностировали острый описторхоз. Такую болезнь вызывает кошачий сосальщик или кошачья двуустка (Opissthorhis felineus). Это тоже плоский, но маленький червь длиной от 4 до 13 мм, с листовидной формой тела. Он также имеет присоски для фиксации в слизистых оболочках желчного пузыря, протоках поджелудочной железы и желчного пузыря человека, кошки, лисицы, песца, свиньи, собаки и других животных, употребляющих в пищу рыбу.
Первым промежуточным “хозяином” яиц кошачьего сосальщика становятся пресноводные улитки, а вторым — рыбы семейства карповых. Это густера, елец, лещ, подуст, плотва, сазан, усач, жерех. В теле улиток (моллюсков) происходит размножение паразитов, которые покидают моллюска и свободно плавают в воде, внедряясь через внешние покровы в мышцы второго промежуточного “хозяина”. Человек заражается после того, как съест сырую, малосольную или недостаточно термически обработанную рыбу. Заболев, он же становится разносчиком описторхоза. Один из вариантов жизненного цикла биогельминтов и заражения ими человека представлен на схематическом рисунке.
В низовьях Амура и притоках Уссури регистрируются случаи, когда рыбу поражает мелкий (0,5 мм) паразит — нанофиетус. И в этой области, оказывается, давно присутствует понятие “нано”. Этот плоский червь локализуется в тонкой кишке человека, волка, кошки, медведя, норки, собаки, и других животных. Первым же промежуточным “хозяином” нанофиетуса тоже становятся пресноводные моллюски, а вторым рыбы: ленок, таймень, хариус.
Какие же меры личной профилактики позволяют избежать заражения всеми перечисленными паразитами? Это употребление рыбы только в хорошо прожаренном или проваренном, просоленном, промороженном, горяче-прокопченном виде. Не рекомендуется есть свежую малосольную икру рыб, особенно икру щуки. Личинки широкого лентеца в икре этой хищной рыбы погибают только через 6 часов в пятипроцентном посоле. В более мелкой рыбе личинки гибнут через сутки при погружении ее в 25-процентный раствор соли, в крупной рыбе — лишь через 10 дней. Замораживать щуку весом 1000–1200 г желательно в течение двух часов при температуре минус 32–33 градуса. Замораживание пеляди при температуре минус 18–40 градусов приведет к гибели паразитов не ранее, чем через шесть часов. Жарить подозрительную на биогельминты рыбу нужно только в “распластанном” виде 20–40 минут в зависимости от размеров порций.
Лечат дифиллоботриоз давно известным акрихином или дихлорофеном, трихлорофеном, кукурбином, фенасалом и филиксаном. В домашних условиях можно использовать экстракт папоротника и семена тыквы. Но лучше это делать под наблюдением врача или в клинических условиях инфекционной больницы, где динамические лабораторные исследования помогут установить, что паразит под воздействием комплекса лечения погиб и вышли не только его омертвевшие членики, но и живучие головки с присосками. Контроль результатов лечения проводят через один и два месяца, а лабораторные анализы повторяют через три-пять дней.
Описторхоз успешно поддается лечению хлоксилом, фуадином, гексахлорэтаном и рвотным камнем (винносурьмянокалиевой солью). Но даже через пять недель после приема лечебных препаратов заболевшему не удается полностью освободиться от погибших паразитов и их многочисленных яиц. Окончательный вывод об эффективности лечения делают через три — четыре месяца наблюдения за больным человеком.
Комментарии (0)